Официальный сайт flashgamer 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Ценность жизни

Submitted by Светлана Давыдовна Бойко on пн, 20/02/2012 - 19:14
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бойко Светлана Давыдовна
Место работы, должность: 
МКОУ СОШ с. Бабстово
Регион: 
Еврейская автономная область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

 

Сделать шаг  к осмыслению ценности человеческой жизни  

Развивать самостоятельность суждений, умение работать в группах, сочетать индивидуальную работу с групповой.

Выработать личную моральную позицию по отношению к своей жизни и жизни других людей, воспитывать уважение и почтение к самоотверженным людям.

 

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемое оборудование: 

магнитофон, запись любой лирической  музыки для релаксации.

Раздаточный материал для групп: карточки с  определениями понятий, алгоритмами работы группы, сюжетами и эпиграфами.

Для каждой группы материал для оформления коллажа:  ватман А-2, ножницы, клей, маркеры.

Формы солнца, туч,  полосы.

Колокольчик – сигнал для работы групп.

 

Краткое описание: 
Урок через практические задания выводит учащихся на философское осмысление ценности человеческой жизни.

План урока:

 

этап

цель

Деятельность учащихся

Предпола-

гаемое

время

1

вызов

Определить тему урока, смысловое значение составляющих терминов, цель предстоящей деятельности.

Высказывания по теме урока, определение задач,мотивации. мозговой штурм. Задание №1

5 минут

2

осмысление

На основе знаний и социального опыта сформулировать идей ценности жизни и препятствующие ей факторы.

Мозговой штурм, оформление идей в краткие фразы или слова,   оформление композиции «Солнце и тучи» на доске  (смысловое значение ценности жизни и сокращающих факторов.) Формулирование вывода.

10

3

рефлексия

Развитие творческих умений, осознание возможности продлить жизнь.

Диамант, замена пессимистичного варианта на оптимистичный

4 минуты

4

релаксация

Эмоционально пережить чувство хрупкости жизни и понять значимость поддержки людей.

тренинг

3 минуты

5

осмысление

Осознание значимости поступков людей, совершенных во имя жизни других. Уважение и почитание героев прошлого и современности.

Мозговой штурм.

Выбор эпиграфа и подтверждающих сюжетов. Оформление  коллажа

14 минут

6

Итоги урока

рефлексия

Определить смысловое значение темы лично для каждого ученика.

Формулирование выводов, высказывания по  значимости темы для себя лично.

4 минуты

 

1 этап.

1. Здравствуйте, ребята , сегодня мы вместе с вами постараемся разобраться в некоторых важных вопросах.

Перед началом работы давайте напомним себе правила совместного действия в группе. Попробуйте определить основные правила этой работы.(учитель демонстрирует правила – знаки(форма дорожных знаков – разрешающих и запрещающих  напомнит ребятам принцип дорожных знаков)  Работаем вместе, выслушиваем мнение всех, не «якаем», то есть не перебиваем своих товарищей, запрещаем слова – паразиты.

Итак тема урока….

Зарождающаяся,  хрупкая, яркая, героическая, отданная во имя Родины, а  может, и бессмысленная.   Что это? (Жизнь)

Тема нашего урока «Ценность жизни»

О чем мы будем вести речь? Определимся с понятиями. Воспользуемся выдержками из толкового словаря Ожегова и Шведова.

Задание№1. Определите, в каком смысле мы будем говорить о ценности жизни. Выберите один из смыслов понятий жизнь и ценность.

Жизнь– 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи.

                     2 – Физиологическое существование человека.

                     3. Время  существования человека от его возникновения до конца.

                     4. деятельность человека и общества в тех или иных ее проявлениях

                      5 оживление, проявление деятельности, энергии.

Ценность– 1. стоимость

                     2.важность, значение

                     3. ценный предмет (культурная ценность)

 

 

Предполагаемый выбор учащихся – важность, значение существования человека (или его деятельности)

3.Чем эта тема может быть важна именно для вас? Какую цель мы поставим для себя на этом уроке? (записать глаголы те, что назовут ребята, – задуматься, понять, решить и др – на доске)

 

2 этап.. В чем ценность жизни? Как ее измерить?

  Какую меру выбрать для нее? Почему ценна собственная жизнь для человека и что мешает ей быть долгой и счастливой.

 

1-2 группы. Задание №2. Обсудите, почему ценна собственная жизнь для  человека и  его жизнь для окружающих (друзей, родителей или детей, любимого человека). Запишите все мысли по этому поводу.

2. Сформулируйте в коротких предложениях, словосочетаниях, словах каждую мысль и запишите на листах – лучах.

3-4 группы. Задание №2. Обсудите, что сокращает жизнь человека. Запишите все мысли по этому поводу.

2. Сформулируйте в коротких предложениях, словосочетаниях, словах каждую мысль и запишите на листах – облаках. (время 3  минуты)Поместите облака – символы на солнце.

Ребята 1 и 2 групп по 1 выходят к доске и крепят на круге «жизнь» полоски – лучи.

А ребята 3 и 4 групп, на эти полоски прикрепляют тучи (препятствия для долгой жизни)

 

3.этап.  Не очень – то веселая получилась картина. Вторя ей, восьмиклассник одной из школ составил вот такой диамант.

 Диамант  -это стихотворение,  первое и последнее слово которого противоположно по смыслу.

Жизнь

Радостная, энергичная

Бурлящая, звенящая, цветущая

Дым, взрывы, химикаты, вирусы

Увядающая, страдающая, прерывающаяся

Слабая, хрупкая….

Смерть.

Нравится ли вам это стихотворение? Хотели бы вы с него начинать  свой день? Почему?

Давайте нарушим правила диаманта и изменим последние 4 строки так, чтобы в итоге получилось «счастье».

. Создадим оптимистичный диамант. Заменим в 4 строке 4 слова – ассоциации (как сделать, чтобы жизнь была долгой и счастливой?),  в5- 3 причастия, в 6- 2 прилагательных, и последнее слово – счастье. (те, кто называют наиболее подходящие по смыслу слова выбегают и записывают их на чистой стороне полосы)

Какой вывод мы можем сделать с этой части урока?

Жизнь – человека уникальна и необходимо всеми силами ее беречь.

4. Релаксация.  Закройте глаза, вытяните перед собой ладонь, представьте, что на ней свечной огарок, чуть пламенеющий в темноте. Жизнь – как пламя свечи. Разгорается, всех согревая теплом или тлеет чуть – чуть, норовя под ветрами погаснуть. Возьмите свободной рукой  руку одноклассника. Если рядом семья, если друг или просто прохожий, не давайте погаснуть огню,

Что почувствовали, представили? А почему я попросила вас взяться за руку друг друга?

5 этап. Мы увидели с вами, как ценна наша жизнь, как сложно ее сберечь.

Но значит ли это , что человек должен сделать это любой ценой?  Только ли в существовании смысл жизни?

2 ч.

Задание №3 . Рассмотрите цитаты , выберите ту, которая наиболее подходит к нашей теме. Обсудите в группе ее смысл. Это будет эпиграф.

Выберите из предложенных фактов те, что соответствуют вашему эпиграфу.

Определите общий смысл (словом или словосочетанием) выбранной цитаты и сюжетов. Оформите лист со своей позицией.

Подготовьте короткое обоснование своего выбора.

Каждая группа рассказывает, почему именно эти сюжеты были выбраны. Помещают свои коллажи на 3 часть доски.

 

6.А как вы думаете, ребята, разговор о ценности жизни и о заслуживающих огромное уважение  поступках наших героев, противоречат ли они друг другу?  А каким словом мы могли бы связать (смысл) Запись на доске средней – смысл.  Ценность жизни наших героев как раз и заключается в том, что она была отдана во имя людей,

 

В начале урока мы постарались определить для каждого из вас небольшую цель. Подведем итог урока, опираясь на эти задачи..

Я понял      Я задумаюсь   Для меня важно, что..

Я поражен тем, что..

Мне особенно запомнилось, что

Раздаточный материал.

Задание№1. Определите, в каком смысле мы будем говорить о ценности жизни. Выберите один из смыслов понятий жизнь и ценность.

Жизнь – 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи.

                     2 – Физиологическое существование человека.

                     3. Время  существования человека от его возникновения до конца.

                     4. деятельность человека и общества в тех или иных ее проявлениях

                      5 оживление, проявление деятельности, энергии.

Ценность – 1. стоимость

                     2.важность, значение

                     3. ценный предмет (культурная ценность)

 

1-2 группы. Задание №2. Обсудите, почему ценна собственная жизнь для  человека и  его жизнь для окружающих (друзей, родителей или детей, любимого человека). Запишите все мысли по этому поводу.

2. Сформулируйте в коротких предложениях, словосочетаниях, словах каждую мысль и запишите на листах – лучах.

3-4 группы. Задание №2. Обсудите, что сокращает жизнь человека. Запишите все мысли по этому поводу.

2. Сформулируйте в коротких предложениях, словосочетаниях, словах каждую мысль и запишите на листах – облаках. (время 3  минуты)

 

Задание №3.Рассмотрите цитаты , выберите ту, которая наиболее подходит к нашей теме. Обсудите в группе ее смысл. Это будет эпиграф.

Выберите из предложенных фактов те, что соответствуют вашему эпиграфу.

Определите общий смысл (словом или словосочетанием) выбранной цитаты и сюжетов. Оформите лист со своей позицией.

 

Выбери эпиграф. Антуан де Сент – Экзюпери.

«Хотя человеческой жизни нет цены, мы всегда поступаем так, словно существует нечто еще более ценное.»

 

Альбер Камю (французский писатель).

«Человек не станет свободным, пока не преодолеет страх смерти….Нельзя преодолеть, сдавшись. Суметь умереть, глядя смерти в глаза , без горечи.»

 

Стефан Цвейг(австрийский писатель)

«Быть героем – значит сражаться и против всесильной судьбы»

 

«В жизни есть только одно несомненное счастье – это жить для другого» Лев Толстой.

 

«Когда переведутся Дон Кихоты,  пускай закроется книга истории,  в ней нечего будет читать» И.Тургенев

 

 

 

Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин(1908 – 1988) ослеп, когда ему было 14 лет. Он перестал ходить в школу, но на помощь пришли одноклассники. Они вполголоса рассказывали ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Мальчик сам очень старался, развивая свои способности и память. С помощью верных друзей он с отличием закончил  школу, поступил в Московский университет, и здесь волевому студенту тоже помогали друзья. В 27 лет он стал профессором математики, а позднее – академиком.

 

Сергей Михайлович и Павел Михайлович Третьяковы продолжали торговое дело отца, стали промышленниками. Но прославились братья благотворительностью. Открыли училище для глухонемых.

Оба брата собирали картины. В 1892 году свою богатейшую  коллекцию живописи Павел Третьяков подарил  Москве. «Желаю содействовать в дорогом мне городе полезным учреждениям, содействовать процветанию искусства в России и вместе  с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию». Теперь Третьяковская галерея – сокровищница живописных полотен  России.

 

13 февраля 1996 года российский солдат  Евгений Радионов вместе с тремя товарищами был захвачен в плен в Чечне. Три с половиной месяца продолжались пытки и мучения. Чтобы остаться в живых, нужно было убить своего товарища и отказаться от Христа. На Евгении, единственном из всех, был нательный крест, с которым он не расставался никогда. За твердый отказ отречься от веры Женя был подвергнут мучительной казни. В день смерти ему исполнилось 19.Похоронен Женя близ храма Вознесения господня. Однажды на могилу к Жене приехал ветеран Великой Отечественной. Снял с себя награду – медаль «За отвагу», положил на могильный камень и сказал матери Жени: «Я, дочка, знаю, что такое война и считаю: он достоин этой медали. Он душу России спас»

                                                                                                                   

Владимир Хавкин  не слишком известен В России, а ведь именно он весной 1892 года, когда эпидемия холеры охватила 77 губерний России,  начал опыты с вакциной против болезни. К этому времени погибло около 300 тысяч человек. После тысяч опытов  над кроликами, морскими свинками Хавкин принимает решение ввести себе в кровь дозу холерного яда, во много раз превышающую дозу для животных. Реакция была сильная. Жар, ломота, головная боль. И лишь после испытания на себе, Владимир Хавкин стал вводить вакцину добровольцам. Затем была тяжелая работа в Индии, где каждый день по 12-14 часов  ученый прививал местное населению. Там же, в Индии была создана противочумная вакцина. Владимир работал в трущобах, тюрьмах. Всего по его методу в Индии было вакцинировано 4 миллиона человек. Все они избежали смерти во время эпидемии.

 

 

Сбросив с себя армяки, ратники выбегали из цепи, устремлялись в рукопашный бой, дрались прикладами и топорами, бесстрашно бросались под град пуль  и картечей, сражаясь, как разъяренные львы, а при сильном натиске неприятеля стояли, как неподвижные скалы. Случалось им целыми колоннами, крикнув «ура», встречать конницу прикладами и мгновенно ее опрокидывать.

                                                        Из донесения генерала П.Х.Витгенштейна М.И.Кутузову.

 

И стал воевать  царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились 5 дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли.                                                        «Повесть о взятии Рязани Батыем»

На фронт в действующую армию Иосиф Романович  Бумагин попал лишь в 1944 году, хотя рвался туда с первых дней войны. 24 апреля 1945 года при штурме польского города Вроцлава командир пулеметной роты Иосиф Романович Бумагин закрыл грудью амбразуру вражеского дзота, обеспечив успех наступающим бойцам. 27 июня ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен он на польской земле в г. Вроцлаве.

 

Януш Корчак (настоящее имя Генрик Гольдшмит) Польский врач, писатель, педагог. Основал в Варшаве Дом сирот, где проводил в жизнь свои педагогические идеи, в основе которых лежит уважение к личности ребенка, доверие к нему. Погиб вместе с 200 воспитанниками в концентрационном лагере  Треблинка, отказавшись оставить детей.

 

Святослава Федорова судьба не баловала. В 1938 году после ареста отца, 11летний мальчик остался вдвоем с матерью. В 17 лет полный надежды молодой человек лишился ступни. Стал инвалидом. Но от отца он унаследовал бойцовский характер. Поступил в медицинский институт, стал офтальмологом (глазным врачом) Исследовал глазные болезни. Разработал систему операций по излечению глазных болезней конвейерным методом, в результате их стали делать в 10 раз больше. Трагически погиб в 2000 г.

 

Святой Сергий Радонежский от рождения был наречен именем Варфоломеем. Родился в боярской семье, родители были против выбора мальчика – уйти в монастырь, и только после их смерти, раздав имущество бедным, окончательно посвятил себя богу. Он ушел в отшельники вместе с братом – Стефаном, но тот не  выдержал тягот такой жизни, вернулся в Москву. Сергий остался, вскоре к нему потянулись другие монахи, он стал известен далеко за пределами своей обители. Тем, что не стремился к богатству, все раздавал братии и бедным.  В 1380 году благославил Дмитрия Донского и войско русское на битву с татарами. Никогда не роптал, не унывал, укрепляя дух людей, становясь символом русского духа.

 

Карбышев Дмитрий Михайлович военный инженер, генерал – лейтенант, участник первой мировой и гражданской войн. В начале Великой Отечественной  раненым попал в плен. Замучен в концлагере Маутхаузен за отказ перейти на сторону врага. Зимой, на морозе, Карбышева обливали холодной водой, пока он не замерз.

 

 

 

 

 


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн