Вы не зарегистрированы

Авторизация



Превратить мысль в действие...

Submitted by Галина Романовна Куприянова on вс, 15/01/2012 - 11:12

 

Хороших методов существует ровно столько,

сколько существует хороших учителей.

Д. Пойа

 

Думать легко, действовать трудно,

а превратить мысль в действие –

самая трудная вещь на свете.

И. Гете

 

Знания даваемые насильно

душат разум.

А. Франс

 

Анализ современных тенденций современного развития дает мне и моим коллегам обнаружить новый «социальный заказ», как своего рода веяние времени. Начинают востребоваться люди, умеющие быстро приспосабливаться к изменениям жизни, гибкие, любознательные, пытливые, способные в условиях неопределенности перемещать идеи из одной области в другую. И я полностью согласна с высказыванием А.В. Толстых о том, что в грядущем устройстве мира будут вознаграждаться индивидуальность, предприимчивость, ориентированность на будущее.

Я думаю и надеюсь на то, что наряду с образовательной функцией будет востребована еще одна – социализация, по средствам которой общество как бы воспроизводит самоё себя. Образование, как одна из форм социализации – это средство встроить человека в общее для всех жизненное пространство; процесс «приобщения человека к общему и должному» (О.С. Газман).

Я считаю, что современная школа и наша работа в ней должна быть направленна на создание социальной компетентности:

- эффективно содействовать актуализации, развитию своих личных качеств,  формированию индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации;

- интенсивное физическое и социальное созревание личности;

- чувство взрослости, разрушение отношений зависимости, построение отношений партнерства и равенства в условиях открытого поликультурного мира

Мне хочется видеть своих учеников творческими, успешными, толерантными и, в конечном итоге, счастливыми людьми. Я хочу помочь им осознать свою индивидуальность, свои потребности в самосовершенствовании и самоактуализации. Для этого в своей работе я использую различные, давно проверенные практикой и инновационные, педагогические технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология – совокупность приемом,

применяемых в каком-либо деле,

в искусстве.

Толковый словарь 

 

Педагогическая технология –

содержательная техника реализации

учебного процесса

В.П. Беспалько

 

Хочу начать с того, что лично-ориентированные технологии стоят в центре моей педагогической работы. Личность ребенка здесь не только субъект, но и субъект приоритетный. Личность взращиваемого человека является целью образования. Поэтому, личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической, психотерапевтической направленностью, и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. Наиболее близки мне:

- гуманно-личностные технологии (уважение к ребенку, оптимистическая вера в его творческие силы);

- технологии сотрудничества (демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ученика);

- технологии свободного воспитания (свобода выбора и самостоятельность);

- гуманизация и демократизация педагогических отношений (индивидуальный подход, демократическое управление процессом). 

 

Лекция – 5% усвоения

Чтение – 10% усвоения

Видео/аудио материалы – 20% усвоения

Демонстрация – 30% усвоения

Дискуссионные группы – 50% усвоения

Практика через действие – 75% усвоения

Использование полученных знаний сразу же – 90% усвоения

 

Таким образом, процесс обучения это не автоматическое вкладывание обучающего материала в голову ученика, он требует напряженной умственной работы, собственной активности ученика.

Я думаю, что основой интерактивного обучения являются коллективные способы обучения как основные средства развития мотивации в учебе (от активно-созерцательных к активно-преобразовательным действиям) через включение в работу сменных пар, групп; живое, непринужденное общение, где можно беседовать, поправлять, оценивать.

Это способствует демократичности и положительной рефлексии учащихся. Интерактивные способы обучения дают возможность стать субъектом самообучения, где ученик может стать ассистентом учителя, собеседником. Для меня очень интересны:

- технология «Диалог культур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова;

- технология вероятностного образования (А.М. Лобка), которая вместе с Вальдорфовской Р. Штайнера является альтернативной;

- «Школа для всех» Е.А. Ямбурга (сейчас работаю в МБОУ СОШ №51 совместителем);

- технология индивидуализации обучения (С.А. Границкая);

- коммуникативного обучения (Е.И. Пассов);

- крупноблочная технология П.М. Эрдниева, учителя новатора В.Ф. Шаталова. 

Я убедилась, что наибольший эффект в преподавании гуманитарных дисциплин дают групповые технологии (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко):

- классно-урочная организация;

- лекционно-семинарские занятия;

- дидактические игры;

- бригадно-лабораторный метод.

Активные методы обучения:

- деловые игры;

- «мозговой штурм»;

- круглый стол;

- метод проектов;

- форум;

- думай и слушай;

- программа самообразования.

Активные и групповые методы являются основой технологии знаково-  контекстного обучения (А.А. Вербицкого), где выделяю основной принцип – проблемное обучение:

1) перенос акцента с обучающей деятельности на познавательную, для формирования умений и навыков, способствующих развитию профессиональных способностей, опыта творческой деятельности;

2) на ряду с деятельностью академического типа использую квазипрофессиональную деятельность: психодрама, социодрама, игровые формы, спецкурсы, спецсеминары.

Я фрагментарно использую технологии модульного обучения на уроках экономики и права, факультативах по социологии и журналистике.

Вот уже 15 лет как я занимаюсь профориентационной работой с учениками 9х и 11х классов. Разработала ряд анкет, профориентационные тренинги, собрала словарь названий и толкований профессий. Сейчас продолжаю работу в этом направлении под руководством Карповой Е.В., заведующей методическим кабинетом кафедры «Психологии» Социально – Гуманитарного Института ДВГУПС.

Познакомившись, много лет тому назад, с книгами Дьюи «Развитие мышления - есть решение проблем» и Брунера «Готовность ученика развивать интеллектуальное мышление», подумала, что проблемное обучение поможет реализовать основную задачу обучения - развитие критического логического мышления.  Оптимальным методом для обучения естественнонаучных и гуманитарных дисциплин считаю исследовательский метод, главная цель которого является сообщение знаний в их движении и развитии.

Начиная с 1998 года (работая в школе-гимназии №6), я начала использовать информационные технологии обучения, что способствует интеллектуальному развитию учащихся (интеллектуально-обучающие системы ИОС);дистанционное обучение (автоматизированная учебно-информационная система). Компьютер сейчас незаменимое средство для проведения интерактивных лекций с применением мультимедийных технологий.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей. С этим трудно не согласится. Все чаще я использую эти методы  для работы с учениками домашнего обучения, с отсутствующими на учебных занятиях учениками-спортсменами, уезжающими по заявлению родителей за рубеж на лечение, по иным причинам.

Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

- снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

- проводить обучение большого количества человек;

- повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

- создать единую образовательную среду.

Для меня большое значение имеет атмосфера открытости и деловитости на занятиях, поэтому я использую Вальдорфскую технологию, разработанную Р. Штайнером:

- обучение и воспитание без принуждения;

- свобода как средство обучения и воспитания;

- экология здоровья;

- культ здоровья;

- культ творчества.

Я всегда интересуюсь появлением новых инновационных педагогических технологий, очень люблю учиться, посещаю множество интересных курсов и семинаров. Особенно увлеченатехнологией развивающего обучения Лысенкова С.Н. и методом проектов, разработанного Шацким С.Т. Особенно они подходят для учеников старших классов в профильной школе. Ученики учатся:

- самостоятельно формировать познавательный навыки;

- конструировать свои знания;

- развивать критическое мышление;

- самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.

Метод проектов учит:

- комплексно решать проблемыво взаимодействии с социумом;

- интегрировать знания и умения из различных областей;

- дает конкретный результат – конечный продукт, готовый к внедрению.

Мне представляется необходимым отметить и концепцию воспитания, которая является второй (обязательной) стороной обучения. Комплексное использование педагогических технологий будет служить основой актуализации процесса обучения и актуализации личности ученика. Здесь считаю уместным вспомнить, что наибольших результатов можно достичь при общей педагогизации окружающей среды:

- единства школы, семьи, социального окружения;

- идея сотрудничества школы и других образовательных учреждений;

- идея компетентного управления школой.

Я думаю, что это поможет адаптироваться в стремительно меняющемся мире в условиях перехода к постиндустриальному обществу, а это и есть цель глобальной педагогики.