Значение хорошей осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основой стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья.
К сожалению, на сегодняшний день около 70% детей дошкольного и школьного возраста имеют различные виды нарушений осанки. Нарушение осанки – это не болезнь, а пока лишь нарушение развития костно-мышечного аппарата. Однако на фоне этого, как многим кажется безобидного, дефекта развиваются такие серьёзные заболевания, как сколиоз и кифоз, которые уже трудно поддаются лечению. Кроме того, деформации скелета, даже незначительные, самым неблагоприятным образом сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.
Формирование осанки - процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся только к 20-25 годам.
Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, нарушение осанки может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний.
У школьников с дефектами осанки нередко ухудшается зрение, так как они сидят за столом, низко опустив голову, приблизив глаза к воспринимаемым предметам. Поэтому борьбу с дефектами осанки следует рассматривать как дело общего оздоровления организма.
Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны различные методики проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий.
Лечебная гимнастика — наиболее распространенная форма использования физических упражнений в целях лечения, реабилитации. Возможность с помощью разнообразных упражнений целенаправленно воздействовать на восстановление нарушенных органов и систем определяют роль этой формы в системе ЛФК.
Основными средствами ЛФК являются физические упражнения и естественные факторы природы. Физических упражнений много, и они по-разному влияют на организм. Они делятся на три группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры. На занятиях с учащимися 1-х классов общеразвивающие и общеукрепляющие упражнения я использую выборочно, наиболее эффективные:
в положении стоя,
в положении сидя,
в положении лежа на спине и животе,
в положении стоя на четвереньках,
упражнения на дыхание,
с гимнастическими палками.
На каждом занятии использую упражнения в ходьбе для укрепления сводов стопы, а также бег обычный и с изменением направления с целью подготовки к основной части занятия. Ходьба с заданиями, бег – все это относится к подготовительной части занятия. В основной части школьники выполняют достаточное количество общеразвивающих упражнений (до 30), которые нацелены не только на развитие силы и гибкости, но и на развитие координационных способностей. Все они планомерно сочетаются с упражнениями на дыхание.
Для учащихся начальных классов выполнение на занятиях физических упражнений кажется скучным и не интересным. С целью стимуляции их деятельности за 10-15 минут до конца занятия провожу подвижные игры, которые повышают их эмоциональное состояние, а так же развивают координационные способности, морально-волевые качества, внимание и повышают интерес к занятиям ЛФК.
Ввиду того, что условия работы школы и ее материально-техническая база не позволяют проводить занятия 3-5 раз в неделю, детям после каждого занятия даю домашнее задание - ежедневно выполнять упражнения лечебной гимнастики.
Физические упражнения из раздела ЛФК очень эффективны, их использование и на уроках физической культуры положительно влияет на формирование правильной осанки школьников. Примером тому служат показатели медицинского осмотра учащихся 5-х классов в 2010-2011 году. При поступлении в школу у 48 учащихся наблюдалось нарушение осанки и плоскостопие, 2 человека относились к специальной группе здоровья. На сегодняшний день эти дети учатся в 6-х классах и среди них отсутствуют школьники со специальной группой здоровья, а нарушение осанки и плоскостопие наблюдается только у 27 из них.
Вывод: использование физических упражнений для профилактики нарушений осанки и для правильного развития сводов стопы на уроках физической культуры и в системе дополнительного образования положительно влияет на физическое развитие учащихся.
Учитель физической культуры МБОУ СОШ №3 Богданова С.В.