Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка урока истории в 7 классе по теме "Реформация и Контрреформация в Западной и Центральной Европе"

Submitted by Александр Александрович Паршин on Tue, 03/01/2012 - 12:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Паршин Александр Александрович
Место работы, должность: 

филиал МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" в с. Хобот- Богоявленское Первомайского района Тамбовской области, учитель истории и обществознания

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Методическая разработка урока истории в 7 классе по теме &quot;Реформация и Конрреформация в Западной и Центральной Европе&quot;</p>

 

Методическая разработка урока по теме«РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ», 7 класс

1.Цели уроков: учащиеся должны усвоить основные понятия урока; выяснить причины и основные направления Реформации и Контрреформации; развивать умение работы с учебником, с исто­рическими документами, формировать умение выделять главное в прочитанном тексте.

2.Ожидаемые результаты

Школьники должны научиться общим принципам постанов­ки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказа­тельства в истории); выявлению предпосылок (анализировать усло­вия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков; выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различ­ных суждений; использованию внешкольных источников информа­ции (находящихся за пределами учебной книги, существующих в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и до­стопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разным способам ра­боты с учебной книгой, в том числе и способам самостоятельной работы. Предполагается приобретение учащимися устойчивого ин­тереса и уважения к истории человечества и культуре. Школьники вырабатывают отношение к истории как к способу понимания со­временности; уважают права человека и демократические ценнос­ти; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отноше­ние к традициям западной и восточной культуры.

Предполагается помочь учащимся анализировать конкрет­ные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные пе­ред ними жизнью; уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые общество хотело бы видеть у выпускников ос­новной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими — руководствоваться нравственным отношением к соб­ственной жизни и жизни других людей.

Формирование исторического мыш­ления, под которым подразумевается определенный набор мысли­тельных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истол­ковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки; умение анали­зировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

Учащиеся долж­ны овладеть умениями:

—   определять и объяснять понятия;

—   уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и расска­зе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

—   рассматривать общественные явления в развитии, кон­кретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

—   анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществ­лять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа дейст­вительности и собственного социального опыта;

—   определять свою личную точку зрения, уметь ее формули­ровать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

—   обладать необходимыми коммуникативными умениями: вла­деть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать во­прос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх;

—   определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;

—   уметь выбирать и использовать нужные средства для учеб­ной деятельности;

—   осуществлять самоконтроль и самооценку.

Основные понятия: реформация, протестантизм, каль­винизм, лютеранство, контрреформация, крестьянская война в Германии, Аугсбургский религиозный мир, Варфоломеевская ночь, эдикт, месса, гарант, компромисс, гугеноты, инквизиция, пуритане, англиканская церковь, гугеноты, индекс, индульгенция, пастор, секуляризация, униатская церковь, цензура.

по датам (вспоминают основные события Реформации в Европе)

1517 год.

1524-1526 гг.

1555 год.

1534 год.

по именам ( вспоминают основных идеологов Реформации и участников Контрреформации)

Мартин Лютер, 4.Филипп II,

Томас Мюнцер, 5. Игнатий Лойола,

Жан Кальвин, 6.Генрих VIII.

Материал учебника (п.11,12),пункты:

1.Причины религиозной революции; 2.«Тремя вещами подчиняет себе Рим: насилием, хитростью и лицемерием»;3.Мартин Лютер;4. Борьба за Реформацию началась;5. «На этом стою. И не могу иначе»;6. «Спасение верой»;7. «Чья страна, того и вера..»;8. Жан Кальвин о предопределении человека;9.Кальвинистская церковь;10. «Рим кальвинизма»;11.Католическая церковь борется с ересью;12.Орден иезуитов;13. Попытки реформ и Тридентский собор.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Определение, причины и основные направления Реформации.

2.  Начало Реформации. Лютеранство. Протестантизм.

3. Крестьянская война в Германии. Аугсбургский религиозный мир.

4.  Кальвинизм - разновидность протестантизма.

Этапы урока:

1.     Организационно-мотивационный (5 мин.).

2.     Самостоятельная работа учащихся  с учебными материалами (18 мин).

3.     Выступления групп с отчетом об изученном материале (10 мин).

4.     Осмысление и закрепление знаний (8 мин.).

5.     Рефлексия, домашнее задание (4 мин).

 

1.Организационно-мотивационный этап урока.

Фронтальная беседа с классом с целью актуализации знаний и  совместной постановки цели урока.

-Давайте вспомним, что такое Реформация?

-В какой стране началось это движение?

-Кто создал учение о спасении верой?

-Вы сочувствуете идеям Реформации?  Каким, например?

-Как вы думаете, только ли  Германию охватило движение за переустройство церкви?  Почему вы так считаете?

-Что нам сегодня предстоит узнать?

Вместе с учащимися формулируем одну из задач урока: узнать о распространении Реформации в Европе.

-Как вы думаете, реформаторские учения в других странах будут похожи на лютеранство или будут совершенно другими?

-Что может быть общего?

 Учитель сообщает, что реформаторское движение охватило Англию, Францию, Данию, Норвегию, Нидерланды, Швейцарию. Сегодня мы уделим внимание именно Швейцарии, где с 40-х годов XVI века разворачивался второй этап Реформации. При этом учитель интригует учащихся следующим заявлением:

 -Но я не уверен, что идеям Реформации  в Швейцарии вы будете сочувствовать…

-Мы уже знакомы с теми, кто  проводил Реформацию, а о действиях каких участников событий мы пока мало знаем?  Ученики   отвечают, что необходимо узнать, как папа римский будет бороться с Реформацией.

-А может католическая церковь смирится с потерей авторитета, уважения, доходов? В ответ  раздается дружное «нет». Как вы думаете, каким образом католическая церковь может вернуть свое прежнее влияние и власть? (Здесь важно, что предложат учащиеся, насколько их предложения потом разойдутся или будут соответствовать фактам).

Таким образом, мы поставили еще одну задачу урока.  После этого на экране появляется слайд с темой урока и основными его  познавательными задачами.

Реформация и контрреформация в Европе. Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации.

 2 этап урока: самостоятельная работа учащихся с учебными материалами.

Учитель предлагает учащимся  изучить два главных вопроса новой темы в группах, а затем в яркой, интересной форме каждая группа сообщает о том, что она узнала, классу. Группы должны быть сформированы заранее, для экономии времени на уроке. В данном случае  эффективнее будут работать группы гомогенного состава. В небольшом классе возможно формирование двух групп – в одной – полезависимые учащиеся, в другой – поленезависимые  (одна из важных характеристик первой группы – неумение выделять существенные детали, трудности с переносом знаний, поэтому  задания для этой группы должны содержать  косвенные указания на ответы;  вторая группа – легко осуществляет перенос знаний и умений, умеет выделять существенные детали, нуждается  в свободе познавательной деятельности). Задание группам.1.Гр.1.Учение Ж. Кальвина.2.Кальвинистьская церковь, жизнь верующих. 2Гр. Определите, какими способами папы и католическая церковь боролись против Реформации.

Группы получают материалы для изучения вопросов темы (см. приложение). Вторая  группа приступает к самостоятельной работе. Учащимся  первой  группы    1 вопрос разбивается учителем на подпункты, им адресован следующий слайд:

Задание группам:1Гр.1.Учение Ж.Кальвина:Что такое «Божественное предопределение»? Можно ли узнать, к чему человек «предопределен» Богом? Как вести себя «отверженному»?

После ознакомления учащихся первой группы с материалами по  1 вопросу, учитель  в ходе беседы с группой  помогает учащимся понять и закрепить изученный материал. Затем ученики приступают к изучению второго вопроса:

Задание группам:1Гр.2.Кальвинистская церковь, жизнь верующих:какие права были у церковной общины? Какие качества человека ценились кальвинистами? Характеристика повседневной жизни последователей кальвинизма.

Пока первая группа изучает свой второй вопрос, учителю необходимо убедиться в глубине понимания изучаемого вопроса «Способы борьбы католической церкви с Реформацией»  второй группой. В беседе с учениками можно коснуться следующих вопросов: какие способы борьбы с Реформацией вы выделили; как вы думаете, какие книги папа запретит читать верующим; на какой поступок решился бы иезуит ради церкви; ваше отношение к способам борьбы католической церкви за возврат верующих в свое лоно. Учитель оставляет  вторую группу, которая продолжает работать над вопросом.

     Учитель организует диалог с   первой группой, изучавшей материалы о  кальвинистской церкви.

-Кому подчинялась община верующих? Каких должностных лиц она избирала? Какие качества человека были ценимы кальвинистами? Чем занимается кальвинист в течение дня, чему он радуется, чего опасается, как одет, как проводит свободное время? Хотелось бы вам жить в кальвинистской Женеве?  

После ответов учитель предлагает учащимся подумать, как  в яркой, интересной форме  сообщить  классу об изученном материале. Чаще всего мы с ребятами приходим в выводу, что можно сущность нового материала выразить в сценке «Вечер в семье кальвинистов». С учащимися данной группы необходимо уточнить детали будущего выступления, иначе отдельные существенные моменты они могут пропустить: решаем, что действующими лицами будет купец, его жена, их дети; возможно, жена  предложит мужу выбросить его старые стоптанные башмаки и купить новые; дочери могут просить у отца денег на сережки; сын захочет вечером  пойти погулять; кто-то из детей наябедничает на другого, подавшего милостыню нищему; кто-то громко засмеется и т.д. Главная роль здесь достается купцу-отцу: именно от него семья должна услышать об учении Кальвина, о необходимости усердно трудиться, отец будет внушать  домочадцам: «Молитесь и работайте!»; он будет распекать семью за расточительность, за разговоры во время долгой проповеди пастора в церкви; будет опасаться обыска в доме и т.д. Ученикам необходимо  таким образом построить выступление, чтобы в нем  нашли отражение изученные ими вопросы.

      Пока первая группа продумывает сценарий, учитель выясняет, насколько учащимися второй группы понят материал, а также о форме  представления своего вопроса. Учащиеся решают изложить основные способы борьбы католической церкви  против Реформации  в форме ролевой игры -  пресс-конференции, главными участниками которой станут Папа римский, Игнатий Лойола, испанский король Филипп II, рядовые члены ордена иезуитов, с одной стороны, и  «журналисты», обеспокоенных судьбой католической церкви, с другой стороны.

                Еще несколько минут продолжается подготовка групп.

 3 этап – выступление групп с отчетом об изученном материале.

На экране вновь проецируется слайд с заданиями группам (см. выше).

Учитель предваряет выступление:

-В  40-х годах XVI века Швейцария стала одним из центров Реформации. В Женеве Жан Кальвин создает учение о предопределении человека, изменившее религиозную жизнь людей и их поведение.

Далее на фоне слайда следует выступление первой группы.

Ж.Кальвин выдвинул идею Божественного предопределения. Люди изначально поделены на тех, кто спасется и тех кто погибнет. Но это заранее неизвестно. Поэтому нужно вести себя как подобает Божественным избранникам.

  Выступающим предлагается задать вопросы  классу  о кальвинизме. Дополнительно учитель ставит  следующие проблемные вопросы:

-Согласны ли вы, что кальвинистское учение способствовало развитию предпринимательства? Почему?

-Какие слои населения горячо поддержат это учение, почему?

При наличии времени могут быть заданы также вопросы:

-Как вы думаете,  в каком случае кальвинист мог получить пропуск, чтобы  выйти на улицу после 9 часов вечера?

-Прав ли был Вольтер, сказавший, что «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?

 Далее предлагается выступить второй группе, с объяснением, как католическая церковь, папы  пытаются вернуть утерянные позиции и источник своих богатств – десятину -  о контрреформации. Класс узнает об изменениях в нравственном облике пап и духовенства, об образовании «Общества Иисуса», о жестокости инквизиции, Филиппа II. Выступление группы может сопровождаться  слайдами:

Участники выступления задают классу вопросы по своей теме. Учитель также задает вопрос классу:

-Дайте нравственную  оценку действиям папы римского и католической церкви (какие их  действия вы одобряете, с чем не согласны)?

Учитель обращает внимание ребят на то, что благодаря усилиям католической церкви в одних странах распространение Реформации было приостановлено и много протестантов обращено в католичество, а в других – Реформация была уничтожена. Здесь демонстрируется  и комментируется слайд «Реформация в Европе в XVI веке»:  

 4 этап – осмысление и закрепление знаний.

-Как вы считаете, справились  мы с познавательными задачами, поставленными в начале урока? Давайте проверим себя?

Задание 1 (совместное обсуждение):

Что из приведенного ниже характерно для кальвинизма, а что для католической церкви?

1.Своим избранникам Бог дарует успех в жизни.2.Лучше осудить невиновного, чем оставить без наказания виноватого.3.Папа- высший авторитет в делах веры.4.Стремление к накопительству, усердному труду.5.Духовенство- посредник между Богом и верующими.6.Крайняя нетерпимость к инакомыслящим.

 2. Классификацию этих положений учащиеся делают письменно в тетради, затем обсуждают полученные результаты, после этого им предлагается проверить себя:

Ответы:

Кальвинизм-1.2.4.6.  Католицизм-3.5.6.

Вместе анализируем возникшие затруднения.

-Да, обе стороны  отличались крайней нетерпимостью к инакомыслящим, противники взялись  за оружие (мы еще узнаем о религиозных войнах), проливалась кровь за веру. В кострах сжигали не только книги, но и их авторов. Все это  «во славу Бога», во имя торжества доброго христианского учения. Какими средствами стремились  к благой цели? Добрыми? Достойными?  Учащиеся отвечают отрицательно.

-Можно пойти на обман, предательство ради благородной цели?  Проводим обмен мнениями по данному вопросу.

-Значит вновь встает вопрос:

Цель оправдывает средства?

Справедливость не добывается нечестным путем. История доказывает, что недобрые средства приводят к тому, что результат тоже становится недобрым.  В ходе борьбы между католиками и реформаторами выплеснулась такая взаимная ненависть, ожесточение, что это многих потрясло. Если бы  у вас была возможность обратиться к европейцам  XVI века, воюющим, враждующим друг с другом, что бы вы им сказали?  Следуют краткие выступления ребят, призывающие к взаимному уважению взглядов, к терпимости, к признанию за каждым права на собственные взгляды и убеждения.  

5 этап – рефлексия, домашнее задание.

Наш урок подходит к концу, давайте вместе оценим нашу работу на уроке. Вопрос учащимся 1 группы:

-Оцените с помощью трех прилагательных или существительных работу второй группы? (Учащиеся могут сказать, например: умные, талантливые, веселые или молодцы, историки, артисты).

-Ребята второй группы, оцените  тремя словами работу первой группы.

-Какие моменты в их выступлении вы считаете удачными?

-Кого бы вы хотели похвалить?

-Какие слова вы хотели бы сказать о себе?

-Чему научил вас сегодняшний урок? Что вам больше запомнилось? Далее учитель, включаясь в игру, сам дает краткую характеристику работе класса на уроке и выражает уверенность в том, что  ученикам не трудно будет справиться с домашним заданием, которое, кроме обязательного имеет и дополнительное задание. Учащиеся выбирают задание.

Задание на дом: (п.11-12)

1.Сравните Реформацию и контрреформацию (общее и различия).

2.Сравните лютеранство и кальвинизм (общее и различия).

3.Нарисуйте иллюстрацию каких-либо событий Реформации или контрреформации.

 

 

 

 

Методическая разработка урока по теме«РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ», 7 класс

1.Цели уроков: учащиеся должны усвоить основные понятия урока; выяснить причины и основные направления Реформации и Контрреформации; развивать умение работы с учебником, с исто­рическими документами, формировать умение выделять главное в прочитанном тексте.

2.Ожидаемые результаты

Школьники должны научиться общим принципам постанов­ки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказа­тельства в истории); выявлению предпосылок (анализировать усло­вия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков; выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различ­ных суждений; использованию внешкольных источников информа­ции (находящихся за пределами учебной книги, существующих в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и до­стопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разным способам ра­боты с учебной книгой, в том числе и способам самостоятельной работы. Предполагается приобретение учащимися устойчивого ин­тереса и уважения к истории человечества и культуре. Школьники вырабатывают отношение к истории как к способу понимания со­временности; уважают права человека и демократические ценнос­ти; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отноше­ние к традициям западной и восточной культуры.

Предполагается помочь учащимся анализировать конкрет­ные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные пе­ред ними жизнью; уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые общество хотело бы видеть у выпускников ос­новной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими — руководствоваться нравственным отношением к соб­ственной жизни и жизни других людей.

Формирование исторического мыш­ления, под которым подразумевается определенный набор мысли­тельных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истол­ковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки; умение анали­зировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

Учащиеся долж­ны овладеть умениями:

—   определять и объяснять понятия;

—   уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и расска­зе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

—   рассматривать общественные явления в развитии, кон­кретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

—   анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществ­лять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа дейст­вительности и собственного социального опыта;

—   определять свою личную точку зрения, уметь ее формули­ровать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

—   обладать необходимыми коммуникативными умениями: вла­деть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать во­прос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх;

—   определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;

—   уметь выбирать и использовать нужные средства для учеб­ной деятельности;

—   осуществлять самоконтроль и самооценку.

Основные понятия: реформация, протестантизм, каль­винизм, лютеранство, контрреформация, крестьянская война в Германии, Аугсбургский религиозный мир, Варфоломеевская ночь, эдикт, месса, гарант, компромисс, гугеноты, инквизиция, пуритане, англиканская церковь, гугеноты, индекс, индульгенция, пастор, секуляризация, униатская церковь, цензура.

по датам (вспоминают основные события Реформации в Европе)

1517 год.

1524-1526 гг.

1555 год.

1534 год.

по именам ( вспоминают основных идеологов Реформации и участников Контрреформации)

Мартин Лютер, 4.Филипп II,

Томас Мюнцер, 5. Игнатий Лойола,

Жан Кальвин, 6.Генрих VIII.

Материал учебника (п.11,12),пункты:

1.Причины религиозной революции; 2.«Тремя вещами подчиняет себе Рим: насилием, хитростью и лицемерием»;3.Мартин Лютер;4. Борьба за Реформацию началась;5. «На этом стою. И не могу иначе»;6. «Спасение верой»;7. «Чья страна, того и вера..»;8. Жан Кальвин о предопределении человека;9.Кальвинистская церковь;10. «Рим кальвинизма»;11.Католическая церковь борется с ересью;12.Орден иезуитов;13. Попытки реформ и Тридентский собор.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Определение, причины и основные направления Реформации.

2.  Начало Реформации. Лютеранство. Протестантизм.

3. Крестьянская война в Германии. Аугсбургский религиозный мир.

4.  Кальвинизм - разновидность протестантизма.

Этапы урока:

1.     Организационно-мотивационный (5 мин.).

2.     Самостоятельная работа учащихся  с учебными материалами (18 мин).

3.     Выступления групп с отчетом об изученном материале (10 мин).

4.     Осмысление и закрепление знаний (8 мин.).

5.     Рефлексия, домашнее задание (4 мин).

 

1.Организационно-мотивационный этап урока.

Фронтальная беседа с классом с целью актуализации знаний и  совместной постановки цели урока.

-Давайте вспомним, что такое Реформация?

-В какой стране началось это движение?

-Кто создал учение о спасении верой?

-Вы сочувствуете идеям Реформации?  Каким, например?

-Как вы думаете, только ли  Германию охватило движение за переустройство церкви?  Почему вы так считаете?

-Что нам сегодня предстоит узнать?

Вместе с учащимися формулируем одну из задач урока: узнать о распространении Реформации в Европе.

-Как вы думаете, реформаторские учения в других странах будут похожи на лютеранство или будут совершенно другими?

-Что может быть общего?

 Учитель сообщает, что реформаторское движение охватило Англию, Францию, Данию, Норвегию, Нидерланды, Швейцарию. Сегодня мы уделим внимание именно Швейцарии, где с 40-х годов XVI века разворачивался второй этап Реформации. При этом учитель интригует учащихся следующим заявлением:

 -Но я не уверен, что идеям Реформации  в Швейцарии вы будете сочувствовать…

-Мы уже знакомы с теми, кто  проводил Реформацию, а о действиях каких участников событий мы пока мало знаем?  Ученики   отвечают, что необходимо узнать, как папа римский будет бороться с Реформацией.

-А может католическая церковь смирится с потерей авторитета, уважения, доходов? В ответ  раздается дружное «нет». Как вы думаете, каким образом католическая церковь может вернуть свое прежнее влияние и власть? (Здесь важно, что предложат учащиеся, насколько их предложения потом разойдутся или будут соответствовать фактам).

Таким образом, мы поставили еще одну задачу урока.  После этого на экране появляется слайд с темой урока и основными его  познавательными задачами.

Реформация и контрреформация в Европе. Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации.

 2 этап урока: самостоятельная работа учащихся с учебными материалами.

Учитель предлагает учащимся  изучить два главных вопроса новой темы в группах, а затем в яркой, интересной форме каждая группа сообщает о том, что она узнала, классу. Группы должны быть сформированы заранее, для экономии времени на уроке. В данном случае  эффективнее будут работать группы гомогенного состава. В небольшом классе возможно формирование двух групп – в одной – полезависимые учащиеся, в другой – поленезависимые  (одна из важных характеристик первой группы – неумение выделять существенные детали, трудности с переносом знаний, поэтому  задания для этой группы должны содержать  косвенные указания на ответы;  вторая группа – легко осуществляет перенос знаний и умений, умеет выделять существенные детали, нуждается  в свободе познавательной деятельности). Задание группам.1.Гр.1.Учение Ж. Кальвина.2.Кальвинистьская церковь, жизнь верующих. 2Гр. Определите, какими способами папы и католическая церковь боролись против Реформации.

Группы получают материалы для изучения вопросов темы (см. приложение). Вторая  группа приступает к самостоятельной работе. Учащимся  первой  группы    1 вопрос разбивается учителем на подпункты, им адресован следующий слайд:

Задание группам:1Гр.1.Учение Ж.Кальвина:Что такое «Божественное предопределение»? Можно ли узнать, к чему человек «предопределен» Богом? Как вести себя «отверженному»?

После ознакомления учащихся первой группы с материалами по  1 вопросу, учитель  в ходе беседы с группой  помогает учащимся понять и закрепить изученный материал. Затем ученики приступают к изучению второго вопроса:

Задание группам:1Гр.2.Кальвинистская церковь, жизнь верующих:какие права были у церковной общины? Какие качества человека ценились кальвинистами? Характеристика повседневной жизни последователей кальвинизма.

Пока первая группа изучает свой второй вопрос, учителю необходимо убедиться в глубине понимания изучаемого вопроса «Способы борьбы католической церкви с Реформацией»  второй группой. В беседе с учениками можно коснуться следующих вопросов: какие способы борьбы с Реформацией вы выделили; как вы думаете, какие книги папа запретит читать верующим; на какой поступок решился бы иезуит ради церкви; ваше отношение к способам борьбы католической церкви за возврат верующих в свое лоно. Учитель оставляет  вторую группу, которая продолжает работать над вопросом.

     Учитель организует диалог с   первой группой, изучавшей материалы о  кальвинистской церкви.

-Кому подчинялась община верующих? Каких должностных лиц она избирала? Какие качества человека были ценимы кальвинистами? Чем занимается кальвинист в течение дня, чему он радуется, чего опасается, как одет, как проводит свободное время? Хотелось бы вам жить в кальвинистской Женеве?  

После ответов учитель предлагает учащимся подумать, как  в яркой, интересной форме  сообщить  классу об изученном материале. Чаще всего мы с ребятами приходим в выводу, что можно сущность нового материала выразить в сценке «Вечер в семье кальвинистов». С учащимися данной группы необходимо уточнить детали будущего выступления, иначе отдельные существенные моменты они могут пропустить: решаем, что действующими лицами будет купец, его жена, их дети; возможно, жена  предложит мужу выбросить его старые стоптанные башмаки и купить новые; дочери могут просить у отца денег на сережки; сын захочет вечером  пойти погулять; кто-то из детей наябедничает на другого, подавшего милостыню нищему; кто-то громко засмеется и т.д. Главная роль здесь достается купцу-отцу: именно от него семья должна услышать об учении Кальвина, о необходимости усердно трудиться, отец будет внушать  домочадцам: «Молитесь и работайте!»; он будет распекать семью за расточительность, за разговоры во время долгой проповеди пастора в церкви; будет опасаться обыска в доме и т.д. Ученикам необходимо  таким образом построить выступление, чтобы в нем  нашли отражение изученные ими вопросы.

      Пока первая группа продумывает сценарий, учитель выясняет, насколько учащимися второй группы понят материал, а также о форме  представления своего вопроса. Учащиеся решают изложить основные способы борьбы католической церкви  против Реформации  в форме ролевой игры -  пресс-конференции, главными участниками которой станут Папа римский, Игнатий Лойола, испанский король Филипп II, рядовые члены ордена иезуитов, с одной стороны, и  «журналисты», обеспокоенных судьбой католической церкви, с другой стороны.

                Еще несколько минут продолжается подготовка групп.

 3 этап – выступление групп с отчетом об изученном материале.

На экране вновь проецируется слайд с заданиями группам (см. выше).

Учитель предваряет выступление:

-В  40-х годах XVI века Швейцария стала одним из центров Реформации. В Женеве Жан Кальвин создает учение о предопределении человека, изменившее религиозную жизнь людей и их поведение.

Далее на фоне слайда следует выступление первой группы.

Ж.Кальвин выдвинул идею Божественного предопределения. Люди изначально поделены на тех, кто спасется и тех кто погибнет. Но это заранее неизвестно. Поэтому нужно вести себя как подобает Божественным избранникам.

  Выступающим предлагается задать вопросы  классу  о кальвинизме. Дополнительно учитель ставит  следующие проблемные вопросы:

-Согласны ли вы, что кальвинистское учение способствовало развитию предпринимательства? Почему?

-Какие слои населения горячо поддержат это учение, почему?

При наличии времени могут быть заданы также вопросы:

-Как вы думаете,  в каком случае кальвинист мог получить пропуск, чтобы  выйти на улицу после 9 часов вечера?

-Прав ли был Вольтер, сказавший, что «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?

 Далее предлагается выступить второй группе, с объяснением, как католическая церковь, папы  пытаются вернуть утерянные позиции и источник своих богатств – десятину -  о контрреформации. Класс узнает об изменениях в нравственном облике пап и духовенства, об образовании «Общества Иисуса», о жестокости инквизиции, Филиппа II. Выступление группы может сопровождаться  слайдами:

Участники выступления задают классу вопросы по своей теме. Учитель также задает вопрос классу:

-Дайте нравственную  оценку действиям папы римского и католической церкви (какие их  действия вы одобряете, с чем не согласны)?

Учитель обращает внимание ребят на то, что благодаря усилиям католической церкви в одних странах распространение Реформации было приостановлено и много протестантов обращено в католичество, а в других – Реформация была уничтожена. Здесь демонстрируется  и комментируется слайд «Реформация в Европе в XVI веке»:  

 4 этап – осмысление и закрепление знаний.

-Как вы считаете, справились  мы с познавательными задачами, поставленными в начале урока? Давайте проверим себя?

Задание 1 (совместное обсуждение):

Что из приведенного ниже характерно для кальвинизма, а что для католической церкви?

1.Своим избранникам Бог дарует успех в жизни.2.Лучше осудить невиновного, чем оставить без наказания виноватого.3.Папа- высший авторитет в делах веры.4.Стремление к накопительству, усердному труду.5.Духовенство- посредник между Богом и верующими.6.Крайняя нетерпимость к инакомыслящим.

 2. Классификацию этих положений учащиеся делают письменно в тетради, затем обсуждают полученные результаты, после этого им предлагается проверить себя:

Ответы:

Кальвинизм-1.2.4.6.  Католицизм-3.5.6.

Вместе анализируем возникшие затруднения.

-Да, обе стороны  отличались крайней нетерпимостью к инакомыслящим, противники взялись  за оружие (мы еще узнаем о религиозных войнах), проливалась кровь за веру. В кострах сжигали не только книги, но и их авторов. Все это  «во славу Бога», во имя торжества доброго христианского учения. Какими средствами стремились  к благой цели? Добрыми? Достойными?  Учащиеся отвечают отрицательно.

-Можно пойти на обман, предательство ради благородной цели?  Проводим обмен мнениями по данному вопросу.

-Значит вновь встает вопрос:

Цель оправдывает средства?

Справедливость не добывается нечестным путем. История доказывает, что недобрые средства приводят к тому, что результат тоже становится недобрым.  В ходе борьбы между католиками и реформаторами выплеснулась такая взаимная ненависть, ожесточение, что это многих потрясло. Если бы  у вас была возможность обратиться к европейцам  XVI века, воюющим, враждующим друг с другом, что бы вы им сказали?  Следуют краткие выступления ребят, призывающие к взаимному уважению взглядов, к терпимости, к признанию за каждым права на собственные взгляды и убеждения.  

5 этап – рефлексия, домашнее задание.

Наш урок подходит к концу, давайте вместе оценим нашу работу на уроке. Вопрос учащимся 1 группы:

-Оцените с помощью трех прилагательных или существительных работу второй группы? (Учащиеся могут сказать, например: умные, талантливые, веселые или молодцы, историки, артисты).

-Ребята второй группы, оцените  тремя словами работу первой группы.

-Какие моменты в их выступлении вы считаете удачными?

-Кого бы вы хотели похвалить?

-Какие слова вы хотели бы сказать о себе?

-Чему научил вас сегодняшний урок? Что вам больше запомнилось? Далее учитель, включаясь в игру, сам дает краткую характеристику работе класса на уроке и выражает уверенность в том, что  ученикам не трудно будет справиться с домашним заданием, которое, кроме обязательного имеет и дополнительное задание. Учащиеся выбирают задание.

Задание на дом: (п.11-12)

1.Сравните Реформацию и контрреформацию (общее и различия).

2.Сравните лютеранство и кальвинизм (общее и различия).

3.Нарисуйте иллюстрацию каких-либо событий Реформации или Контрреформации.

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн