Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Открытый урок по теме "Фосфор.строение.Свойства".

Размещено: Valia Alexandrovna Silina - пн, 30/01/2012 - 14:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Силина валентина Александровна
Место работы, должность: 

МОУ ""Зеленогорская СОШ"

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p align="center"> <strong><u>Тема урока: &laquo; Фосфор. Строение, свойства&raquo;</u></strong></p> <p> <strong><u>Цели урока:</u></strong></p> <ol> <li> <strong><u>Обучающая: </u></strong><strong>обеспечение обучающимися знаний о фосфоре как о химическом элементе.</strong></li> <li> <strong><u>Развивающая: </u></strong><strong>развивать умение сравнивать, закрепить умение составлять электронные балансы и определять по степеням окисления окислитель и восстановитель.</strong></li> <li> <strong><u>Воспитательная: </u></strong><strong>нравственное воспитание школьников.</strong></li> </ol> <p> <strong><u>Средства обучения:</u></strong><strong>проектор, экран, компьютер, презентация, спичечные&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; коробки, таблица ПСХЭ</strong></p>

  Тема урока: « Фосфор. Строение, свойства» Цели урока: 1. Обучающая: обеспечение обучающимися знаний о фосфоре как о химическом элементе. 2. Развивающая: развивать умение сравнивать, закрепить умение составлять электронные балансы и определять по степеням окисления окислитель и восстановитель. 3. Воспитательная: нравственное воспитание школьников. Средства обучения: проектор, экран, компьютер, презентация, спичечные коробки, таблица ПСХЭ Ход урока. 1.Организационный момент. ( 1-й слайд) 2. Повторение пройденного материала. 1)Двое работают у доски: 1-й ученик решает задачу ( Вычислите массу соли, образующийся в результате взаимодействия 7,3 г. хлороводорода с 5,6 г. аммиака?). 2-й ученик: написать возможные уравнения реакций азотной кислоты по схеме ( на доске). 2)С остальными учениками : ( дальше, дальше) - Устный опрос. ( по теме: азот и его соединения) 1. Бесцветный газ, без запаха и вкуса, содержится в основном в атмосфере 78% по объёму? ( азот). 2. Формула чилийской селитры? ( нитрат натрия). 3. Химическая связь между атомами водорода и атомами сильно электроотрицательных элементов( фтора, азота, кислорода) ? ( водородная) 4. Нашатырный спирт это? ( 10% р-р аммиака) 5. Аммиак способен окисляться без участия катализатора до ( свободного азота). 6. Соли аммония это ( соли, состоящие из иона аммония и кислотных остатков) 7. Качественной реакцией солей аммония является его взаимодействие со ( щелочами ) , при котором образуется (аммиак ), его распознают( по запаху или по посинению влажной лакмусовой бумажке) . 3) Письменное задание « Химик-лингвист) - Найди пару 2-й слайд 4) Взаимопроверка 3-й слайд 5) Проверка заданий на доске 3. Изучение нового материала. 4-й слайд Вступление. Зачитывание отрывка из произведения Артура Конан-Дойла «Собака Баскервилей». 5-й слайд «… Да это была собака огромная, чёрная как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных , не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку, переливался мерцающий огонь. Ни в чём воспалённом мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор,- сказал я» -Вот в какой неприятной истории оказался замешан элемент № 15. Но могло ли быть такое в действительности, имеет ли фосфор такие свойства, прав ли А. Конан – Дойл? Выясним на уроке. 1.) История открытия фосфора ( сообщение ученика) 6-й слайд Фосфор был открыт в 1669г. немецким алхимиком Хеннингом Брандом. Гамбургский алхимик – любитель , разорившийся купец, хотел с помощью алхимии поправить свои дела . и в поисках « философского камня» проводил опыты с разными веществами. Он собрал около тонны мочи из солдатских казарм, выпарил, затем перегнал до образования твёрдого остатка, при нагревании которого образовалось вещество. Ярко светящееся в темноте. Бранд назвал его фосфором, что в переводе с греческого означает» светоносец». Способ получения держался в секрете. То, что полученное вещество светилось без подогрева, было необычно и ново. Этим свойством нового вещества Бранд не замедлил воспользоваться. Он стал показывать фосфор различным привилегированным лицам, получая от них подарки и деньги. 2.) Фосфор в природе.( сообщение учителя). Фосфор обнаружен буквально во всех органах зелёных растений. В организме животных фосфор сосредоточен главным образом в скелете, мыщцах, нервной ткани. Поэтому академик А. Е. Ферсман называл фосфор « элементом жизни и мысли». Зубная эмаль – это тоже соединение фосфора. Доказано, что фосфор широко распространен в земной коре, главным образом в виде фосфата кальция. 3) .Фосфор как химический элемент.( работа с периодической системой). Беседа: 7-й слайд - положение в периодической системе; -составить схему строения атома фосфора ( электронную и графическую) -определить возможные степени окисления фосфора (+3, +5,-3); -сравнить свойства фосфора с азотом (больше радиус, меньше значение ЭО, значит более выраженные восстановительные свойства); -Вывод: читаем 1-й абзац с. 122учебника. 4.) Аллотропные видоизменения фосфора. Вспомним: -что называют аллотропией и аллотроппными видоизменениями элементов - скакими видами аллотропией вы уже встречались? Фосфор часто называют многоликим элементом. Многоликость фосфора –это его способность находиться в нескольких аллотропных модификациях. Пожалуй, самая известная модификация (изменение) – мягкий, как воск, белый или жёлтый фосфор. Это её открыл Бранд, и благодаря её свойствам элемент получил своё имя: по гречески «фосфор» значит светящийся. 8-й слайд и мультимедийный из диска Ядовит. При нагревании выше 250 градусов превращается в красный. Самовозгорается на воздухе. Кроме того, процесс окисления катализируется органическими веществами, в частности, шерстью. Поэтому собака Баскервилей не могла быть раскрашена белым фосфором. 9-й слайд и из диска Чёрный фосфор 10-й слайд и из диска Полимерное вещество с металлическим блеском, похожее на графит, без запаха, жирный на ощунь. Не растворим в воде и органических растворителях. Атомная кристаллическая решётка, полупроводник. 11-12-й слайды ( белый и красный фосфор)- читаем по ролям 13-й слайд( белый фосфор ядовит) 5.) Химические свойства фосфора. - Не только из-за аллотропных видоизменений фосфор называют многоликим , но и благодаря химическим свойствам. Он может проявлять как восстановительные , так и окислительные свойства. 1)Фосфор – восстановитель Фосфор как восстановитель реагирует с простыми веществами: с кислородом и галогенами. - Дописать уравнения ( двое у доски) , расставить коэффициенты, используя электронный баланс. Если недостаток кислорода 4P+3O2 =2P2 O3 Если избыток 4 P+5O2 =2P 2O5 Проверяем правильность выполнения заданий по 14-й слайд ( с кислород.) -Свечение белого фосфора объясняется медленным окислением кислородом воздуха. Это один из примеров реакций , при которых химическая энергия превращается в световую( фосфоресценция) Если недостаток хлора 2P+3 Cl2=2P Cl3 Если избыток хлора 2 P+5 Cl2=2P Cl5 2) Фосфор как окислитель. -С какими веществами фосфор проявляет себя как окислитель? Составьте уравнения реакции взаимодействия с кальцием: 3Ca +2 P =Ca3 P2 16-й слайд - В смеси с бертолетовой солью от удара взрывается, воспламеняется 5KClO3 + 6P=3 P2 O5 +5 KCl 17-й слайд Такая реакция происходит, когда мы зажигаем спички. В головке спички содержится бертолетовая соль, в намазке шкурки – красный фосфор. - в 1867г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на спичку , -её платье было мгновенно охвачено пламенем. В те времена спички были весьма опасны: мало того , что зажигались они очень легко, а порой и неожиданно, в них содержался сильно ядовитый белый фосфор.( сообщение ученика). 18-й слайд 6) Применение фосфора Красный фосфор используют для производства спичек, 19-24-ые слайды -фосфорной кислоты, которая в свою очередь идёт на производство фосфорных удобрений и кормовых добавок для животноводства. Кроме того фосфор применяют для получения ядохимикатов. Фосфор получают в промышленности из фосфоритов и апатитов , нагревая их в электичкской печи без доступа воздуха в присутствии оксида кремния и угля. 25-26 слайды В недавнем прошлом на военных предприятиях его использовали для приготовления дымовых и зажигательных составов. Войска США исползовали зажигательные фосфорные бомбы во время военной операции вблизи иракского города Эль- Фаллуджа в 2004году. 27-й слайд По словам представителя Пентагона, белый фосфор использовали как огневое средство против боевиков и для освещения поля боя. В то же время один из итальянских телеканалов сообщал. Что среди жертв фосфорных бомб были женщины и дети. 7)Биологическое значение фосфора ( сообщение ученика) 4. Закрепление изученного. - как доказать, что белый и красный фосфор – аллотропные видоизменения одного и того же элемента? ( с 122 последний абзац) -составьтеуравнения реакций взаимодействия фосфора с: а)фтором, б) алюминием. Назовите вещества. Какую роль играет фосфор: окислителя или восстановителя? 5. Домашнее задание: п. 27. Упражнение 3 в учебнике Задача: сколько граммов оксида фосфора (V) получится при сжигании 1, 24г фосфора? 6. Дополнительный материал: « Это интересно». -С фосфором и его соединениями связано немало легенд и суеверий. « Огни на кладбище» « На кладбище мы встретили массу вертящихся над могилами прозрачных огоньков. Иные были с ростом аршин. При первом дуновении ветерка огоньки заколыхались, быстро помчались вперёд». Фосфор как элемент входит в состав живых организмов, при гниении остатков животных, человека образуется PH3 – фосфин, фосфороводород. Непрочное соединение, прямым соединением фосфора и водорода получить нельзя. На воздухе самовоспламеняется. Очень ядовитый бесцветный газ с чесночным запахом. 7. Подведение итогов урока, комментирование и выставление оценок.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн