Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок толерантности

Данные об авторе
Автор(ы): 
Голубева Лидия Ивановна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ «Лицей информационных технологий» г. Хабаровск Салова Ирина Аркадьевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 80 с УИОП г. Хабаровск Смирнова Елена Аркадьевна, учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 16 с УИОП. г. Комсомольск - на- Амуре.
Место работы, должность: 

учителя истории Г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре

Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

 

Ожидаемые результаты:   после  занятия  участники смогут:

  • выделить основные особенности  толерантного  взаимодействия  в полиэтническом поликультурном обществе
  • объяснить понятие «агрессивность» , интолерантность  и выделить признаки, причины и пути преодоления  агрессивного поведения ,
  • продолжить работу над формированием у учащихся  толерантного сознания и навыков  партнёрского  межэтнического  общения
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
25
Используемая методическая литература: 

 

1 Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.)

2 Иоффе А.Н. Многообразие понимания толерантности: Учебно-методические материалы по курсу «Права человека»/Под ред. Е.Н. .Рахманова.- М.: «Камерон»,2004.

3.Якимович И.Г, материалы тренинга,  2009г.

 4.Мозаика культур: учебное пособие по истории и обществознанию \ под ред. А.П. Шевырева и Т.Н. Эйдельман - М.,2005

 

 

Используемое оборудование: 

маркеры, флипчат, стикеры

Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p style="margin-left:34.0pt;"> <strong><em>Технология:</em></strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp; <strong><u>деятельностная</u></strong>: интерактивная дискуссия, работа в микрогруппах, тренинг.</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;<em>Вопросы для обсуждения;</em></p> <p> 1.Что такое толерантность?</p> <p> 2 Можно ли научиться толерантности?</p> <p> 3 Как преодолеть интолерантность в общении?</p> <p> 4 Как создать&nbsp; в коллективе&nbsp; атмосферу доброжелательности?</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Структура и ход урока:

Ожидаемые результаты:   после  занятия  участники смогут:

  • выделить основные особенности  толерантного  взаимодействия  в полиэтническом поликультурном обществе
  • объяснить понятие «агрессивность» , интолерантность  и выделить признаки, причины и пути преодоления  агрессивного поведения ,
  • продолжить работу над формированием у учащихся  толерантного сознания и навыков  партнёрского  межэтнического  общения

Технология:    деятельностная: интерактивная дискуссия, работа в микрогруппах, тренинг.

         Вопросы для обсуждения;

1.Что такое толерантность?

2 Можно ли научиться толерантности?

3 Как преодолеть интолерантность в общении?

4 Как создать  в коллективе  атмосферу доброжелательности?

Проблемный блок:

1 Мозговой штурм:  Что такое толерантность?

       Цель упражнения: определить сущностный смысл понятия в процессе активного коллективного поиска. Учащимся предлагается подобрать свои ассоциации к данному понятию. Группы обсуждают и предлагают черты толерантного поведения, все предложения записываются на доске и обсуждаются.  В финале обсуждения   предлагается сравнить выработанные ассоциации в аудитории, найти общее, совпадения и различия с существующими определениями понятия «толерантность»:

Интерактивный  блок :  Учимся толерантности

         Особенно часто мы проявляем агрессию, гнев по отношению к людям, непохожим на нас. Как правило, даже  за незначительными внешними различиями люди не видят более важного сходства. Какие-то отличающие черты воспринимаются нередко как признак глупости, бездарности, неумения жить и т.д. Даже небольшое отличие может  послужить поводом для неприятия. Результаты неприятия  и нетерпимости могут проявляться в невежливости. пренебрежительном  отношении, раздражении и в более худших вариантах поведения. Вспомним  недавние  трагические события  на Манежной площади в Москве.    

  Упражнение «Странный человек»

        Цель упражнения: рефлексия своего отношения к необычному человеку,  анализ, оценка  и корректировка данного отношения. 

Вспомните  случай, когда на улице или в общественном месте вы увидели человека, непохожего на всех остальных, опишите  реакцию на него окружающих и собственные чувства. Составьте портрет этого странного человека по следующему алгоритму: Какой этот человек? Как он выглядит? Как он одет? Сколько ему лет? Чем он занимается? Что он любит? Какой у него характер? Какой он национальности? Какая у него религия? Как он проводит свободное время? Где он живет? Какая у него семья?  А теперь  найдите три позиции, которые могут быть у вас общими со странным человеком, запишите их на листе бумаги, обсудите в группе.

 

Вопросы для обсуждения

  • Как люди обычно реагируют на тех, кто на них не похож? Почему?
  • Непохожие на нас люди кажутся нам странными. А мы им?
  • Что может принести нам общение с непохожими на нас людьми?

3.Упражнение  - ролевая игра   «Мы -  они»

         Цель упражнения: развеять существующие мифы, установки общественного мнения  об определённых группах людей, разрушить социально – психологические барьеры, мешающие  формированию  готовности благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных даже, если они  человеком  не разделяются и не одобряются.  Письменно ответьте на вопрос: «Кто из перечисленных ниже категорий людей вызывает у Вас в большей степени непонимание и неприятие? Почему?»

   Вам разрешается сделать до трех выборов:

          Список   групп людей                                                               

1. Члены партий, общественных объединений        коммунисты, либералы, демократы                                                                                                                    

2. Люди группы риска                                                    проститутки, бомжи, наркоманы,

3.Лица разных национальностей                              евреи, армяне, кавказцы, цыгане,

4.Члены неформальных объединений                            панки, эмо, бритоголовые

5. Люди с отклонениями в развитии          умственно отсталые, глухонемые, инвалиды

6. Представители  разных социальных   страт  -             новые русские, чиновники, бизнесмены, актеры

7. Представители  конфессий               

                                                       христиане, исламисты, буддисты

8.Другие

Обсуждение: Какие группы людей звучат наиболее часто? Давайте выберем три таких группы  -  ваших раздражителей. 

Задания  микрогруппам:  представить одну из этих групп -    визитную  карточку данной группы  в любой творческой форме.

Обсуждение после представления: Вызывают ли теперь эти группы у вас раздражение и неприятие? Какие чувства они вызывают у вас сейчас?

4 Упражнение: ролевая игра « Миклухи - Маклаи»

        Цель: научить практическим навыкам толерантного взаимодействия, осознанию учащимися необходимости диалога и принятия другой культуры. Коллектив делится на 2 группы: 1 группа –  этническое и культурное сообщество Миклухи , 2 группа – этническое и культурное сообщество Маклаи.  Задание группам: побывав в гостях  друг у друга, представить своё сообщество другому сообществу, в строгом соответствии с характеристикой данного сообщества. Группам даются карточки с характеристикой сообщества и время для подготовки представления. Затем по 3 человека от группы идут в гости к другому сообществу. Желательно их визиты снять на видеокамеру, а затем перед обсуждением просмотреть всем участникам.

1 карточка сообщество Миклухи

Члены этого сообщества очень весёлые и доброжелательные люди. Они всегда улыбаются, смеются, доверчивы и всем говорят: «Пай, пай» При встрече они обнимают человека, громко кричат, берут человека за руку, тянут его  танцевать.

2 карточка : сообщество Маклаев

Члены этого сообщества хмурые, серьёзные люди, они никогда не улыбаются и не смеются. Они не расстаются с книгой, ручкой. Постоянно смотрят на небо и говорят «А всё-таки она вертится» Их интересует только наука. Они часто вскидывают руку вверх и кричат «Эврика».

Обсуждение  после  представления групп:

  • Поделитесь своими впечатлениями от общения?
  • Было ли вам легко или трудно понять других людей, не таких как вы?
  •  Что нужно делать, чтобы понять   другого?
  • Есть ли границы толерантности?

Обобщающий блок

«Как создать атмосферу доброжелательности  в классе»

Цель: применить  принципы толерантного общения  в конкретной микросреде. Учитель предлагает ребятам принять правила доброжелательного толерантного взаимодействия в классе.

Задание группам -  сформулировать и обсудить в группе  1-2 правила.  Группы представляют свои  правила, ведущий их фиксирует. После обсуждения, правила принимаются участниками интерактивного урока.

Подведение итогов дискуссии. Рефлексия

  • Что изменилось в твоём понимании толерантного поведения?
  • Как ты считаешь, было ли толерантным взаимодействие участников занятия?
  • Как ты оцениваешь, трудно ли тебе быть толерантным?

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн