ТИП УРОКА: "Изучение и первичное закрепление новых знаний "
ТЕМА: «Звук [Й’], буквы Й, й ».
ЦЕЛИ:
Познакомить со звуком [ Й’ ] и буквами Й, й, учить акцентированному произнесению этого звука на основе одноуровневых моделей слов; перекодированию звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; чтению слов по слогам и орфоэпически; упражнять в чтении предложений;
развивать речь, фонематический слух, мышление;
воспитывать культуру учебного труда, трудолюбие, стремление помогать родителям.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Таблица гласных звуков; таблицы условного обозначения согласного звонкого мягкого звука и согласного [Й’]; конверты с шаблонами печатных букв; одноуровневые и двухуровневые модели слов;
демонстрационная карточка с печатными и прописными буквами Й, й.
УМК «Перспективная начальная школа»
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
II.Повторение
-Откройте учебники.
-На какой странице открыли? (34)
-Почему? (вчера работали на этой странице)
-Какая тема была на прошлом уроке? (Звуки [ Р ] , [Р ' ] , буква «Р»)
-Что вы знаете о звуке [ Р ] ? (Согласный, ртосмыкатель, звонкий, твёрдый, на письме …..)
-Что знаете о звуке [ Р '] ?
-Какие звуки - ртораскрыватели вы знаете? ( А О У И Ы Э)
-Почему они ртораскрыватели? ( потому что мы переходим от гласного к гласному не закрывая рот)
-Хором прочитайте.
-Чтение столбика слов по цепочке.
-Чтение предложения
Сколько слов в предложении?
О чём говориться в этом предложении?
3 правила написания.
III. Выявление темы и цели урока.
-Посмотрите на следующую страницу.
-Над чем мы будем работать? (Над новой буквой)
-Определите тему урока, которая задана в верхнем левом углу. (Новый звук: согласный, звонкий, мягкий.На письме обозначается новой буквой) ,
Итак, цель нашего урока познакомиться со звуком [Й’], буквой «Й».
IV. Изучение нового материала.
1.-Какой предмет изображен на первом рисунке? (улей)
-Назови последний звук.
-Посмотрите на рисунок справа, как одним словом назвать много пчёл? (рой)
-Назовите последний звук в слове «рой».
-Прочитайте схемы этих слов, выделяя последние звуки.
(1 ученик у доски, затем хором)
-Этот звук [Й’] - согласный или гласный?
Почему? (Когда произносится …)
Ртораскрыватель или ртосмыкатель?
Приложите пальцы к гортани и определите звонкий или глухой звук [Й’].
Скажите, какой по характеру звук [Й’]?
Вывод: Звук [Й’ ] - согласный, ртосмыкатель, звонкий, мягкий.
На письме обозначается буквой Й.
Назовите слова со звуком [Й'].
Конструирование печатной буквы Й. (На парте)
Букву Й, зовут «И кратким»
«Й» как «И» в тетрадке.
Чтобы Й не путать с И
Сверху палочку пиши.
Буква «Й»- ленивая. В начале слова она редко встречается и то только в иностранных словахйод, йога, йогурт.
Мы пока будем читать слова, в которых «Й» встречается в середине и на конце слова.
3.Знакомство с обозначением изученного звука в двухуровневой модели слова. ,
Итак, что вы знаете о звуке [Й]?
Какой он по характеру?···
На схеме он будет обозначаться квадратом с запятой и точкой внутри;
с помощью квадратных скобок [ ]
печатной буквой «Й» [Й]
Итак: Буква «Й» обозначает один согласный звук мягкий, звонкий.
4.Работа по двухуровневым схемам.
Посмотрите на картинку. Что делает девочка? ( Девочка помогает маме. Она моет посуду.)
Как вы помогаете родителям? Что вы делаете по дому? (Ответы детей).
Какое слово записано в схеме?
Назовите звуки этого слова по порядку.
(Палец на верхней строке, ведёт 1 ученик)
Прочитайте слово по слогам, ориентируясь на буквы во IIстроке
Прочитайте с ударением. Назовите хором слово.
Сколько звуков в слове? Слогов? ( 3 буквы, 3 звука, 1 слог, т. к. 1 гласная.)
Звук [Й’] - мягкий или твёрдый? (Всегда мягкий)
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ:
Огородник тот
С длинным носом живёт
Как поклонится,
Так дождь пойдёт
(Лейка)
Поставьте пальчик на верхнюю строку схемы слова «лейка». Произнесите слово «лейка», выделяя голосом каждый звук.(1 ученик ведет у доски)
Прочтите слово по слогам, ориентируясь на буквы.
Прочитайте с ударением.
Сколько слогов в слове «лейка»? Почему?
Какой по характеру в этом слове звук [ Й ] ?
5.Физкультминутка.
V. Закрепление.
Чтение слогов по заданной схеме:
По цепочке,
Самостоятельно
Хором.
Чтение слов:
Что значит унылый? (Печальный)
Наоборот? (Веселый)
К слову - названия признака придумайте слово -название предмет. (вид, мальчик, пора, настроение)
Чтение текста по предложению:
Кому сказали помыть раму? (Марине)
Как зовут маленькую девочку? (Лара)
Что у Лары? (Рана)
Как она кричит?
Чтение пар слов:
МАЙ-РАЙ.
Чем отличаются слова? ( Рай, например, земной рай: красивое приятное место)
VI. Итог урока. Рефлексия.
Что вы узнали нового для себя?
С какой буквой познакомились?
Что вы знаете о букве «Й»?
Поднимите руку те, кто всё понял на уроке. Объясните, что узнали о звуке [й’].
Поднимите руку те, кому нужно ещё разобраться в этой теме.