Моделирование как метод познания.11, базовый уровень, по программе Н.Д. Угриновича
Submitted by Оксана Анатольевна Давыдова on Tue, 21/02/2012 - 10:15
Работа состоитиз: конспекта к уроку моделирование как метод познания и презентации.
Реализованы приемы РКМЧП.
Предмет:Информатика и ИКТ
Класс:11, базовый уровень, по программе Н.Д. Угриновича
Блок:Моделирование и формализация.
Тема урока: Моделирование как метод познания.
Тип урока:урок изучения нового материала
Цели урока:
образовательная– познакомить обучающихся с моделированием, с понятием модель;
развивающая – развить внимание, активизация творческой деятельности, коммуникативные навыки, умения обобщать и сравнивать, развить аналитическое критическое мышление;
воспитательная – воспитание таких базовых качеств личности, как самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Оборудование:учебник Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Н. Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 187 с.: ил., доска, проектор.
ХОД УРОКА
Организационный этап
приветствие и проверка учащихся на уроке
СТАДИЯ «ВЫЗОВ»
Актуализация ранее изученного материала:
Вспомните, что вы знаете о таком понятии как модель? /Модель – это такой новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели проводимого исследования (цели моделирования) свойства изучаемого объекта, явления или процесса./
Что такое моделирование? /Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей./
ПРИЁМ «ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»(на партах бланки для ответов)
Перед вами бланки:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
На экране будут появляться утверждения. Вы должны поставить знак «+», если считаете, что утверждение верное, и знак «-», если считаете, что утверждение неверное.
Модель позволяет представить в наглядной форм объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия. (+)
Модели не играют роли в проектировании и создании различных технических устройств. (-)
В процессе разработки летательных аппаратов поведение их моделей в воздушных потоках исследуют в аэродинамической трубе. (+)
Все художественное творчество фактически является процессом создания моделей. (+)
Развитие науки возможно без создания теоретических моделей. (-)
Любое литературное произведение можно рассматривать как модель реальной человеческой жизни.(+)
В процессе построения модели выделяются существенные для проводимого исследования свойства. (+)
Разные науки исследуют объекты и процессы и строят однотипные модели. (-)
Модель может заменить сам объект. (-)
Истинность теоретических моделей проверяется с помощью опытов и экспериментов. (+)
Мы проверим правильность ваших мнений чуть позже. Отложите бланки в сторону.
Исходя из темы урока: «Моделирование как метод познания». Как вы считаете, что нового мы узнаем на уроке? / Что такое моделирование? Что такое модель? Может ли объект иметь несколько моделей? Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью?/ (записываем предположение обучающихся на слайд.)
СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» (ПРИЁМ «ИНСЕРТ»)
Мы ответили на вопросы, но незнаем правильно ли. Чтобы выяснить приступим к работе с текстом:
Откройте учебник §2.1.
Возьмите простой карандаш.
Читайте текст, делая пометки карандашом: «v» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял.
Учащиеся читают текст. Если есть вопросы разбираем. После прочтения текста вновь возвращаются к вопросам начала урока. Посмотрим, может быть, наше мнение после работы с текстом изменилось. Значки будем ставить в третьей строке.
СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»
Правильно заполненный бланк:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
+
-
+
+
-
+
+
-
-
+
По каким вопросам ваше мнение не изменилось после работы с текстом.
Объясните, почему вы так решили.
По каким вопросам ваше мнение изменилось.
Объясните, почему.
Напишите синквейн: 1 вариант к слову моделирование, 2 вариант модель.
(синквейн – это стихотворение из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, три глагола характеризующих действия предметов; в четвертой строке приводится фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).
Зачитываем, лучшие записываем.
Оценивание деятельности обучающихся на уроке.
Домашнее задание:§2.1.
Задание: Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью. Привести пример этого утверждения, заполнив схемы.