Цель урока:
План-конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе
учителя начальных классов МБОУ «СОШ№4» г.Альметьевск РТ
Уразматовой Елены Шагинуровны
Тема: «Имена существительные: собственные и нарицательные».
Задачи урока:
- способствовать развитию умения распознавать существительные в речи, различать собственные и нарицательные существительные, ввести эти термины в языковую практику;
- продолжить формировать умение выделять предложения в тексте, определять их вид по цели высказывания и интонации; составлять предложения из слов и словосочетаний, озаглавливать текст;
- создать условия для формирования умения работать в парах; воспитания чувства гордости за свой город и бережного отношения к его истории на основе лингвокраеведческого материала.
Оборудование:
Учебник « Русский язык: Учебник для 3 класса нач. школы. - М.: Просвещение, 2009»; презентация к уроку; карточки с текстом.
Ход урока
1. Оргмомент(Слайд 1)
- Ребята, все ли готовы к уроку? Я желаю, чтобы он прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое. Приступим. Не будем терять ни минуты.
2. Актуализация знаний.
-
- Запишите дату. Не забываем правила посадки!
- В качестве разминки проведем игру «Подбери пару». Понаблюдайте, как слова в первой паре связаны между собой и по заданному алгоритму найдите подходящее слово во второй (Слайд 2):
Печаль - радость, чужбина - … (Родина);
Красная – Марс, голубая - … (Земля);
Великобритания – Лондон, Россия - … (Москва);
Здание – коридор, город - … (улица);
- А сейчас роверим правильно ли вы назвали слова? Посмотрите ребята на (Слайд3). Выпишите эти слова и вычеркните лишнее слово. Какое слово вы вычеркнули?
- Почему слово «улица» лишнее? (Не является собственным).
- А как вы думаете какая у нас сегодня будет тема урока? «Имена существительные: собственные и нарицательные» (Слайд 4). Как вы думаете, чему мы должны научиться на этом уроке? (Различать собственные и нарицательные имена существительные, правильно их писать)
- Что вам уже известно о существительных? (Определение) Об именах собственных? Как пишутся имена собственные? Относятся имена собственные к существительным? Докажите. А какие слова называются нарицательными?
3. Обобщение, уточнение и расширение имеющихся знаний
- Прочитайте текст (Слайд 5):
« Знаешь ли ты, как получают свое название улицы нашего города? Чаще всего улицы называют в честь известных ученых, героев войны, писателей, поэтов, важных событий.
Альметьевск имеет свою судьбу, свои знаменательные даты. Одна из них - XVIIвек. С 1952 года был организован «Альметнефть». Есть в нашем городе и улица Интернациональная, на котором находится наша школа». В честь героев названы наши улицы- Р. Фахретдина, М. Джалиля, Г.Тукая, Ю. Гагарина, В.И.Ленина …»
- Как можно назвать этот текст?
- Как получают свое название улицы?
- Из скольких частей состоит текст? Скольких абзацев?
- Какие предложения по цели высказывания вам встретились? (Вопросительное и повествовательные)
Задания:
1. Найдите в тексте названия улицы. Выпишите их с красной строки через запятую. Сколько названий вы выписали?(5) Проверьте. (Слайд6)
2. Составьте с этими названиями предложения, разные по цели высказывания (по рядам).
3. Запишите одно понравившееся предложение (комментирует написание автор).
4. Физминутка «Заочная прогулка»
- Я буду называть различные объекты нашего города. А вы, если услышите название спортивного сооружения – выполняйте упражнение руками, объекта культуры и искусства – дирижируйте, название улицы, площади или проспекта – шагайте.
«Спортивный комплекс;
художественный музей; проспект Тукая; кинотеатр «Татарстан»; художественная школа; улица Джалиля;торговый центр«Панорама» (ловушка); ледовая арена, драматический театр.
- Молодцы. Скажите,ребята, какие собственные имена прозвучали во время физкультминутки? (слайд 7)
5. Получение новых знаний
а)(Слайд8) Давайте посмотрим на слайд и дадим определение какие имена называются собственными, а какие нарицательные?
В учебнике на стр.80 узелки на память.
б)Работас текстом. Упр.121 на стр.80 «Таня и Катя».
1) Прочитайте, выделенные слова замените словами- заместителями.
2) Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность замены. Исправления не делайте, а подчеркивайте место, в котором сделана ошибка.
7. Физкульминутка для кистей рук. (Ехал Грека через реку…)
8. Работа с упражнением 122.
6.Закрепление
Комментированное письмо:
«В каждом городе есть своя главная улица. В Петербурге главная
улица – Невский проспект. Она получила свое название от реки Невы. В Волгограде – Аллея Героев. В Альметьевска- это улица Ленина».
7. Домашнее задание:
На понедельник я вам не задаю, но тем неменее вам нужно провести беседу с родителями по происхождению названий улиц, проспектов и достопримечательностей города.
8. Итог урока
- Продолжите фразы (Слайд 9): « Я узнал…», «В ходе урока удалось научиться…», «Порадовался тому, что…», «Расскажу дома о…» За активное участие на уроке получили отметки_________________________ .
В целом класс получил ___________________________.
- В заключение давайте взлетим на самолете над нашим белым городом! (Слайд 10)
- Спасибо всем за урок (Слайд 11).