Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Модификационная изменчивость

Submitted by Ираида Робертовна Караничева on Wed, 29/02/2012 - 08:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Караничева Ираида Робертовна
Место работы, должность: 
МБОУ "В(С)ОШ №1" г. Альметьевск, учитель биологии и химии
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Дать представление о ненаследственной, модификационной форме изменчивости, ознакомить с практическим значением наследования модификационной изменчивости; развивать навыки, необходимые для проведения исследовательской работы, аккуратность, внимательность при выполнении лабораторной работы; воспитывать взаимоуважение, интерес к предмету.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

компьютеры, комнатные растения и  гербарий.

Краткое описание: 
Для выполнения тестов необходимо нажать кнопку F5 и включить макросы.

План урока:

  1. Повторение пройденного материала.( тест№1 выполнение на компьютере с выставлением им оценки)
  2. Изучение нового материала.
  3. Примеры модификационной изменчивости.
  4. Взаимоотношения генотипа, среды и фенотипа.
  5. Лабораторная работа “ Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой”.
  6. Закрепление знаний. ( Тест№ 2)
  7. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Повторение пройденного материала.

Учитель биологии: Начнем урок с небольшого повторения. ( тест-тренажер №1)

  1. Изучение нового материала. ( записываем тему урока в тетради) слайд 1

Учитель биологии:Внешняя среда оказывает влияние на проявление признаков, которыми обладают растения, животные, т.е. на формирование фенотипа. Признаки, которыми обладают живые организмы, могут быть более или менее пластичными.

    Примером являются сосны, растущие в лесу, на открытом месте (на большой поляне), на болте. Так как сосна - светолюбивое растение, то у дерева, растущего в лесу, будет высокий ровный ствол, а крона располагается только вверху. Сосна, растущая на склоне, будет меньшей высоты, но с большим количеством боковых побегов. Но форма, размеры, расположение хвоинок на побегах везде будут одинаковые. (Слайд 2)

  Подобным образом проявляются признаки и у животных. В народе говорят: «Молоко у коровы на языке». Хороший корм, уход повышает удой молока, в противном случае удой резко снижается.

Жирность молока - менее пластичный признак, а вот масть породы остается одинаковой при любых условиях содержания.

  Форма изменчивости, не связанная с изменением генотипа, называется модификационной.

Ч. Дарвин называл такую изменчивость ненаследственной.

  Запишите в тетради определение модификационной изменчивости, (слайд 3,4)

Модификационная изменчивость - способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды. Она не связана с изменениями генотипа и в последующих поколениях не передается.

 

  Пределы модификационной изменчивости признака называют его нормой реакции. Молочность коров, яйценоскость кур обладают широкой нормой реакции, окраска шерсти, перьевого покрова обладают узкой нормой реакции. (слайд 5)

Учитель биологии:

На сегодняшнем уроке мы должны определить статистические закономерности модификационной изменчивости.

Рассмотрим комнатное растение пеларгонию (герань) Все ли листья этого растения имеют одинаковые размеры? ( Нет. Есть листья более крупные, есть значительно мельче) слайд 6

Почему листья у растения разной величины? ( Те листья, что наверху, еще не выросли, поэтому они маленькие. А те, что внизу, оказались закрытыми от солнечных лучей верхними листьями, поэтому они меньше по размеру).

Учитель раздает коллекции листьев.

Перед вами в коробках лежат листья растений. На каждом столе свой вид, собранный с одного дерева или кустарника. Вы видите , что форма, жилкование листьев одинакова, а длина варьирует. Ученики 9 класса произвели замеры длины листовой пластинки и черешка 100 листьев.

 На рабочем столе открываем файл Лабораторная работа «Модификационная изменчивость»

Ход работы

Цель работы: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака. Обработка статистических данных на компьютере в программе MS Excel.

Инструктивная карточка: (слайд 7,8,9)

1.      Расположите листья одного растения (дуба , клена, вишни, тополя, яблони) в порядке нарастания их длины.

2.      Число листьев, имеющих одинаковую длину, внесите данные в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположит ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (длина листа), ниже – частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются часто, какие – редко.

Размер листьев

V

 8

9

10

11 

12 

13 

14 

15 

Число листьев

P (n)

 3

 8

 16

 24

 22

 19

 5

 3

 
  1. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака;( пользуясь Мастер диаграм)
  2. Определите среднюю величину выраженности признака по формуле , где М – средняя величина, V – варианта, P – частота встречаемости вариант, n – общее число вариант вариационного ряда.

Построение вариационной кривой

 

  1. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Вывод Наибольшая длина листьев - от 10 до 13 см. Средняя величина- 10.5см, что соответствует измерениям.

Учитель.Примером модификационной изменчивости являются листья стрелолиста, находящиеся в воде, имеют лентовидную форму, лежащие на воде- почковидную, расположенные выше уровня воды- стреловидную. Это связано с уровнем освещенности растения. (слайд 10)

   Фактор внешней среды- действие ультрафиолетовых лучей- вызывает накопление в коже пигмента меланина. Благодаря этому у людей летом появляется загар. Определение модификационной изменчивовти имеет большое практическое значение.

   Изучение модификационной изменчивости позволяет получить более высокую урожайность благодаря соблюдению агротехнических норм при выращивании сельскохозяйственных растений. Кроме этого , в швейной и обувной промышленности также необходимо знание модификационной изменчивости. Например, в нашем классе 18 девушек, две имеют размер ноги 35, пять-36, восемь-37 и три-38. Исследуя подобные данные, технологи определяют, сколько обуви и каких размеров необходимо производить, какое количество кожи потребуется для производства этой обуви. Знание модификационной изменчивости необходимо для производства одежды.

  

  1. Закрепление знаний. Рассмотрим следующую биологическую задачу.

Учитель биологии: Задание №1. Количество щенков в помете 70-ти серебристо-черных лисиц таково: 5444934456645548445447355433364454455463443447435254732315426644648354

Постройте вариационный ряд и вариационную кривую, найдите среднее значение, моду и медиану, рассчитайте среднее квадратичное отклонение и дисперсию, на вариационной кривой покажите участок.

 Определим ход лабораторной работы по решению этой задачи:

1.Перенести данные в электронную таблицу Excel. Ученики работают парами, один диктует, другой вносит данные, но можно и сэкономить время и подготовить файл ( файлы с вариантами)

 

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

K

L

M

1

1

 

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

2

2

 

Количество

1

3

11

28

14

7

3

2

1

70

3

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Построение вариационного ряда.

3. Расчет среднего значения признака, (задаем формулы)

4. Расчет статистических характеристик выборки при помощи функций.

5. Построение вариационной кривой, используя Мастер диаграмм.

6. Выполнение тестового задания. Тест№ 2

 

  1. Задание на дом.

Задание №2.

Рассчитать основные статистические показатели в группе из 120 старшеклассников, построить вариационный ряд и вариационную кривую. Результаты следующие:

а) постройте вариационную кривую роста учащихся;
б) определите среднюю величину ряда (М);
в) объясните, какое практическое значение имеет изучение изменчивости роста людей.

 

Группы (V)

Число вариант (Р) (чел.)

140-144
145-149
150-154
155-159
160-164
165-169
170-179
180-184
185-189

-
12
25
35
27
11
7
3
-

 

»  Tags for document:

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн