Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методические приемы, используемые при подготовке учащихся к ЕГЭ по физике

Submitted by Ирина Витальевна Асватова on Wed, 25/01/2012 - 21:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Асватова Ирина Витальевна
Место работы, должность: 

учитель физики МБОУ СОШ № 45 г.Челябинска

Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Физика
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Описаны методические приемы, используемые &nbsp;при подготовке учащихся к ЕГЭ по физике+презентация</p>

 

Методические приемы, используемые при подготовке учащихся к ЕГЭ по физике.

 

      Исходя из анализов ЕГЭ, начиная с 2002 года, мы видим, что характер типичных  ошибок практически не меняется:  формализм знаний (ученик знает формулы, но не всегда понимает их смысл и область применимости); недостаточное умение применять имеющиеся знания при выполнении заданий в изменённой, а тем более в новой ситуации; слабое понимание сути физических явлений и процессов (плохо выполняются качественные задачи);  недостаточная сформированность таких общеучебных умений, как анализ графиков, табличных данных, фотографий физических явлений, процессов, экспериментальных установок;  слабая математическая подготовка;  неумение оценивать реальность полученных результатов – абсурдные ответы не смущают школьников, результаты ими не пересчитываются; слабое понимание области применимости физических законов в условиях конкретных задач. Еще больше огорчает, когда ошибки делаются по невнимательности, когда учащиеся попадают в «ловушки» (не перевел в систему СИ;  не увидел размерность или параметры системы координат и т.д.).

      Как научить ребенка избегать этих ошибок? В своей практике я применяю следующие приемы:

1.     Использование общей схемы решения задач.

1. Запиши данные                                               

Наглядно увидишь через какие величины должен быть выражен ответ                                               

2. Сделай рисунок (схему); представь                              

Это позволит лучше интуитивно понять   условие

3.Проверь    

Увидишь все ли данные учтены, все ли   величины выражены в системе СИ

4. Запиши основные законы      для конкретной ситуации, составь алгебраическую систему уравнений

 

Ключевой этап решения

 

5. Реши систему уравнений

Математический этап решения

6. Проверь:                     детально,                                   на    размерность ,                     на   разумность

 

Избежишь «случайных» ошибок

Данную схему можно использовать при решении задач любого уровня сложности. Основная задача применения схемы – избежать «случайных» ошибок. Если решается задача уровня А, то в целях экономии времени, рекомендуется записывать только буквенные обозначения данных величин, что поможет быстрее вспомнить нужные формулы.

2.     Придумай числовые данные.

А всегда ли учащийся может оценить разумность полученного результата? Для решения этой проблемы ученикам даются задачи без цифровых данных. Например такие:

a)      С какой силой взаимодействуют два маленьких заряда, находящихся в вакууме на расстоянии ______ друг от друга? Заряд каждого шарика равен _____ .

b)      КПД идеального  теплового двигателя ______ . Чему равна температура нагревателя, если температура холодильника _____ ?

     Каждый учащийся придумывает свои числовые данные и решает задачу, используя их. Придуманные данные и полученные результаты анализируются.  Данный прием учит ребят сопоставлять цифровые данные, оценивать их соответствие действительности.

3.     Расширь вопрос.

Этот прием применяется при решении задач уровня А.

Рассмотрим на примере следующей задачи:

Какими носителями электрического заряда создается ток в полупроводниках, не содержащих примесей?

1)      Только электронами

2)      Только ионами

3)      Электронами и ионами

4)      Электронами и дырками

    При решении такой задачи не только выбирается правильный ответ, но и спрашивается каким веществам соответствуют остальные носители электрического заряда. Таким образом мы повторяем сразу несколько тем. Еще данный прием готовит ребят к решению задач-соответствий (В1).

4. Придумай задачу.

    Как уже отмечалось, выполнение заданий в изменённой  или в новой ситуации вызывает затруднение. Прежде всего ученика нужно психологически подготовить к решению таких задач, объяснить, что проверяются только те знания, которые содержит кодификатор элементов содержания. Если физическая ситуация не ясна, то ее нужно проанализировать, опираясь только на бесспорные положения, в отношении которых имеется абсолютная уверенность.   

   Чтобы качественная задача не показалась неожиданной и сложной, учащимся рекомендуется, при изучении теоретического материала, мысленно представлять себя на месте составителей КИМов, и самим придумывать качественные вопросы и отвечать на них.

   Если  в тренировочных материалах нам встречаются необычные расчетные задачи, мы их не только решаем, но и придумываем похожие по принципу решения. Например, решив задачу:

Как изменится температура идеального газа, если уменьшить его объем в 2 раза при осуществлении процесса, в котором давление и объем газа связаны соотношением pV2=const?

Учащиеся предложили и решили такую задачу:

Как изменится температура идеального газа, если увеличить его давление в 4 раза при осуществлении процесса, в котором давление и объем газа связаны соотношением    p1/2V=const?

       Все изложенные выше приемы учат ребят сознательно подходить к решению задач. Опыт показывает, что лучше сознательно и вдумчиво решить несколько задач, чем многократно подставлять в формулы заданные величины, не задумываясь о их физическом смысле.

 

 

Прикрепленный файлSize
подготовка к ЕГЭ.ppt286.5 KB

»  Tags for document: