Связь между одинаковыми слагаемыми и действием умножения
Submitted by Гулия Варисовна Шакирова on чт, 23/02/2012 - 16:31
Мастер класс по математике во 2 классе,
учитель Шакирова Гулия Варисовна
МБОУ «Абсалямовская основная общеобразовательная школа»
Тема: «Связь между сложением одинаковых чисел и действием умножения». Закрепление.
Цель:
1) показать связь между сложением одинаковых слагаемых и действием умножения.
Задачи: закрепить умения заменять умножением сложение одинаковых слагаемых; совершенствование навыков быстрого счёта, умений решать задачи; создание положительной учебной мотивации, вызвать интерес к изучению предмета.
Оборудование:
1) карточки «Улыбочка» и «Грустиночка»;
2) карточки-примеры, карточки-задачи;
3) проектор, экран, слайдопрезентация, компьютер
Ход урока.
Долгожданный дан звонок – начинаем наш урок
I. Организационный момент (1 мин)
Слайд 1 – Доброе утро!
- Добрый день, ребята! Сегодня урок математики у вас проведу я. Зовут меня Гулия Варисовна. А также вместе со мной к вам на урок пришли
«Улыбочка» и «Грустиночка». Они ищут себе друзей и говорят:
- Я люблю ребят внимательных, старательных и самостоятельных.
- Я люблю ребят не умеющих решать и не любящих учиться
Слайд 2 - Улыбки
- Вот с кем и них вам предстоит подружиться, вы решите в конце нашего занятия.
А сейчас с вами желает дружить Дракоша – символ этого Года.
II. Актуализация знаний (9 мин)
Слайд 3 - Дракоша
Он совсем забыл, хозяином, какого года по счёту он является. Давайте ему поможем вспомнить.
Слайд 4 – Дракоша и год
- Молодцы! А сколько цифр используется в записи этого числа?
- А какие?
- Вот досада! Нашему герою не хочется находиться в нашем времени, желает вернуться в прошлое с помощью машины времени. Но она неисправная.
- На экране детали этой машины. Надо бы помочь её ему починить. А для этого необходимо правильно решить задачки, которые лежат у вас на столах.
Слайд 5 – детали
Задачи (6 мин)
1. Для конструирования кузова понадобилось 12 деталей, а для кабины – на 6 деталей больше. Сколько всего деталей использовали для конструирования кузова и кабины?
2. В бензобаке было 40 л бензина. Водитель израсходовал 7 литров. Сколько литров бензина осталось в бензобаке?
3. На автостоянке было 24 машины. 4 машины уехали, а затем подъехали ещё 6 машин. Сколько машин стало на автостоянке?
А машина Дракона не будет стоять на автостоянке, она уже готова отправиться в прошлое.
Слайд 6 – машина
Слайд 7 - поехала
Устный счёт (3 мин)
После решения задач на экране появляются решения
- Какие геометрические фигуры использованы для конструирования машины?
- Что вы знаете о прямоугольнике, квадрате?
- Наш герой попал в нумерацию года, в записи которого используются только 2 цифры и число десятков 1, а число единиц на 1 больше.
- Что вы знаете про это число? Между какими числами оно расположено? Что предшествует этому числу? Какое число находится за ним? Какое получится число, если 12 увеличить на 2? А если уменьшить на 2? Как можно получить 12?
12 = 9+3 и т. д.
III. Новый материал ( 10 мин)
Объяснение нового материала (5 мин)
Ходит он по тёмному месту, вокруг ничего и никого не видно, жутко стало ему, только чуть-чуть иногда высоко в небе поблёскивают звёзда и шепчут 12, 12, 12.
Слайд 8 – ночь
Стал Дракоша задумываться, что звёзда хотят, чтобы он раскрыл секрет. И тут он увидел огромные камни, которые загораживали путь. Чтобы пройти дальше, он решил сгруппировать камни в три кучи.
Слайд 9 – камни
- Сколько камней встретил он?
- По сколько камней он сложит в каждую кучу?
Слайд 10 – камни по 4
- Проверим, а получилось ли 12? Как мы можем это проверить?
- Как называются компоненты при сложении?
- Обратите внимание, что слагаемые одинаковые, а сколько одинаковых слагаемых в выражении?
Запись на доске
- А знаете сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением.
Слайд 11 – звёзда ярче
Вот и звёзда ярче засветились. Потому что мы разгадали секрет умножения. (анимация)
Работа в тетрадях. Решение примеров (5мин)
- А сможете ли вы заменить умножением следующие выражения?
Устал наш герой и прилёг полюбоваться на сияние звёзд.
- И нам с вами пора отдохнуть.
Слайд 12 – отдых
IV. Физминутка (2 мин)
V. Закрепление
Слайд 13 - утро
А вот и утро наступило, выглянуло солнышко, пора продолжать путь дальше, но у Дино совсем нет сил, он не ел целые сутки. Стал искать, где растёт пальма, чтобы съесть банан. Но нашёл записку.
- Что же в ней написано?
Слайд 13 - письмо
( Если решишь задачку про деревья, тут же появится пальма, а на пальме бананы.)
Работа по учебнику. (3мин)
№ 2 – О каких деревьях идёт речь? Сколько деревьев на первой аллее? Что сказано о второй аллее? Какой вопрос можно поставить к условию этой задачи? (решаем в тетрадках)
№ 3 – решаем устно
- Молодцы, вы помогли Дино выполнить ещё одно задание и поэтому, всё вокруг зазеленело, выросли деревья и цветы.
Слайд 14 – всё зазеленело
Конечно, сейчас Дракоше совсем не страшно, так как вы помогли ему справиться с трудностями того времени, но ему грустно оттого, что рядом нет друзей. Их заколдовал злой волшебник. Поможем их освободить.
Самостоятельная работа (5 мин)
На карточках выражения на сложение, а в другом столбике примеры на умножение. Соотнесите стрелками, каким примером на умножение можно заменить сложение.
Проверка фронтальная, на экране правильные ответы
Слайд 15 – проверка
Слайд 16 – друзья
Итог урока, рефлексия.
А вот и друзья Дино.
- Как вы думаете, что будут делать друзья, если встретятся после долгой разлуки
- Вот и наш Дино обрадовался, но не захотел все, же оставаться в прошлом времени. Он научился ценить красоту окружающего мира, потому что всю эту красоту мы создаём своим трудом.
- А вам понравилось трудиться на уроке?
- Что больше всего вам понравилось?
- А какой секрет мы разгадали вместе с Дино?
- Поднимите ту карточку, с которой во время урока вы подружились. («Улыбочку» или «Грустиночку»).