Вы не зарегистрированы

Авторизация



праздник В гостях у Самовара.

Фото пользователя Елена Владимировна Горохова
Submitted by Елена Владимировна Горохова on вс, 05/02/2012 - 17:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Горохова Елена Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №4 г.Красноармейск, учитель начальных классов
Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Цель урока: 

 

перелистать страницы многовековой истории чая с начала его распространения до поры, когда он стал любимым напитком населения большинства стран   

 Задачи:

-ознакомить с историей чая, традициями гостеприимства;

-создать тёплый нравственный климат между детьми;

-прививать умение оказывать знаки внимания, говорить добрые слова, проявлять лучшие качества личности.

Используемая методическая литература: 

Устное народное творчество

Используемое оборудование: 

 

плакаты о чае, самоваре; пословицы о гостеприимстве, самовары, скатерти, мультимедиа, игрушки, листы ватмана, фломастеры, компьютер, дети в костюмах.

Краткое описание: 
праздник проводится как завершающий этап проекта "Наш красавец-самовар", который проводился в рамках работы школьного музея "Русская изба"

 

Ход праздника.

         1. Организационный момент.

         2. Объявление темы праздника.

         (Ведущие в русских костюмах)

         Ведущий 1.    – Здравствуйте,здравствуйте,

                               Гости дорогие!

                               Люди свойские,простые,

                               Заходите,проходите

                               Чайку свежего откушать,

                               Сказок наших послушать.

         Ведущий 2.- Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому –правда, кому – сказка, кому – песенка.

         Ведущий 1.- Удобно ли вам гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило? Ай да хорошо!

         Ведущий 2.- Если вы готовы – отправимся в гости к Самовару.

         3.Знакомство с традициями чаепития.(СЛАЙД2)

          1 ученик.- Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отраду не знаю,

Как же этот чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил луку, перцу

Да петрушки корешок,

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он сильно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом – то догадался,

Что забыл я посолить.

         Ведущий 1:Я думаю, что с вами такого не случится, потому что вы знаете, как надо заваривать чай.(слайд3)

         Ведущий 2:- Что такое чай?

          Дети:– Напиток.

         Ведущий 1:-Вот о чём мы сегодня будем говорить на нашем празднике.

         2 ученик: -Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства. Всегда во все времена гостей встречали хлебом – солью и добрым отношением.

                - В народе по этому поводу множество пословиц. Какие вы знаете пословицы о русском гостеприимстве?

         Дети зачитывают пословицы, подобранные дома.(слайд4,5,6)

-         «Выпей чайку – забудешь тоску»

-         Гостю почёт – хозяину честь.

-         «Чай пить – приятно жить"

-Хоть не богат, а гостям рад.

- Гость в дом – радость в дом…

          Ведущий 1: - Что же это за напиток такой- чай? Почему он является такой популярностью? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

         Выступление детей.(о пользе чая)(Слайд7)

3 ученик.- Я хочу открыть секрет

                            и полезный дать совет:

                           Если хворь с кем приключится,

                           Чаем можете лечиться.

         3 ученик.- Чай всех снадобий полезней,

                           Помогает от болезней.

                           Чай в жару нас освежает

                           А в морозы согревает.

         5 ученик. - И сонливость переборет,

                             И с усталостью поспорит,

                              Сокрушит любой недуг

Чай здоровью- лучший друг!

Учитель:- Знаете ли вы, какая страна является родиной чая?

          Дети.- Китай.(Слайд8)

Ведущий 2: -Там его стали использовать под названием «ча» около 5000 лет назад как лечебное средство, отгоняющее сон Однажды китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало  несколько лепестков с чайного куста- и вода потемнела, от неё начал исходить тонкий приятный аромат. Настой  попробовали – и восхитились. Это было первое в мире чаепитие. В Китае за чаепитием не разговаривают, думают о смысле жизни.

 В России чай появился впервые в 1638году. Монгольский хан вручил пакеты с чаем русскому послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай царю очень понравился. Вначале его использовали как лекарство.

Ведущий 1:-Только намного позже чай становится доступен всем. И в каждой семье любили вечером почаёвничать.

А из чего в старину пили чай? Отгадайте.

        (слайд9)«Четыре ноги да ухо, один нос да брюхо». Догадались?

      4. Что такое самовар?

 (СЛАЙД10)Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. Поначалу туляки величали его самогреем, самокипцем. Но лучше всего народу пришлось слово самовар.

 

 6 ученик:(про самовар) (СЛАЙД11)

Посидеть за самоваром рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

Самовар поёт – гудит. Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавец самовар!

 

7 ученик:      Самовар пыхтит, искрится – щедрый, круглый,золотой.

Озаряет наши лица он своею добротой

Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого, самоварного чайку!

Ведущий 2: - К чаю готовят угощение, пекут всякой вкусной сдобы. Мы для вас тоже приготовили сладкие загадки.


Без рук, без ног,

А в гору лезет. (Тесто)

             Он бывает с толокном,

             С рисом, мясом и пшеном,

                                С вишней сладкою бывает,

                                В печь сперва его сажают,

                                 А как выйдет он оттуда,

                                 То кладут его на блюдо. (Пирог)

                                Отгадать легко и просто:

                                Мягкий, пышный и душистый,

                                Он и чёрный, он и белый,

                                 А бывает подгорелый. (Хлеб)                     


                                                                                                                              (слайд12,13) и другие

 Молодцы, ребята! А кто ещё знает названия изделий из сдобного теста?Дети называют изделия из теста.

 Ведущий 1:- В Китае во время чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни, а в России за чаем общаются, поют частушки.

       Частушки(СЛАЙД14)


1)Глянь какой стоит пирог,

 Пышки да ватрушки.

            Так споём же под чаёк

           Чайные частушки.

                    2)В пляске не жалей туфлей,

                    За столом заварки!

                    Запевай-ка веселей,

                    То-то станет жарко.

         3)Самовар шипит, блестит,

         Всё в нём так и пенится!

         Погляди-ка на себя,

         Вот так отраженьице!

                      4)Самоварчик разогреем,

                      Чаю с травкой заварим 

                       Кто недугом заболеет-

                       Приходите, напоим!

         5)Если б не было воды,

         Не было б и кружки.

         Если б не было девчат,

         Кто бы пел частушки?


 Ведущий 2:Что же такое самовар, если без него нельзя было обойтись ни в праздники, ни в будни?

 

8 ученик:Самовар – водогрейный для чая сосуд, в основном медный. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За чаепитием решались серьезные деловые вопросы. Словом, самоваром был необходим.

Слайд15

          Звучит музыка «Наш красавец самовар»


Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

 Наш красавец самовар!

Самовар пыхтит, искрится-

Щедрый, круглый, золотой

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого


Самоварного чайку! (Девочка в русском костюме выводит Мальчика-самовара в зал под музыку)

 

Девочка 9(в русском костюме):

Самовар, самовар!

Старый медный самовар!

Может, стал ты слишком стар.

Где ж твой прежний пыл и жар?

Все стоишь и пыхтишь,

Все никак не закипишь!

Мальчик – самовар 10:

Что вы, что вы

Как не стыдно!

Даже слушать мне обидно…

Как сейчас разозлюсь!

Как сейчас раскипячусь!

Все во мне уже клокочет!

Все кипит…Кто чаю хочет?

Наливай, получай

Самый вкусный свежий час!

Конкурс-игра «Коробейники» (  в команде по 5человек). Участники берут в руки яркие подносы, на которых расставлены ЧАШКИ. Нужно пробежать до стула , обогнуть его и вернуться к линии старта.(резерв)

Ведущий 1:

Самовар-то греется,

Вот-вот закипит.

Надо, чтобы вовремя

Стол был наш накрыт.

11 ученик :Пряники-одно из самых любимых лакомств у людей с давних  пор

Пряники печатные,

До того нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим!

Танец по музыку «А самовары-прянички»(слайд 16)

. Конкурс «Художники»(Рисуют чайник с закрытыми глазами). Две передвижные доски, мел или маркеры

5.СЛАЙД-ШОУ  (17-26) РАЗНООБРАЗИЕ САМОВАРОВ ( под музыку «У самовара я и моя Маша»)

Ведущий 2. Столы у нас накрыты, чай вскипел и заварен. (слайд 27)

          12 ученик.

– Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Стол накрытый давно ждёт!

          13 ученик.

- Для всех вас, взрослые и детишки

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь!

Ведущий 1:-Всех гостей приглашаем в нашу чайную! Вспомним,       как вспоминается  самовар и чаепитие в известных произведениях.

Конкурс  «Откуда эти слова?»(слайд28)

  ЧИТАЕМ ХОРОМ

14 ученик:               Наш большущий самовар

                        Весь горит, как птица-жар.

                        Кран-верток открывается,

                        Чудо-чай наливается!

ОБЩИЙ ТАНЕЦ«Пых-пых,самовар!»(слайд 29)

 

 

Прикрепленный файлSize
у самовара.1997-2003.ppt5.78 MB
самовары-прянички.mp34.06 MB
пых-пых самовар.MP35.49 MB
проектики.docx885.62 KB
плясовая.mp33.09 MB
u samovara.mp3991.1 KB
в гостях у самоварра(готовый).doc93.5 KB