Система работы с одаренными обучающимися по биологии и экологии
Submitted by Людмила Станиславовна Черняева on чт, 22/12/2011 - 13:07
Система работы с одаренными детьми на уроках биологии, экологии и во внеурочное время учителя Черняевой Л.С.
Цель развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укреплять в них уверенность в своих силах.
Задачи:
выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Направления работы:
диагностика – изучение личности учащихся.
работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии;
внеклассная работа.
Методы работы:
анкетирование, опрос;
собеседование;
тестирование;
анализ литературных источников;
творческие работы;
проективный метод;
метод прогнозирования;
метод исследования проблемы;
Формы работы:
урочная форма обучения с использованием заданий повышенной сложности;
индивидуальная работа;
кружковая работа;
организация временных групп;
самообразование;
проведение предметных недель;
научно-практические конференции;
олимпиады;
интеллектуальные викторины, конкурсы.
1. Диагностика учащихся – проводится анкетирование и тестирование с целью изучения интересов и наклонностей учащихся.
2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии – разрабатываю задания повышенной сложности с учётом особенностей ребенка, уровеня его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности.
задания на развитие логического мышления:
задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся ;
задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;
задания на прогнозирование ситуаций.
3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных ( кружок «Юннаты ) , временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся , исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации.
Основной принцип работы– принцип “ добровольности .
Ресурсное обеспечение :
наличие электронных учебников и пособий.
библиотечный фонд – наличие литературы по биологии.
Связь с заинтересованными организациями:
. Осуществляется сотрудничество с заинтересованными opганизациями:
Центр дополнительного образования «Радуга». Областной детский экологический центр.
Клуб учителей «Доживём до понедельника»
Издательский дом «Первое сентября».
Критерии эффективности:
1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
2. Отсутствие неуспевающих по предмету.
3. Учащиеся выбирают биологию для итоговой государственной аттестации.
4. Учащиеся становятся призерами олимпиад по биологии и победителями городской и областной научно-практических конференций.
В последние годы учащиеся школы успешно участвуют в муниципальных, региональных и российских конкурсах проектных, творческих и исследовательских работ, где занимают призовые места:
- Муниципальный и Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги».
- Региональный этап Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников – 2011.
- Областной заочный экологический конкурс учащихся «Наследие природы» в рамках областного проекта «Наследие природы».
- Областной конкурс детского творчества «Саратовский край в прошлом, настоящем и будущем: духовно-экологическое пространство» в рамках проекта «Имя Саратова на карте страны».
- Межмуниципальный конкурс проектных работ обучающихся ОУ ВМР,
- Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»