Вы не зарегистрированы

Авторизация



Звуки [г], [г’], буква Г. Употребление сложных предлогов на материале темы «Мебель»

Фото пользователя Вероника Алексеевна Ефимова
Submitted by Вероника Алексеевна Ефимова on Sat, 21/01/2012 - 13:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ефимова Вероника Алексеевна
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Предмет(ы): 
Логопедия
Цель урока: 

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза готовят обучению чтению и письму, что способствует более легкой адаптации ребенка в школе. 

Коррекционные цели

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Формировать фонематические представления, развивать фонематический анализ.
  3. Дифференциация звуков [г], [г’]
  4. Развивать навык звуко - буквенного анализа и синтеза.
  5. Развивать грамматический строй русского языка: употребление предлогов падежных форм существительных; относительные прилагательные по теме «Мебель»
  6. Развивать четкость дикции и речевое дыхание.

Обучающие цели

  1. Познакомить детей со звуками [г], [г’], буквой Г.
  2. Закреплять связь звука с буквой.
  3. Закрепить лексические понятия по теме «Мебель»: название предметов мебели и их использование.
  4. Закрепление знания алгоритма выполнения звуко - буквенного разбора.

Воспитательные и развивающие цели

  1. Развивать зрительное и слуховое внимание.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  3. Воспитывать навыки самоконтроля и саморегуляции.

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
6
Используемые учебники и учебные пособия: 

Настольная игра "Дин и Дон" (Дифференциация согласных по твердости и мягкости)

Используемое оборудование: 

 

  1. Демонстрационный материал

Кукла – гном; запись песенки гнома; картинки с изображением комнат гномов Дина и Дона; картинки для определения твердости и мягкости звуков г и г’(гармошка, гитара, сапоги, бегемот, гиря, деньги); стилизованная буква Г и плакат с буквой Г.

  1. Раздаточный материал

Картинки с изображением предметов мебели; раздаточный материал для выполнения звукового разбора, разрезные буквы.

Краткое описание: 
Подгрупповое занятие в подготовительной группе детского сада. повторение лексической темя на матариале развития грамматического строя речи:употребление предлогов падежных форм существительных; относительные прилагательные по теме «Мебель».Знакомство с новыми звуками и буквой. Дифференциация согласных по твердости и мягкости.
Ход занятия
Время Логопед Дети
 

I. Организационный момент

- На этой неделе мы с вами говорили о мебели. Давайте вспомним, какая бывает мебель. Сейчас, кто ответит на вопрос «какая мебель?» - сядет.

- Мебель бывает дере…, пласт…, пле…, же…, мяг…, жест…, кухон…, кра…, модна…,  бога…, комнат…, офис…

- Молодцы, все у нас сидят.

 

 

II. Сообщение темы урока

 

Послушайте, что за звуки там  за занавеской?

- Ребята, вы хотите узнать новую букву?

- Гномик, что нам нужно сделать, чтобы ты нам букву показал?

- Сделайте звуковой разбор моего имени: гном Гена.

- Сделаем, дети?

 

III. Повторение пройденного.

 

- Давайте сначала вспомним. Когда мы говорим, то произносим  что?

- Какие бывают звуки?

- Как мы произносим гласные звуки?

- Как произносим согласные звуки?

- Какие бывают согласные звуки?

 

IV. Ознакомление с новым материалом

1. Знакомство со звуками  [г], [г’].

 

Делаем звуковой разбор слов гном и Гена.

План разбора:

  1. Выкладываем полоску слово
  2. Делим слово на слоги и "разрезаем"маленькой полоской
  3. Считаем количество звуков в 1-м, 2-м и т.д. слогах, обозначаем каждый звук черным кружком
  4. Анализируем звуки в 1-м слоге по порядку (с характеристикой каждого звука). С оставшимися слогами аналогично
  5. Ставим ударение

Сравниваем первые звуки в словах Гена и Гном

 

- Давайте поучимся произносить звук г. При произнесении звука [г] губы приоткрыты, свободны. Кончик языка за нижними зубами. Задняя часть спинки языка смыкается с небом.В образовании звука участвует голос.

- Произнесем звук [г'']. Спинка языка еще больше поднялась к небу.

 

2. Развитие фонематических представлений. Дифференциация звуков [г], [г’].

 

- Я назову слова и если вы услышите звуки [г], [г’] – хлопните в ладоши.

Гости, сапоги, гора, нора, пень, книга, лужа, гитара

- Молодцы.                  

- Вы уже знакомы с гномиками Дин и Дон. Дон – любит твердые звуки, а Дин – мягкие. Поэтому у Дона синяя комнатка и в ней живут вещи, название которых начинается с твердых звуков, а у Дина зеленая комната и там живут вещи с мягкими звуками.

Логопед вывешивает на ковралин картинки из игры «Дин и Дон» с изображением синей и зеленой комнаты.

Сейчас я буду называть вам слова, в которых есть твердый или мягкий звук Г. Если услышите твердый звук – покажите синюю карточку и мы этот предмет положим в комнату к Дону. Если услышите мягкий звук г – покажите мне зеленую карточку и этот предмет мы подарим Дину.

Логопед называет слова и показывает картинки: гармошка,  бумага, гитара,  бегемот, гиря, сапоги, деньги.

 

3. Знакомство с буквой Г.

- Гномик – мы выполнили твою просьбу. Покажи нам новую букву. (логопед как бы слушает что говорит ей гномик) Гномик хочет, чтобы мы дали характеристику звукам г и г’.

- Дайте характеристику звуку [г].

- Дайте характеристику звуку[г’]

 - Правильно. Звуки [г], [г’] обозначаются одной буквой, которая называется буква Г. Посмотрите какую забавную букву принес нам гномик.

Логопед показывает стилизованную букву Г и читает стихотворение.

Буква  Г совсем другая

Она стройная, прямая.

Нос свой держит впереди,

Чтобы знать куда идти.

 

- Куда смотрит  нос буквы  Г.

- А так выглядит не сказочная, настоящая буква Г (стилизованная буква). Попробуем написать букву Г в воздухе.

Чтение слогов : аг, ог, уг, иг, га го гу ги, ага, угу.

 

            

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мебель мы считать:

Кресло, стул, диван, кушетка.

Полка, шкаф, диван, танкетка.  

 

V. Развитие грамматического строя речи.

1. Закрепление предлогов падежных форм существительных.

 

Логопед раздает детям картинки с изображением предметов мебели и спрашивает, указывая на определенного ребенка:

- Что у тебя за предмет мебели? Для чего он нужен?

Аналогично дети рассказывают о столе, шифоньере, кровати, кресле, книжном шкафе, буфет и т.д.

 

- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Подскажи словечко»

Костя в комнату вошел

И поставил сок …(логопед выставляет картинку стола)

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки … (картинка буфета)

Маша в комнату впорхнула,

Шарф и плащ взяла … (картинка стула)

Катя вынула жирафа,

Мяч и гномика …(картинка шкафа)

Закатила барабан

Наша Оля … (картинка дивана)

На портрете Аня с бантом,

А портрет тот … (сервант)

Книжку новую Ивана

Я достал  … (диван)

Если хочет Миша спать,

Он приляжет … (кровать)

Чтобы ноги отдохнули,

Посидит чуть-чуть …

Почитать хотим мы если,

То развалимся мы …

- Молодцы. Только мы не будем с вами как дети в  стихотворении складывать игрушки и книги под диван.

 

2. Закрепление относительных прилагательных на материале стихотворения «Наша квартира».

 

Пальчиковая гимнастика

Сейчас мы с вами будем с помощью пальчиков считать, сколько разной мебели есть в нашей квартире.

 

В нашей комнате – столовой –

Есть отличный стол дубовый,

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол  журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

 

- Вспомните, какой у нас стол?

- А стулья? Какие у них спинки, ножки?

- Какой у нас буфет?

- А шкаф в спальне?

- Какие кровати?

- А комод?

- В гостиной стол какой?

 

VI. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.

 

- Давайте вспомним, что вы сегодня узнали нового на занятии.

 - Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали.

 Гномик Гин тоже прощается с вами, у него очень много дел. До свиданья,  гномик.

Теперь тихонечко встанем и пойдем с группу.

 

 

 

Логопед по очереди  называет детям начало слова – дети договаривают.

 

 

 

 

 

Звучит песенка гномика:

Я – веселый старый гном.

Утром к вам пробрался в дом.

Букву новую сказать,

Научить ее писать.

 

 

 

Звуки

Согласные и гласные

Воздух проходит свободно, не встречая преград

Во рту воздух встречает преграды

Твердые и мягкие

 

 

 

 

 

 

Дети выкладывают на наборных полотнах схему слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласный, твердый

Согласный мягкий

 

 

 

 

 

 

 

 

Вправо

 

 

 

 

 

Дети правой рукой как бы считают мебель

Хлопают в ладоши

Приседают

Прыгают

 

 

 

 

 

У меня диван. Он нужен для того, чтобы на нем сидеть и лежать (сначала говорит один ребенок, а затем хором).

 

 

 

Настол

 

 

Вбуфете

 

Состула

 

Изшкафа

 

поддиван

 

надсервантом

 

из-поддивана

 

накровать

 

настуле

 

вкресле

 

 

 

 

 

 

На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику. К концу стихотворения должны быть загнуты все десять пальцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дубовый

Резные, гнутые, витые

Ореховый

Зеркальный

Широкие

Березовый

Журнальный

 

 

 

Мы познакомились с новой буквой, учились читать с этой буквой слова, сравнивали твердый и мягкий звук [г], помогали гномикам Дину и Дону и т.д.

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Вероника Алексеевна Ефимова

На: Звуки [г], [г’], буква Г. Употребление сложных предлогов на


Уважаемые коллеги поделитесь мнением по поводу занятия. С благодарностью Ефимова




Фото пользователя Любовь Александровна Афанасьева

На: Звуки [г], [г’], буква Г. Употребление сложных предлогов на


Большое спасибо за интересный материал. Часто и с большим удовольствием используем в своей практике игры из серии "Подскажи словечко". Дети очень любят "подсказывать" педагогу нужные слова. Было интересно познакомиться с еще одной разновидностью этой игры- с использованием предлогов.




Фото пользователя Елена Александровна Лысенко

На: Звуки [г], [г’], буква Г. Употребление сложных предлогов на


Добрый вечер Вероника Алексеевна. Прочитала Ваш конспект, спасибо за полученное удовольствие. Понравилась игра "Подскажи словечко". Ещё, скажите пожалуйста в ходе занятия дети обозначают каждый звук чёрным кружком? Это как бы ещё неизвестные звуки, которым дети будут давать характеристику, уже по принятому стандарту, т.е. гласный- обозначаем красным кружочком, мягкий согласный зелёным кружочком со звоночком и т.д.? С уважением Е.А. 



Сообщество учителей Гатчинского муниципального района