Submitted by Елена Александровна Петрова on Wed, 29/02/2012 - 17:35
Необходимое оборудование:Наборы задач четырех уровней сложности, галаксы (игровые деньги, которые могут быть заменены на фишки), бланки для определения самооценки учащихся в начале и в конце урока, решения всех задач, используемых на уроке (для проверяющего учителя или старшеклассников-помощников), рабочие листы для учащихся, которые сдаются в конце урока.
Ход урока.
В начале урока все учащиеся проводят предварительную самооценку решения ими задач по данной теме.
Далее учащимся дается инструкция.
«Сегодня вы будете решать задачи по теме… Все задачи разбиты на 4 группы в зависимости от сложности. Первый уровень – самые простые задачи (на доске – образец, показывается детям), второй уровень – чуть посложнее (пример на доске), и т.д. Вы сами выбираете, задачи какого уровня будете решать. За правильное решение задачи 1 уровня вы получаете 1 галакс, за решение задачи 2 уровня – 2 галакса, и т. д. За 5 минут до конца урока вы можете купить «5» за 16 гапаксов, «4» – за 12 галаксов, «3» за 8 галаксов. В зависимости от эффективности вашей работы вы сможете купить несколько «5». Оценку нужно успеть купить до звонка с урока.
Так как наш урок-игра называется «Математический магазин», то все задачи в нем покупаются. Для того, чтобы вы могли начать игру, всем выдается сумма в 8 галаксов. Стоимость одной задачи любого уровня – 1 галакс. Есть ли вопросы?… Начинаем игру».
За 7 минут до конца урока детям объявляется время, которое они имеют для завершения работы и «покупки» оценок.
Анализ урока. Опыт проведения подобной игры в 5-10 классах показывает высокую эмоциональную включенность детей в процесс решения задач, повышает объем выполненных заданий, снимает напряженность, связанную со страхом получения плохой отметки или неуспешным ответом у доски. Ученик выбирает уровень задач исходя из собственной самооценки и уровня притязаний, что позволяет ему быть более свободным, раскрепощенным и активным. Успех или неуспех на этом уроке зависит только от него самого, следовательно, повышается ответственность за результат. Анализ самооценок начала и конца урока показывает повышение их в среднем на 1,5-2 балла, независимо от того, «сумел» ребенок купить оценку в конце урока или нет.
Анализ стратегий работы учащихся позволяет выявить разные группы учащихся.
Так, например, можно выявить группу детей, выбирающих только один уровень задач (например, 2), успешно их решающих и ни разу не попробовавших решить следующий (более выгодный) уровень. Анализ особенностей детей данной группы показывает наличие у них высокой тревожности, мотивации избегания неудачи, отсутствие склонности к риску. В дальнейшей работе учитель может сознательно подталкивать ребенка к обоснованному риску, тем самым расширяя поле деятельности ребенка и повышая его уверенность. Группа детей, выбирающих только 4 уровень сложности (самый высокий) скорее всего нуждается в индивидуальных заданиях повышенной сложности, дабы не испытывать информационный голод. Группа учащихся, действующих хаотично, прыгающих с уровня на уровень, выполняющих большинство заданий с ошибками, характеризуется низким уровнем учебной рефлексии и отсутствием четкого организационного начала при отработке навыков и умений. Работать с такими детьми надо в плане осознания собственных умений и планирования следующих шагов на пути овладения учебным материалом.
В целом данная форма урока может быть рекомендована для проведения в 5-8 классах.
Урок-игра разработан при участии школьного психолога в помощь учителям математики; мною проводился в параллелях 5, 7 и 10 классов по нескольким темам, в том числе: решение уравнений, системы уравнений, метод интервалов, решение треугольников и др.