Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мастер класс внеурочного занятия на тему: «Знатоки родного города», с использованием приёмов технологии развития критического мышления. Учитель истории и обществознания г. Ершова Саратовской области Краснопольская Дарья Михайловна.

Submitted by Дарья Михайловна Краснопольская on Wed, 28/12/2011 - 17:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Краснопольская Дарья Михайловна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ№1 города Ершова Саратовской облатси, учитель истории и обществознания
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

Цели урока
1. Уметь систематизировать информацию;
2.Уметь подтверждать основные тезисы
информации из текста;
3.Уметь задавать вопросы разного типа;
4. Уметь творчески перерабатывать полученную информацию.
5. Узнать как выглядит родной город;
6.Воспитание патриотизма к родному городу;
 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

город Ершов Историко-краеведческий очерк -Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1984. - 104 с., ил.- Города Саратовской области. В. Х. Валеев, С.П.  Кузнецов

Используемое оборудование: 

доска. мел.

Краткое описание: 
Мастер класс внеурочного занятия на тему: «Знатоки родного города», с использованием приёмов технологии развития критического мышления.

Мастер класс внеурочного занятия на тему: «Знатоки родного города», с использованием приёмов  технологии развития критического мышления. Учитель истории и обществознания г. Ершова Саратовской области Краснопольская Дарья Михайловна.
                                     Ход урока.
Технология развития  критического мышления  имеет множество приёмов, я же остановлюсь лишь на некоторых из них.
                                   Цели урока
1. Уметь систематизировать информацию;
2.Уметь подтверждать основные тезисы
информации из текста;
3.Уметь задавать вопросы разного типа;
4. Уметь творчески перерабатывать полученную информацию.
5. Узнать как выглядит родной город;
6.Воспитание патриотизма к родному городу;

1. На стадии вызова мы будем использовать  приём «кластер». Для этого давайте
Ещё раз вспомним, что такое кластер, т.е  это способ  графической графического организации  материала, позволяющий сделать наглядными, те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему;(это не линейная форма мышления, которая может выглядеть как целая планета, а составляют её спутники).
     Наша планета это город Ершов, а наша с вами задача найти те спутники или элементы, которые помогут её составить и узнать об истории родного города.
На доске изображаем нашу планету, а каждая из групп должна будет предположить, какие элементы(или спутники) нам необходимы  для составления кластера.
Как спутники можно предложить следующие варианты: путь развития, герои, достопримечательности, знаменательные события  и даты, население, численность и т.д.
Теперь вот так выглядит наша планета.
Так как были  небольшие затруднения, на смысловой стадии  давайте совершим путешествие по родному городу и узнаем или раскроем те пункты плана, которые мы вместе определили во время составления кластера.
Ваша задача после осмысления полученный информации, подумать  есть ли те веточки о которых мы ещё не говорила, соответственно мы будем их дописывать.
Пожалуйста, всё внимание на экран.
1. Географическое расположение
Город расположен у истока реки Малый Узень, в 178 км к востоку от Саратова. Узел железнодорожных линий Приволжской железной дороги и автомобильных дорог
Ну пожалуйста есть ли у кого дополнения
2. Климат
Среднегодовая температура воздуха — 6,1 °C
Относительная влажность воздуха — 70,6 %
Средняя скорость ветра — 4,2 м/с
3.Население
В 1959 году -19977ЧЕЛ ,
В1970году   -21731ЧЕЛ,
В1979 глду  -22277ЧЕЛ,
В1989 году  -24468ЧЕЛ,
В2002 году  -23848ЧЕЛ,
В2010году   -21447ЧЕЛ

4. История города.
 Ершов основан в 1893 году в связи со строительством Рязано-Уральской железной дороги. Статус города получил  с 1963 года.
25.10.1894 года был открыт участок Покровск-Уральск. 28.08.1895 года вступила в строй ветка Ершов-Николаевск. Развитию станции дала толчок железная дорога. В 1897 году Ершов впервые упомянут в отчете Земской управы Новоузенского уезда, как населенный пункт. До октября 1917 года Ершов входил в состав Самарской Губернии Новоузенского уезда. 1928 года  Ершов стал входить в состав Пугачевского округа Саратовской области Нижневолжского края. 5.12.1936 года и по сей день Ершов входит в состав Саратовской области. В 1898 году в Ершове началось строительство Локомотивного депо. На весь поселок выписывалось всего несколько экземпляров газеты «Русское слово» , «Копейка» . 85% населения Ершова были неграмотными. К концу 1914 года население Ершова переволило за 1000 человек. Накануне февральской революции здесь проживало 1200 жителей. Это в основном железнодорожники, рабочие, грузчики и крестьяне
Герои  города и история.
Прославилась земля Ершовская героями революционерами: А.Ф. Ланге, В.В. Гайдук, Н.Ф. Гордеев и др.В июне 1928 года Ершов становится районным центром. В 1929 году организуется первая машинно-тракторная станция. В 1930 году основывается  и издается газета «Ленинский путь» сейчас газета Степной край. В 1932 году организован института зернового хозяйства Юго-Востока СССР. Отважно воевали Ершовцы на фронтах Великой Отечественной Войны. Вечно будет жить память о погибших за Родину наших земляков: А.Ф. Данукалове, М.А. Зуеве, В.И. Кирееве, , И.Г. Малине, П.Е. Сергееве, В.Р. Спирине и др. Героя Социалистического Труда А.В. Чумак, Н.Г. Чеусова и др.
 В 1957 году в районе имелось 54 школы ( 6 школ в г. Ершове)В 1967 году началось строительство Саратовского обводнительно-оросительного канала, который был пущен в строй в 1972 году.
5.Достопримечательности.
На центральной площади города располагается мемориал, посвящённый героям Великой Отечественной войны.Рядом с локомотивным депо находится «дом господ машинистов» — памятник архитектуры начала XX века. На привокзальной площади, носящей имя Г. К. Жукова — памятник ершовцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В центре города — памятник погибшим в годы Гражданской войны.
В городе работают музыкальная и спортивная школы, ПТУ.
Два прекрасных дома культуры — железнодорожный и районный.
На въезде в город место у дороги освящено и стоит крест.
Есть большой стадион «Юность»
В городе расположена телерадиомачта высотой 350 м
6. Культура и образование В городе работают:
 - 6 городских школ
 - школа искусств
- реабилитационный центр для детей с ограниченными воэможностями.
 - спортивная секция для детей с ограниченными возможностями «РИФ»
 - Дом детского творчества
 - краеведческий музей
 - городские библиотеки
 - филиал Саратовский Государственный Униреситет
 - филиал Саратовского техникума железнодорожного транспорта
дорожно-техническая школа
 - филиал Саратовского медицинского техникума
 - два дома культуры — городской и районный
 - большой стадион «Юность»
 - ФОК «Балканы», ФОК «Дельфин»
 - кинотеатр «Юность»
 - редакция газеты "Степной край

7. Экономика
Среди основных промышленных и перерабатывающих предприятий города:
 - Локомотивное депо
 - Вагонное депо
 - Зерновой элеватор
Также в городе работают крупные предприятия:
 - «Заволжские электрические сети»,
 - Филиал ремзавод «Кировец»
 -  МТС «Агро»
 -  ДРСУ
торговые предприятия:
 - «Эксперт»,
 - «Компьюмаркет»,
 - «Каскад»,
 -  Сеть магазинов «Книжный Мир»
Теперь прошу Вас обратить внимание на наш кластер, мы с вами видим, что наша планета дополнилась ещё несколькими планетами.
 На следующем этапе наше занятия я предлагаю по играть в  игру, которая называется «Как вы думаете», правила игры, следующие каждая команда получает по игровому полю и набору карточек,. Игровое поле состоит из двух ступеней первая –это верно, второе- неверно. Каждой команде необходимо расставить карточки по ступеням.



 
            Верно





                


                  Неверно






Карточки с вопросами:

Первая группа получает следующие вопросы:
Город Ершов основан в 1961 году.
Город Ершов  промышленный центр.
Город Ершов многонациональный город.

Вторая группа получает следующие вопросы:
Ершов стоит на реки Иргиз.
65% жителей города бы не грамотными.
Курорт им. Чапаева был основан в 1844 году.
Дом господ машинистов – памятник архитектуры конца 18 века.

Третья группа получает следующие вопросы:
В городе располагается теле-радио вышка 350 метров
В городе 2 библиотеки
На кануне февральской революции в городе проживало 1200 жителей.
1900-1901 году в городе открылась первая библиотека

Давайте подумаем, вызвали ли сомнения и неуверенность, какие либо вопросы.
 Поэтому я сейчас раздам вам текст, которые содержит необходимую информацию, вам нужно будет прочитать и вновь расставить карточки только, уже в правильном порядки, подтверждая цитатой из текста. Текст, для всех групп одинаковый.

Текст.
Город Ершов основан в 1893 году в связи с постройкой Рязано-Уральской железной  дороги. 25 октября 1894 года был открыт участок «Покровск – Уральск». 28 августа 1895 года вступила в строй ветка «Ершов – Николаевск». Развитию станции дала толчок железная дорога. Город расположен у истока реки Малый Узень, в 178 км к востоку от Саратова. Узел железнодорожных линий Приволжской железной дороги и автомобильных дорог.
     В 1897 году Ершов впервые упомянут в отчете Земской управы Новоузенского уезда, как населенный пункт.
5 декабря 1936 года и по сей день Ершов входит в состав Саратовской области.
В 1898 году в Ершове началось строительство локомотивного депо. Одновременно строились мастерские по мелкому ремонту узкоколейных паровозов.
Со станции отправлялось в год более 12 тысяч пассажиров и до 750 тысяч пудов  различных грузов.
     На меленькой станции не было никаких промышленных предприятий за исключением двух паровых мельниц, в которых мололи зерно крестьяне окрестных сел.
На весь поселок выписывалось всего несколько экземпляров газеты «Русское слово» , «Копейка». 85% населения Ершова были неграмотными. К концу 1914 года население      Ершова перевалило за 1000 человек. Накануне февральской революции здесь проживало 1200 жителей. Это в основном железнодорожники, рабочие, грузчики и крестьяне.
     В 1844 году на левом берегу реки Большой Кушум было положено начало курорту имени Чапаева.
В 1900 году в Ершове открываются частные предприятия: «нумера купца Власова» – ныне фотография, мясная лавка Чакаев, братья Беккер – бывший фирменный магазин горпищкомбината. Братьям Решетниковым принадлежала пекарня. В 1904 году в Ершове открылась первая церковно-приходская школа, в 1922 – 1923 годах – первая библиотека.
     В Ершове началось укрепление железнодорожного узла. В июне 1928 года Ершов становится районным центром. В 1929 году организуется первая машинно-тракторная станция.
     В 1941 году в Ершове был построен кинотеатр «Комсомолец» на 180 мест.
В 1900 году в Ершове открываются частные предприятия: «нумера купца Власова» – ныне фотография, мясная лавка Чакаев, братья Беккер – бывший фирменный магазин горпищкомбината. Братьям Решетниковым принадлежала пекарня. В 1904 году в Ершове открылась первая церковно-приходская школа, в 1922 – 1923 годах – первая библиотека. Прославилась земля Ершовская героями революционерами: А.Ф. Ланге, В.В. Гайдук, Н.Ф. Гордеев.
Рядом с локомотивным депо находится «дом господ машинистов» — памятник архитектуры начала XX века.
В городе расположена телерадиомачта высотой 350 м
Накануне февральской революции здесь проживало 1200 жителей. Это в основном железнодорожники, рабочие, грузчики и крестьяне
     В 1967 году началось строительство Саратовского обводнительно-оросительного канала, который был пущен в строй в 1972 году. Развитие сельскохозяйственного производства в районе , перевод его на индустриальную основу заметно отразились на жизни города. Он прошел путь от затерянной в степи станции до современного заволжского города

 Как вы понимаете, в работу карточек вошла не вся информация содержащая по тексту, для того чтобы она прозвучала полностью, вам необходимо придумать  в группах по два толстых и два тонких вопросов. Для  этого  ещё раз вспомним, таблицу толстых и тонких вопросов.(в таблицу записывается две колонки, в первую записывается толстые вопросы требующие подробного развёрнутого ответа,  тонки это вопросы требующие односложного, простого ответа).
После того как мы с вами обменялись информацией вновь обратимся к кластеру и подумаем есть ли ещё какие-нибудь веточки или элементы, которые были не озвучены.
    Подведём итог нашего занятия знание истории своего родного города, воспитывает в каждом из нас чувство патриотизма за город, в котором мы живём.
Для того чтобы оценить понравилось ли занятие или нет, для этого  мы приготовили два конверта, и звёздочки, необходимо, положить их в один из конвертов  в если вам понравилось то вы должны написать это на звёздочки и вложить в белый конверт, если не понравилось, то вы пишите и вкладываете в чёрный конверт.
Именно так я попыталась показать, как можно использовать технологии развития критического мышления на внеклассных мероприятиях.

Прикрепленный файлSize
Презентация1.ppt2.35 MB
Презентация1.ppt2.35 MB

»  Tags for document: