15.12.2011. Какую роль играет целеполагание в деятельности менеджера?
Ответов - 15
чт, 15/12/2011 - 11:23
Людмила Альбертовна Логинова
На сайте с: 06/04/2010
Баллы: 475
Уважаемые слушатели! Предлагаю Вам сегодня обсудить вопрос о целеполагании в повседневной профессиональной деятельности руководителя. Почему именно это вопрос возник? Причина простая. Проверяя ваши работы к заданию 1, я увидела,что многие слушатели говорят о недостаточной сформированности этой управленческой функции при исполнении ролевого репертуара руководителя.
Что же такое цель? Зачем уметь ставить цели? Почему нам не всегда удаётся достигать цели? Наверное, каждый из нас может привести массу примеров, когда результаты какой- либо деятельности нас не удовлетворяли. Мы хотели совсем другого результата и всё делали правильно, а результат нас разочаровал.
Целеполагание — один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования организации. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.
Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя. Качество и результаты работы образовательного учреждения во многом зависят от того, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным.
Вспомним старый анекдот: "В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу..."
Чтобы в практике управления избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться самому правильно их формулировать.
Целеполагание позволяет осознать руководителю свою деятельность и способствует четкой формулировке задач, разработке плана действий плана всего учреждения.
УметьУмение ставить цели перед собой и всем коллективом - одно из важнейших умений руководителя учреждения, так как это умение - необходимый компонент любой осознанной деятельности. Понимая суть и четко представляя цель, руководитель может определять принципы, содержание, методы и формы деятельности в своем учреждении. Размытая, нечетко сформулированная цель не дает возможности выстроить путь к ней грамотно, эффективно, экономично. И практически всегда неясный результат (цель) приводит к спонтанному, затратному, неэффективному процессу ее достижения. В итоге руководитель достигает совсем не то, что планировал. После данного курса, надеюсь, слушатели будут яснее понимать сущность функции целеполагания и тщательнее работать над ее формированием и развитием.
Целеполагание - т.е. умение ставить цели это компонент любой осознанной деятельности. Когда руководитель умеет четко определить содержание, методы и формы деятельности, тогда и получит ожидаемый результат.
Так почему же нам не всегда удается достичь целй? И тут можно сослаться на нехватку времени, терпения, ресурсов... Вывод: надо ставить такие цели (разработав предварительно план для достижения), у результата которых ты видишь "очертания"!!!
Бывает и так: добежав до финиша, замечаешь, что бежал не в ту сторону.
Цель – руководство к действию, движению. Ставя цель нужно четко понимать ответы на вопросы:
1. Чего хотим достигнуть?
2. Для чего это нужно?
3. Можем ли мы этого достигнуть?
4. Как этого достигнуть?
Цель должна быть достижимой , подкрепленной имеющимися ресурсами и временем, а конечный результат ясен и понятен. В этом случае больше шансов прибежать туда, куда надо.
Постановка целей означает для руководителя сознательное осуществление своих действий. Цели в первую очередь должны быть ориентированными на достижение конкретного результата. Кроме того, для достижения цели ставиться ряд задач, которые четко должны ее раскрывать, тесно пересекать с ней. Целеполагание для руководителя действует как движущая сила, энергия которой исчезает лишь тогда, когда цель достигнута.
Соглашусь с мнением Елены Витальевны Грищенко, что цель является важнейшим компанентом управленческой деятельности, добавлю, что это важнейшая составляющая любой деятельности. "Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным" ( кажется это сказал Сенека). Цель- это идеальный образ результата (образ того, что мы хотим получить в результате нашей деятельности).Проблема, на мой взглад, в том, что есть общая цель, которая ставится перед коллективом (она может по разному появляться, зависит от стиля руководства: жестко от руководителя, после некоторого согласования с коллективом, в результате взаимадействия), есть частные цели у каждого участника процесса, не всегда они соотносятся, совпадают, связаны с общей целью. Если эту связь установить, то решается проблема внутренней мотивации на достижение общей цели. В этом случае можно больше расчитывать на успех. Но цель может быть неправильно определена, по пути решения вопроса можно и, наверно, нужно проводить промежуточный мониторинг целеполагания.
Уважаемые слушатели! Предлагаю Вам сегодня обсудить вопрос о целеполагании в повседневной профессиональной деятельности руководителя. Почему именно это вопрос возник? Причина простая. Проверяя ваши работы к заданию 1, я увидела,что многие слушатели говорят о недостаточной сформированности этой управленческой функции при исполнении ролевого репертуара руководителя.
Что же такое цель? Зачем уметь ставить цели? Почему нам не всегда удаётся достигать цели? Наверное, каждый из нас может привести массу примеров, когда результаты какой- либо деятельности нас не удовлетворяли. Мы хотели совсем другого результата и всё делали правильно, а результат нас разочаровал.
Давайте порассуждаем!
Логинова Людмила Альбертовна