Ранняя профилактика вредных привычек - основа социального здоровья подростков
Submitted by Татьяна Анатольевна Гудалина on Sat, 28/01/2012 - 22:21
Ранняя профилактика вредных привычек
– основа социального здоровья подростков.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, понятие «здоровье» включает в себя здоровье физическое, психическое и здоровье социальное. В педагогике социальное здоровье трактуется какморальное самообладание, адекватная самооценка, самоопределение личности в социальных условиях макро- и микросреды, т.е. в семье, в школе, в коллективе.
Понятие «социальное здоровье» связано с понятием «социальная адаптация». Соответственно социальное нездоровье связано с понятием дезадаптация.Социальная дезадаптация выражается в деформации системы ценностей, системы саморегуляции личности, отчуждение от основных социальных институтов (прежде всего от семьи и школы), проявлении асоциальных форм поведения. В школьной среде «социально нездоровый» подросток совершает проступки, противоправные деяния, административные правонарушения, преступления, а также имеет так называемые «социальные болезни» (такие как табакокурение, алкоголизм, игромания, наркомания, бродяжничество).
В своей деятельности по ранней профилактике «социального нездоровья» подростков я опираюсь на несколько направлений, а именно:
Ø Информационное;
Ø Социально-профилактическое;
Ø Социально-педагогическое.
Информационное направление включает в себя тематические лекции, беседы, классные часы, акции, конкурсы и т.д. Так ежегодно в нашем лицее проходят акции: в ноябре - «День отказа от курения», в декабре - «День борьбы со СПИДом», в марте - «День борьбы с наркоманией», в апреле - «Неделя здоровья», что позволяет вести работу в системе.
Большое спасибо тем специалистам (врачам, психологам, инспекторам), которые приходили и приходят в наш лицей. Благодаря им до 90% учащихся среднего и старшего звена охвачены в информационно-профилактической работой. Обратите внимание на количественные показатели охвата учащихся лекциями и беседами в течение 6 лет. Я со своей стороны стараюсь, чтобы нашим партнерам понравилось с нами сотрудничать.
Исходя из собственного опыта, я заметила, что эффективность деятельности повышается, когда информационное направление из года в год координирует один и тот же человек – таким образом нарабатываются личные контакты.
Готовясь к классным часам, я поняла, что для того чтобы подросток воспринял передаваемую ему информацию как актуальную для себя, необходимо не только аргументировать ее историческими фактами, современными статистическими данными, но и обратиться к эмоциональной составляющей. Например, провести тест из разряда популярных психологических тестов: «Кто я? Что я?», «Сможешь ли ты устоять?», «Конфликтная ли ты личность?», «Угрожает ли вам нервный срыв?». Обратите Ваше внимание, в раздаточном материале, есть один из таких экспресс-тестов - «Доживете ли до 70?». Это вам на домашнее задание.
Задача социально-профилактической деятельности, как и информационной, – первичная профилактика, т.е. предупреждение «социального нездоровья» подростков - приобщения к табаку, алкоголю, психоактивным веществам, предупреждение девиантного и криминального поведения. Социально-профилактическое направление основано на представлении о влиянии индивидуальных, семейных и микросоциальных факторов риска на социальное здоровье ребенка. Работа в данном направлении подразумевает взаимодействие и с конкретным ребенком, и с его семьей, и с его референтной группой.
В лицее выстроена система ранней социальной профилактики. Это работа по выявлению детей и семей «группы риска» и обеспечению социально-педагогического сопровождения. Попробую рассказать об этом в двух словах. Ежегодно я совместно с классными руководителями формирую социальный паспорт семей учащихся лицея, выявляю детей и семьи«группы риска». На каждого ребенка «группы риска» заводиться индивидуальная карта. В зависимости от ситуации планируется индивидуальная работа с ребенком и семьей. При необходимости учащиеся с родителями приглашаются на заседание малого педагогического совета, Совета профилактики, психолого-педагогического консилиума. В случае постановки на внутришкольный учет или учет в ОДН ведется социально-педагогическое сопровождение согласно индивидуальной программы с привлечением различных специалистов.
Наиболее часто применяемая в лицее форма профилактики – этоединый профилактический день, который включает в себя множество мероприятий профилактического характера, касающихся и педагогов, и учащихся, и родителей.
В рамках социально-профилактического направления мы с педагогом-психологом реализуем программу социально-педагогического сопровождения обучающихся «Я и другие». Цель программы: улучшение психологического климата в детском коллективе, профилактика конфликтного поведения. В течение 5 занятий дети с 4 по7 класс имеют возможность лучше узнать себя и своих одноклассников, сформировать мнение о членах коллектива и о себе самом; выработать продуктивные способы общения с окружающими людьми.
Задача социально-педагогического направления - вторичная профилактика, то есть предотвращение дальнейшей дезадаптации подростка. Работа предполагает восстановление или коррекцию качеств личности ребенка и требует привлечения узких специалистов (медицинского психолога, нарколога, педагога-психолога, психотерапевта, невролога, инспектора ОДН и др.)
Данное направление реализуется в ходе индивидуальной работы с ребенком и родителями через: индивидуальные рекомендации по социальной адаптации; оказание помощи в преодолении социально-педагогических трудностей; подведение ребенка к процессу формирование адекватной самооценки, самовоспитания и перевоспитания.
В качестве примера индивидуальной работы познакомлю вас с упражнением «Линия жизни».
Данное упражнение используется в том случае, если подросток уже имеющего опыт употребления табака, алкоголя, психоактивных веществ, опыт асоциального поведения,и испытывает трудности в формировании жизненных планов, не видит возможностей внесения изменений в свою ситуацию. Обратите внимание, в раздаточном материале у Вас есть заготовка для этого упражнения. Итак, перед вами на листе горизонтальная линия, с отмеченными годами жизни от 0 до 80. Заполните эту линию последовательно в обратном направлении. Для этого спросите себя, как вы представляете свою жизнь в 80 лет, как в 70, 60, 50, 40 и т.д. Представления о том, какой бы Вы хотели видеть свою жизнь, запишите в «Карточку желаний».
Подростку можно задавать такие вопросы: «Представь, что тебе 50 лет. Какой ты видишь свою жизнь в этом возрасте? Ты все еще живешь с родителями? Ты все еще ходишь в школу? И каждый вечер гуляешь в компании сверстников с пивом и сигаретами? Нет? Тебе это смешно? А как ты себе это представляешь?». Так, двигаясь в обратном направлении, можно далекие планы на будущее постепенно перевести на язык желаний более близкого времени.
Затем я подвожу подростка к его настоящим проблемам, задавая вопросы: «Что в твоей жизни изменилось, когда ты попробовал пиво? Что может измениться в твоих планах, если ты станешь зависимым от алкоголя или наркотиков? Что бы ты хотел изменить в своей жизни? Что должно быть в данный момент по-другому? Что должно быть по-другому долгое время?». Важно сделать акцент на то, что сейчас самый важный период времени, так как, не имея настоящего нельзя получить будущее, и будущее зависит от настоящего.
На третьем этапе, необходимо конкретизировать рабочие вопросы на ближайшее время. Заполните бланк «Мои первые шаги на пути к достижению цели» - это план действий на ближайшие полгода. Прорабатывая данные шаги, подросток учится тому, как могут быть разрешены проблемы и достигнуты определенные цели.
Подводя итоги ранней профилактики «социального нездоровья» я могу отметить:
ОТСУТСТВИЕ
• фактов табакокурения на территории лицея,
• фактов правонарушений и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков,
• фактов правонарушений и преступлений имущественного характера,
• фактов административных правонарушений, связанных с табакокурением, употреблением алкогольных и спиртосодержащих напитков,
Специфика нашей работы такова, что ее результаты отсрочены во времени. Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребёнка - вот наши главные лекарства (Дубровский А.А.).