Официальный сайт fresher 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Наш первый университет»

Фото пользователя Ирина Михайловна Лазарева
Размещено: Ирина Михайловна Лазарева - пн, 28/11/2011 - 00:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лазарева Ирина Михайловна
Место работы, должность: 
МБОУ Михайловская СОШ №15, библиотекарь
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

 

учащиеся смогут:

1. называть вклад М.В.Ломоносова в развитие географической науки

 2.высказывать свое суждение по вопросу обосновных мотивах активной научной деятельности М.В.Ломоносова.

3.высказывать свое суждение по вопросу об актуальности открытий М. В. Ломоносова  для россиян XXI века

4. узнать перечень художественных изданий о М.В.Ломоносове

5. работать с текстом

6. развить умение работать в команде 

Используемое оборудование: 

 

проектор, экран, чистые листы и ручки для участников команд, два листа с отпечатанным стихотворением, жетоны.

Краткое описание: 
Интегрированное внеклассное мероприятие (библиотека и география) для 9-го класса

 

Урок  М.В.Ломоносова «Наш первый университет»

Интегрированное внеклассное мероприятие (библиотека и география) для 9-го класса

 

 (командная интеллектуальная игра)

Цели: учащиеся смогут:

1. называть вклад М.В.Ломоносова в развитие географической науки

 2.высказывать свое суждение по вопросу обосновных мотивах активной научной деятельности М.В.Ломоносова.

3.высказывать свое суждение по вопросу обактуальности открытий М. В. Ломоносова  для россиян XXI века

4. узнать перечень художественных изданий о М.В.Ломоносове

5. работать с текстом

6. развить умение работать в команде 

Учащиеся разбиваются на две команды (по 5-6 человек), остальные – зрители.   За правильные ответы ребята получают жетоны. В конце определяется команда - победитель

Оборудование: проектор, экран, чистые листы и ручки для участников команд, два листа с отпечатанным стихотворением, жетоны.

Библиотекарь:

19 января исполнится 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова . К его  личности обращались многие исследователи. Казалось бы, о нем написано столько, что попытка сказать что-то своё непременно соприкоснётся с уже высказанной точкой зрения. Но ведь у каждого – свой Ломоносов!

(Вопросы ребятям – погружение в тему)

  1. Что вы уже знаете о М.В.Ломоносове?
  2. Какие черты характера отличали М.В.Ломоносова?

 Авторы литературных произведений – романов, повестей, пьес, стихотворений  строят свои сюжеты на документальном материале, в то же время сквозь призму личного восприятия показывая его живой, иногда противоречивый облик. Ломоносов предстает перед нами как личность – огромная, самобытная, ни в какие рамки не вмещающаяся.

 Что побудило «рыбацкого отрока» оставить свою семью и дойти с «благородной упрямкой» до мировой славы и в чем актуальность открытий М. В. Ломоносова  для россиян XXI века? – сегодня мы вместе  попытаемся ответить. А сейчас –

 Задание1: Из предложенного стихотворения ( выдается на листочках каждой группе) необходимо извлечь всю информацию об открытиях и проектах ученого. Их нужно подчеркнуть и пронумеровать.

М.В. ЛОМОНОСОВУ

(к 300-летию со дня рождения)


Немало гениев и разных

Россия наша породила,

Но Ломоносов среди каждых

Для нас особое светило.

Любовь к Отечеству, науке –

Две страсти жили в нем всегда.

Меж ними не было разлуки

Во время жизни никогда.

Бесценен вклад его в науки.

Почти во все он смог внести,

Преодолев немало муки,

Чтобы идеи донести.

Он ставил цель – раскрыть причину,

Откуда вещь произошла.

И знать же полную картину,

Что(б) применение нашла.

И резко высмеял он мненье,

Что Бог все вещи сотворил.

Он утверждал, что мир в движеньи,

И сам он вещи породил.

Идет повсюду обновленье,

Растут все новые тела.

Они рождаются в «бореньи».

Уж так природа «повела».

Своим открытием сражен -

Природы вечность доказал.(1)

Был Эйлер просто восхищен,

Как о законе прочитал.

И теплоты раскрыл природу –(2)

Она в движении частиц.

Теперь нет места теплороду,

Как лжеученью многих лиц.

А на Венере атмосферу

Сумел впервые он открыть.(3)


И этим дал большую веру,

Что космос можно изучить.

И «горную науку» он создал –(4)

Земли процессы изучать.

Сынов российских он призвал

Богатство недр везде искать.

России нужен свой металл,

Чтобы промышленность росла.(5)

И здесь он также первым стал,

Решив конкретные дела:

И как рождаются металлы,

И как их можно получать,

Какие методы пристало

При этом надо применять.(6)

Богатств в отечестве немало.

Он это смело утверждал.

Но а для поисков начало –

Сибирь и Север называл.(7)

Язык России он прославил –

Со всеми можно говорить.

Но и грамматику составил –(8)

Из правил надо исходить.

В стихосложеньи – реформатор.(9)

И сам он  признанный поэт.

Замечательный оратор,

И он художник, и эстет.

А как истинный философ

Хотел постичь весь шар земной(10)

Тогда не стало бы вопросов,

Откуда взялся он такой.

Сегодня чтит его Россия.

Славит люд его земной.

Для нас он – высшая мессия.

Он нам вечно дорогой.

В.А. КОЛОСОВ

(1)


 

Задание для зрителей (2):

 

1. По каким книгам начал постигать азы науки М. В. Ломоносов?

Ответ: Это были увиденные в доме соседа Христофора Дудина, а затем слезно выпрошенные у него «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Читать же и писать Ломоносов научился раньше, и к тому времени прочитал даже «Псалтырь рифмотворную» Симеона Полоцкого. Но «Грамматика» и «Арифметика» были первыми «мирскими» книгами в его жизни.

2. 

Таков Екатерины лик 

Был щедр, и кроток, и прекрасен; 

Таков был Петр — врагам ужасен, 

Своим Отец, везде велик.

На какого знаменитого русского поэта повлияли эти ломоносовские стихи, более того — рифма и с нею фрагмент смысла без изменения перешли в его поэму?

 

Ответ: Рифма и сопоставление Ломоносова использованы в пушкинской «Полтаве»:

Тогда-то свыше вдохновенный 

Раздался звучный глас Петра: 

«За дело, с Богом!» 

Из шатра, 

Толпой любимцев окруженный, 

Выходит Петр. 

Его глаза 

Сияют. 

Лик его ужасен. 

Движенья быстры. 

Он прекрасен, 

Он весь, как божия гроза.

 

3. Куда, чуть трансформировавшись, перешел другой ломоносовский образ? — 

Коню бежать не воспрещают 

Ни рвы, ни частых ветвей связь: 

Крутит главой, звучит браздами 

И топчет бурными ногами, 

Прекрасной Всадницей гордясь!

 

Ответ: Образ перешел в ту же «Полтаву». Строки о всаднике и коне следуют сразу за портретом Петра.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Так части разных произведений Ломоносова соединились в пушкинском сознании.

 

4. С каким древнегреческим поэтом вел разговор Ломоносов?

Безбожник и ханжа., подметных писем враль! 

Твой мерзкий склад давно и смех нам и печаль: 

Печаль, что ты язык российский развращаешь, 

А смех, что ты тем злом затмить достойных чаешь.

 

Ответ: У Ломоносова есть композиция «Разговор с Анакреоном», состоящая из нескольких стихотворений, переведенных с древнегреческого, и его собственных стихотворных ответов на эти переводы.

 

5. . В работе над переводом какого произведения соревновались  с  М. В. Ломоносовым                      Г. Р. Державин и А. С. Пушкин?

 

Ответ: Все они переводили оду Горация «К Мельпомене». О своеобразии подхода к первоисточнику можно судить уже по первой строке. В ломоносовском переводе она звучит так: «Я знак бессмертия себе воздвигнул...», в державинском: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный...» и в пушкинском хрестоматийное: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Кстати, следует учесть, что название «Памятник» есть лишь у Державина. У Ломоносова и у Пушкина перевод не озаглавлен.

 

Заслушиваются результаты работы команд

 

Географ: Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, поэта-стихотворца, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».Ломоносов «невольно сблизил понятия “гражданин” и “патриот”, давая им одинаковые характеристики: высокие нравственные качества, любовь к наукам, знания, бескорыстное служение на благо Отечества».(1) С этой целью он настаивал на введении русского языка и русской истории в программы гимназического обучения для воспитания национальной гордости юношества на примере прошлых поколений.

 

Задание2: Определитероль М.В. Ломоносова в становлении географической науки в России. (по ходу сообщения учителя ребята на листочках записывают краткие тезисы)

Ломоносов выступил как прямой продолжатель дела, начатого Татищевым, дела, которое должно было обеспечить составление полной географии России.

В Санкт-Петербургской Академии наук  М.В.Ломоносов занимался составлением минералогического каталога, физическими, химическими исследованиями, переводами с немецкого на русский язык научных статей и т.д.. В 1745г. М.В.Ломоносов начал читать публичные лекции на русском языке по физике, переводил труды зарубежных ученых по астрономии. М.В.Ломоносов в течение 20 лет обучал студентов химии, физике, натуральной и минеральной «гистории», физической географии, писал учебники, учебные пособия на русском языке. (3)

В 1758 г М. В. Ломоносов возглавил Географический департамент и оставался на этом посту до 1765 г. За год  до своего официального назначения Ломоносов, глубоко ознакомившись с состоянием дел, составил развернутый план искоренения "излишеств, недостатков и замешательств" Географического департамента.(3) Он наметил три направления будущей работы: организационное укрепление департамента, пополнение штатного состава департамента русскими геодезистами и картографами, обеспечение картосоставительских работ точными научными данными и достоверными географическими сведениями.

Характерной чертой Ломоносова как ученого, особенно выделявшей его из академиков того времени (почти сплошь иностранцев), было стремление связать разрабатываемые им теоретические проблемы с практическими нуждами страны. Главнейшей задачей он считал быстрый рост промышленности (в особенности металлургической) и торговли, невозможной без широкого использования природных и трудовых ресурсов страны. Развитие производительных сил на огромной территории России требовало познания экономического состояния ее отдельных районов, которые начинают складываться в это время, их природных ресурсов и условий.

 Ломоносов отчетливо понимал значение соединения знаний о природе со знанием хозяйства и очень ясно об этом говорил. Так у него определялись содержание и границы новой науки, которую он вначале 1760 годов назвал «экономической географией». Родилась совершенно новая для того времени научная концепция о необходимости комплексного подхода к изучению территории.

 В начале 1761 г. в губернии и провинции России были разосланы "географические запросы" Ломоносова, состоявшие из 30 пунктов, для сбора сведений о природе и экономической географии. Часть вопросов целиком носила физико-географический характер. В них спрашивались различные сведения о строении берегов, гидрологическом режиме рек, о том, есть ли крупные возвышенности, «каких где больше зверей и птиц водится?» и т.п.(4) Основными же в анкете являлись пункты, в которых спрашивались экономические сведения в связи с природными условиями. Здесь автора интересовало, на какой реке или озере расположен город и как он размещается на их берегах, какие имеются фабрики и заводы, на каких реках и в каком расстоянии от города они располагаются, где имеются оброчные рыбные ловли и какая рыба в них ловится и т. п. Ответы на анкету получались академией в течение почти 10 лет. Это затрудняло исправление карт атласа, задерживало их выпуск и не дало возможности Ломоносову приступить к составлению географии России. Однако материалы, собранные им, представляли большую ценность и сослужили хорошую службу делу распространения географических знаний о нашей Родине.

Другой крупной работой Ломоносова по изучению России было составление «Экономического лексикона российских продуктов», в котором должны были быть перечислены по алфавиту производившиеся в России продукты. К их названиям предлагалось «...приписывать места, где каждый продукт родился или производится с его количеством и добротою, на том ли самом месте исходит или для распродажи в другие городы развозится и каким путем; по чему продается; места упоминаемые поставить на картах, при том присовокупленных, в назначить в лексиконе градус и минуту долготы и широты для удобнейшего на карте сыскания».(4)

Любовь к своей малой родине – Беломорскому Северу – М.В. Ломоносов пронес через всю жизнь. Проблемам изучения Арктики, морского дела, природных богатств России посвящен ряд его научных трудов. Венцом этих работ стал трактат «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» (1763). Ученый-помор выступил основоположником научного исследования морей Ледовитого океана: «Северный океан есть пространное поле, где <…> усугубиться может российская слава» (1). Его сочинения представляются не только как ученые труды, но как политические трактаты, в которых обоснованы государственные нужды и задачи России.

М. В. Ломоносов был автором многих картографических произведений. Среди них наиболее значительные - первая (1757) и вторая (1764) "циркумполярные" карты и изданный на собственные  средства тиражом в 1000 экземпляров первый русский учебный глобус. В "Новом регламенте Академии" (1764) он выдвинул важную идею систематического обновления географических карт через каждые 20 лет.(1)

Всесторонне изучив горное дело, Ломоносов специально занимался вопросом о выборе места для организации металлургических предприятий и рудников. Обязательными условиями (или, как мы бы сейчас сказали, факторами размещения) он считал наличие достаточного количества руды, наличие топлива и путей сообщения. Особенно важно было наличие реки, имеющей большое значение в качестве транспортной артерии и для обеспечения водой производства. Он считал необходимым при выборе места для организации рудников и металлургических заводов учитывать и наличие рабочей силы.

Большое внимание Ломоносов уделил вопросам народонаселения, считая, что процветание и могущество государства зависят от наличия большого количества трудоспособного населения. Прирост населения он ставил в зависимость от условий жизни и его культурного состояния, предлагая ряд мер к «размножению и сохранению российского народа».(1)

Основными идеями экономико-географических трудов и замыслов Ломоносова были: связь экономических явлений с физико-географическими условиями и зависимость их от географического положения. Ни один ученый до Ломоносова не поднимался до такой постановки вопроса. Поэтому Ломоносов по праву должен считаться одним из основоположников экономической географии.

 

 (команды зачитывают свои тезисы)

 

Географ:

 Разработанные М.В.Ломоносовым проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.

Задание 3: Опираясь на свои тезисы, назовите проекты ученого, актуальные и сегодня, в наше время.

 

И сегодня мысли великого земляка звучат современно: сохранение здоровья человека, демографическая политика и общественно-государственное финансирование бесплатного массового качественного общедоступного образования должны становиться приоритетными направлениями в деятельности современного российского государства. Его сочинения представляются не только как ученые труды, но как политические трактаты, в которых обоснованы государственные нужды и задачи России. Дальнейшее развитие идеи Ломоносова по освоению и изучению Арктики и Северного морского пути получили только в советский период. В современных условиях геополитического вытеснения России с Черного и Балтийского морей, передела границ традиционных рыбных промыслов в Баренцевом море эти мысли

М.В. Ломоносова приобретают особое значение. Для этого мало заявлений России о стремлении войти к 2025-2030 годам в число пяти экономических супердержав. Решению данной задачи неизбежно содействует утверждение в каждом из нас жадности к знаниям, стремления к открытию нового, что было характерно для самобытного ученого и практика М.В. Ломоносова. Для нас, поэтому, Ломоносов – не фигура далекого прошлого, а соавтор проектов построения эффективной экономики страны.

 

  1. Назовите основные мотивы активной научной деятельности М.В.Ломоносова.
  2. Почему М.В.Ломоносов произнес  такие слова: «Обо мне дети отечества пожалеют»?

Подведение итогов.

Библиотекарь:

 Надеемся, что наша встреча сегодня не прошла даром, каждый что-то почерпнул для себя . В заключении – небольшой обзор художественной литературы, которую можно приобрести в библиотеке и сайт, где размещены оцифрованные издания о Михаиле Васильевиче Ломоносове.

(Презентация)

 

 

 

Источники:

  1. http://narfu.ru/science/conf/conf_lomonosov_sin_Rossii.pdf
  2. http://www.claw.ru/a-litra/001.htm
  3. http://lomonosov.lit-info.ru/review/lomonosov/006/503.htm
  4. http://www.detskiysad.ru/biblioteka04.html

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн