Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
300 лет
М.В.
Ломоносову
В связи с 300-летием со дня рождения великого
русского ученого-энциклопедиста
- 2011 год объявлен ЮНЕСКО Годом
М.В.Ломоносова.
-Международным Годом химии.
-Годом российской космонавтики.
План сценария
1 страница -ведущий -2 Ярошенко Женя
2,3 - ведущий-1 Кусинов Стас
4,5 - ведущий-2
6 - ведущий-1
6 - физика Павленко Саша
7 - ведущий-2
7 - химия Кудеркова Олеся
8 -ведущий -1
8 -астрономия Бабарыко Валера
9 -ведущий -2
9 -геология и
минералогия Крыштопа Влад
10 -ведущий-1
10 география Еременко Аня
11 -ведущий -2
12 -ведущий -1
12 история Негодаева Надя
13 -ведущий -2
13 изобразительное
искусство Анохина Даша
14 -ведущий- 1
14 наука Жукова Лена
15 -ведущий -2
15 языкознание и
Литературовед Давтян Анжела
16 -ведущий -1.
Просмотр фильма о Ломоносове.
Пишем эссе «Мой Ломоносов»
Классный руководитель 9 «а» класса
Поповская Галина Феодосьевна.
Праздник посвященный
Году М.В.Ломоносова,
рассказывающий о разносторонней
деятельности М.В.Ломоносова,
для учащихся 9-х классов.
« М.В.Ломоносов–«первый наш университет»
Эпиграф к мероприятию: «Ломоносов был великий человек. Между
Петром1и Екатериной 11 он один является самобытным
сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он,
лучше сказать, сам был нашим первым университетом».
(А.С.Пушкин).
В мероприятии принимают участие учащиеся 9 «а» класса.
Действующие лица
Ведущий 1,2
Учащиеся ( физика, астрономия, химия, изобразительное искусство,
географии, история, русский язык и литература, геология и
минералогия ).
Ведущий-1
Михаил Васильевич Ломоносов – один из выдающихся деятелей
русской науки и культуры вошел в историю как величайший ученый-
новатор. Жизнь его – вечный пример беззаветного служения Родине.
Человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и
способностей, он прошел нелегкий путь от любознательного
крестьянского паренька с далекого Севера до корифея мировой научной
мысли.
Михаил Васильевич Ломоносов… При этом слове мы сразу же
вспоминаем человека в белом завитом парике, румяного и полнолицего.
Мы так привыкли к этому образу, что иного Ломоносова не представляем
А ведь был и без парика Ломоносов.
Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711года в деревне Денисовка
недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии. Тут жили потомки
новгородцев, не знавшие крепостного права «черносошные крестьяне»:
суровые, предприимчивые и умевшие за себя постоять. Они не знали
барщины и отбывали большинство повинностей в денежной форме,
что способствовало усилению товарного хозяйства и развитию торговли
и ремесел.
Отец его, Василий Дорофеевич, был одним из самых образованных людей тех мест,
поскольку некогда учился в Москве на священника. Он
брал Михайло с собой в море с ранних лет. Они отправлялись на
промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Могучая
северная природа открыла необъятный простор для наблюдений, зародила
желание объяснить ее уникальные проявления, обычаи, образ жизни
местных жителей запечатлелись в памяти будущего ученого.
Мать Михаила, Елена Ивановна, была дочерью дьякона. Именно мать,
к сожалению, рано умершая, научила читать еще в юном возрасте и
привила любовь к книге. Особенно любил он «Грамматику» Смотрицкого
«Псалтырь рифмованную», и «Арифметику» Магницкого. Именно эти
книги Ломоносов назвал «вратами своей учености».
Рано зародилось в Ломоносове осознание необходимости учиться.
С мачехой, постоянно попрекавшей его тем, что он сидит «попусту за
книгами», отношения не складывались. Атмосфера в доме мешала
предаваться учению. Источники знаний были исчерпаны.
Ведущий-2
В декабре 1730 года (в 19 лет), вопреки желанию отца, Ломоносов с
торговым обозом мороженой рыбы отправился в Москву, домой он
возвращаться не хотел.
В Москве он обратился в Славяно- греко-латинскую академию, где
большинство учащихся было из бедноты. Ломоносов назвал себя сыном
холмогорского дворянина, а в беседе с ним преподаватели обнаружили
светлый ум и страсть к наукам. Ломоносов был зачислен учеником
Академии, но посажен в самый низший класс, так как не знал латыни-
языка всех наук.
Невзирая на бедность и насмешки однокашником над двадцатилетним
учеником-переростком, который «пришел латыни учиться», за год
освоил курс трех классов. Здесь он изучил латинский язык, политику,
риторику и отчасти философию.
В 1735 году Ломоносов перешел в последний класс. А в ноябре 1735
года в числе 12 лучших учеников Михаила отправили для продолжения
образования в Петербургскую академию наук. В России возникла острая
потребность в специалистах горного дела. В Европе их было достаточно,
но нужны были свои, российские кадры. И вот уже через несколько
месяцев, в сентябре месяце 1736 года, Михаил Ломоносов в числе трех
лучших студентов был направлен на учебу в Германию, в Марбург для
изучения химии и горного дела. Здесь он познакомился с новейшими
теориями в области физики и химии. Именно здесь Ломоносов впервые
узнал от корпускулярной теории и живо заинтересовался ею. В 1738 году
Ломоносов написал свое первое научное сочинение по физике.
Вернувшись в 1841 году в Россию, Ломоносов был уже
сформировавшимся ученым. Он работает в Петербургской Академии
наук. Создает там хорошие физическую и химическую лаборатории.
С 1942 года Ломоносов был определен в Академию адъютантом
физики. Это низшее ученое звание в Академии, которое давало право на
самостоятельную научную работу.
Ведущий-1 Мы сейчас вам представим
основные научные открытия,
совершенные М.В. Ломоносовым:
в области физика(ученик)
М.В.Ломоносов:
«Главнейшая часть натуральной науки- физики – ныне уже только
на одном оном /эксперименте / свое основание имеет…Один опыт
я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только
воображением».
- Учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул.
В Х1Х веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы
молекулами .
- Закон сохранения материи и движения. Этот закон вошел в
историю под названием «закон сохранения массы».
- Изобретения « ночезрительной трубы», предшественницы
современных приборов для ночных наблюдений.
- Сконструирован термометр для измерения температур.
Со всеми этими учениями и законами вы знакомы.
Ведущий-2
Предоставляем слово «Химии».
Химия (ученик)
М.В.Ломоносов:
«Химик без знания физики подобен человеку, который всего
должен искать ощупом. И сие две науки так соединены между собой,
что без другой в совершенстве быть не могут».
-Разработан принцип новой науки –« физической химии».
-Разрабатывает элементы математической химии.Ломоносов
в 1745 году назначен профессором химии Петербургской Академии наук.
До Михаила Васильевича Ломоносова целенаправленных исследований
по химии в России не проводилось. Именно он в 1748 году открыл первую
в России научную химическую лабораторию, которая была физико-
химической.
В1748 год- выходят первые работы по физике и химии. Последние восемь
лет были наиболее плодотворными в его творческой деятельности как
химика. Он способствовал созданию многих химических производств в
России, разработал рецепты и технологию приготовления цветных стекол,
которые использовал для своих мозаичных картин.
Одним из первых высказал гипотезу об органическом происхождении
нефти и каменного угля.
Ведущиий-1 Предоставляемслово «Астрономии»
Астрономия (ученик)
М.В.Ломоносов:
«Астроном весь свой век в бесплодном
был труде,
Запутан циклами, пока восстал Коперник,
Презритель зависти и варварству соперник.
В средине всех планет он Солнце положил,
Сугубое Земли движение открыл.
Однем круг центра путь вседневный
совершает,
Другим круг Солнца год теченьем
составляет,
Он циклы истинной Системой растерзал
И правду точностью явлений доказал».
Ломоносову принадлежат:
-Открытие атмосферы на Венере. В конце ХY111 века это
открытие было подтверждено наблюдениями западных ученых.
В 1961 году к Венере была запущена отечественная космическая станция –
самая первая в мире. Радиоастрономия и космонавтика ХХ века раскрыли
тайны этой планеты,
-Теория самосвечения комет и полярных сияний.
В 1756 году изготовлена «ночезрительная труба».
В 1761 году – открыто, что «планета Венера окружена знатною
воздушною атмосферою».
В 1762 году – построен телескоп – рефлектор и, испытав его, Ломоносов
пришел к выводу, что «изобретение произошло в действие с
желаемым успехом». Эта схема телескопа носит название Ломоносова –
Гершеля.
Он первый из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет
собой бушующий огненный океан.
Ведущий -2 Следующая наука, в которой работал
М.В.Ломоносов
Геология и минералогия:
М.В.Ломоносов:
«Не должно сомневаться в довольстве всяких минералов в
Российских областях: но только употреблять доброе прилежание
с требуемым знанием».
Ломоносов в своей работе «О слоях земных» высказал мысль об изменении
климата нашей планеты в процессе ее развития. Эта работа положила начало
геологической науке в России.
-Теория о постоянных геологических изменениях земной поверхности под
воздействием «подземного огня».
-Теория о возникновении металлов и минералов вследствие геологических
изменений земной поверхности.
1741 год - составлен каталог минералогических коллекций Академии наук.
1757 год - « О причине землетрясений». Михаил Васильевич объяснил
значение внутренних сил в образовании рельефа Земли,
правильно объяснил образование чернозема, связывая его с накоплением в
почве перегноя - остатков отмерших растительных и животных организмов,
далее образовалась наука- почвоведение.
Ведущий-1 Следующая наука
География
М.В. Ломоносов:
«Российского пространства света
Собрав на малы чертежи,
И грады, оною спасены,
И села, ею же блаженны,
География, покажи».
Ломоносов по праву считается одним из основоположников российской
географии. В XY111 веке в России было совершено много географических
открытий. В 1739 году при Академии наук был учрежден Географический
департамент, который издал «Атлас Российский». Это стало важным
событием не только российской, но и мировой географии. Однако в издании
имелось немало недостатков. М.В.Ломоносов разработал подробный план
создания нового «Атласа».
-Разработал принципы в новой науке - «экономической географии»
В 1758 год – Ломоносов возглавил Географический департамент
Петербургской Академии наук.
В 1763 год – составлено «Краткое описание путешествий по
Северным морям и показание возможного проходу Сибирским
Океаном в Восточную Индию».Составлена «Полярная карта»
Предложил научную классификацию полярных льдов.
Разработал приборы для морского кораблевождения: самопишущий
компас, механический лаг
Ведущий-2
Большинство естественнонаучных работ Ломоносовым были написаны на
латинском языке, долго оставались неизвестными, хранились в Архиве
Академии наук и только стараниями ряда отечественных ученых были
постепенно собраны, переведены на русский язык и опубликованы.
Ведущий -1Представляю историю.
История:(ученик)
М.В.Ломоносов:
«Открой мне бывшие, о древность, времена;
Ты разности вещей и чудных дел полна.
С натурой сродна ты, а мне натура мать:
В тебе я знания и в оной тщусь искать…»
1749 год –выступил против «норманнской теории происхождения
Руси».
1758 год – закончен 1-й том «Российской истории».
1756 – 1763 годы - Семилетнюю войну России с Пруссией,
Ломоносов воспринял как отвечавшую историческим
интересам России:
Едина токмо брань кровава
Принудила правдивой меч
Противу гордости извлечь,
На стену Росску грудь поставить
В защиту дружеских держав,
И от насильних рук избавить,
В союзе верность показав…
Ведущий-2Представляю искусство
Изобразительное искусство(ученик)
М.В. Ломоносов
«Искусство, коим был прославлен Апеллес
И коим ныне Рим главу свою вознес,
Коль пользы от Стекла приобрело велики
Доказывают то Финифти, Мозаики,
Которы ввек хранят геройских бодрость лиц,
Приятность нежную и красоту девиц;
Чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древновти грызенья не боятся».
-Создание русского мозаичного искусства.
В начале 1750-х годов он проявил особый интерес к мозаике,
стеклянным и бисерным заводам.
Получил разрешение на строительство фабрики разноцветных стекол
и бисера, создает художественную мастерскую по изготовлению
мозаичных картин. М.В. Ломоносов в 1952 году закончил и преподнес
императрице Елизавете Петровне первую русскую мозаику-«Мадонна»
На Ломоносовском заводе выполнено панно «Полтавская баталия»,
посвященное битве под Полтавой.
1763 год – избран почетным членом Петербургской Академии
художеств.
1764 год – за мозаичное искусство избран почетным членом
Болонской (Италия) Академии наук.
-изготовил 40 мозаичных картин.
Ведущий-1 Предоставляем слово «НАУКЕ»
Наука.(Ученик).
Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут...
1747 год –напечатана «Ода на день восшествия на престол Ея
Величества государыни императрицы Елисаветы
Петровны, 1747 года», прославляющая науки и мирное
процветание России.
1755 год – учрежден Университет в Москве.
1759 год- разработан «Проект внутренних Российских ведомостей».
1761год- получает в свое заведование академическую гимназию и
академический университет.
Еще в юности Ломоносов надеялся в науке найти ответы на важнейшие
вопросы бытия: зачем и чем живет человек? Как устроен мир?
М.В.Ломоносов стал основателем первого русского университета
в Москве. Университет распахнул свои двери перед русскими
юношами. А преподавателями в нем стали ученики Ломоносова. Они
были окрылены жаждой познания и заботой о пользе Отечества. Так в
России возник еще один научный центр, просветительская роль которого
была чрезвычайно велика. Университет был ориентирован на русских
учащихся, с которыми должны были заниматься русские профессора на
русском языке. М.В. Ломоносов и его последователи создали и разработали
научную и техническую терминологию по созданию учебников и учебных
пособий на русском языке. Благодаря самоотверженной работе Ломоносова
и других передовых русских ученых, в Академии наук были подготовлены
первые профессора для Московского университета.
У входа во дворец науки возвышается памятник основателю
университета, стоит он - великий сын великого народа - учитель, мыслитель,
патриот, как бы встречает тех, кто трудится в нем , и призывает их на
самоотверженный труд.
Дерзайте ныне ободрены
Раченьм вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.
Ведущий-2. Предоставляем слово языкознанию
Языкознанию и литературе.( ученик)
М.В.Ломоносов:
«Язык, которым Российская держава великой части света
повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту
и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того
нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть
в такое совершенство, каковому в других удивляемся».
Исторически сложилось так, что широкой публике Ломоносов стал
известен прежде всего как поэт и один из создателей современного русского
литературного языка.
- Он создал теорию стилей в русском языке и разработал правила грамматики
русского языка.
-Разработал новые стихотворные размеры.
-Открыл то, что славянский язык принадлежит к древнейшим
индоевропейским языкам. Установил факт, что древнерусский язык
произошел от славянского языка.
Ломоносов - гений творческий, он отец нашей поэзии, он первый пытался
вступить на путь, который до него никто не открывал. Он открыл нам
красоты и богатства нашего языка, дал нам почувствовать его гармонию,
обнаружил его прелесть и устранил его грубость.
В 1755 году вышла в свет «Российская грамматика» М.В.Ломоносова. Он
утверждал, что орфография должна, во-первых, служить «к удобному чтению
каждому знающему российской грамматике»; во-вторых, не отходить далеко
«от главных российских диалектов», которых три: московский, северный,
украинский .
Ломоносову принадлежит теория «трех штилей», изложенная им в
предисловии к трактату «О пользе книг церковных». В зависимости от
употребления трех родов лексики русского языка рождаются три стиля: высокий,
низкий, средний. Высоким стилем Ломоносов рекомендовал писать оды,
героические поэмы. Средним стилем- театральные сочинения, стихотворные
дружеские послания, сатиры и элегии, низким стилем- комедии,
увеселительные
эпиграммы, песни, дружеские письма.
Заслуживает внимание, что именно Ломоносов –педагог выдвинул идею
о воспитанном значении русского языка. Его изучение способствует
формированию патриотизма, любви к Родине, уважение к национальной
культуре, распространению грамотности и науки.
Значительный вклад М.В. Ломоносов внес в развитие литературы. Первые
Стихотворения написаны были еще в годы учения в Славяно-греко-латинской
Академии в качестве практических заданий. Начало же литературной
деятельности следует отнести к 1739 году - создание «Оды на взятие Хотина».
С тех пор ведущим жанром творчества Ломоносова стала ода. Им также
разработаны жанры научной поэзии («Вечернее размышление о Божьем
величестве при случае великого северного сияния», «Письмо о пользе стекла»).
В стихотворении «Разговор с Анакреоном», подводя итог творчеству, поэт
объявляет себя сторонником героической тематики в литературе.
Ведущий-1
Ломоносов воспевал науки, искусства, ремесла, ведь он сам и ученый,
и художник, и работник, умеющий многое делать своими руками.
Умирая, он с тоской думал о множестве незаконченных дел,
нереализованных замыслов и проектов.
Ломоносов прожил всего 54 года, оставив после себя огромное
количество трудов и оригинальных идей для потомков.
Размышляя об этой личности, понимаешь, насколько ничтожен отведенный
гению срок….
4 апреля 1765 года Ломоносов скончался. Его похоронили на Лазаревском
кладбище Александро-Невской лавры.
Личность этого великого ученого достойна уважения и подражания. Не
каждый человек становится великим, но жизнь великого человека учит
каждого быть сильным, уметь ставить перед собой благородные цели и
добиваться их достижения во что бы то ни стало.
На этом мы заканчиваем нашу встречу. Спасибо всем за интересные
исторические факты жизни и творчества ученого.
М.В.Ломоносов действительно великий сын, великой России.
|