В веке информационных технологий трудно представить урок без использования ИКТ. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно разнообразить учебный процесс и успешно решать возникающие проблемы. Использование компьютера на уроках дает возможность организовывать любые формы работы детей – фронтальную, групповую, парную, индивидуальную. Достаточное количество имеющихся в распоряжении учителя цифровых материалов дает возможность подобрать индивидуальные задания для каждого ученика. Оптимальное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания стимулирует мотивацию учения, познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы, самообразование учащегося, экономит время.
Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках истории, обществознания, факультативных занятиях по предмету, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе, районе, области. Только в творческой деятельности ученик осознает свою значимость и максимально реализует свои личностные способности, наличие собственной точки зрения, смелость и независимость в принятии решений. Воспитание творческой личности – основная задача современной системы образования. В познавательной сфере творческие способности определяются и проявляются в ходе решения творческих задач, участия в проектах, конкурсах, олимпиадах, в отношениях с окружающим миром, в поведении человека в обществе.
Благодаря этому у школьников формируется компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В этом случае можно говорить о формировании ключевых компетентностей. Использование компьютерных технологий на уроках истории и обществознания позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания.
Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму структуру образования, и новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.
Модернизация образования ориентирует педагога на овладение новыми информационно - коммуникационными технологиями. Именно они позволят в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. Информатизация образовательного процесса представляет собой комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией.
Информационно-коммуникационные технологии, активно использующиеся в современном обществе, оказывают определенное влияние не только на личностные способности человека, но и его психологическое состояние, его поведение и мировоззрение. Это объясняется тем, что наше мировосприятие в основном обусловлено и ограничено теми средствами, которые мы используем в разных видах своей деятельности. В ходе обучения истории и обществознанию на основе ИКТ ученик с помощью новых средств получает разносторонние знания, дающие новые представления о картине мира, что впоследствии будет сказываться в других, не только учебных сферах его деятельности.
Важно также занятие исследовательской работой, проектной деятельностью. Поиск информации в Интернете, ее анализ, отбор и представление итогов в электронном виде – обязательные составляющие образовательного процесса, в ходе которого происходит формирование ключевых компетенций учащихся: умение работать по алгоритму, работать в коллективе, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию.
На уроках важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.
Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках истории и обществознания сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
Литература.
1. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.-80.
2. Румянцев В.Б. Всемирная истории в Интернете. Преподавание истории и в школе. 2002 № 8. С.-80
3. Попов И.И., Храмцов П.Б., Максимов Н.В., Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии. Учебное пособие. М., 2001. С.-184
|