В журнале «Математика в школе» за 2005г №3 была опубликована статья
«Из опыта подготовки к ЕГЭ» автор Блошистая из Мурманска.
Статья заслуживает внимания и думаю, что и вы с ней знакомы.
Сегодня на дворе 2007г.
С каждым годом, согласитесь, задания становятся всё сложнее, я в этом году сделала очередной выпуск, поэтому и решила поделиться опытом своей работы подготовки к ЕГЭ.
Что нужно для подготовки к итоговой аттестации?
Как и автор данной статьи, подготовку веду по двум направлениям.
Направление.
1.Психологическое 2.Методическое
О первом направлении говорить не буду, все мы знаем, что
любой выпускник должен обладать бойцовскими качествами,
он должен быть «тестовым бойцом».
С опытом по второму направлению я и поделюсь.
1. И учитель, и ученик должны хорошо знать:
а) кодификатор содержание КИМа;
б) структуру теста;
в) критерии оценивания
г) примерное время, предлагаемое для выполнения каждой из частей.
На это хочу обратить особое внимание, поскольку от многих ребят приходиться слышать, что не хватило времени.
Поэтому в моём кабинете висят часы: 10 мин. на решение части. А; так как без тренировок на скорость, без имитации соревновательной ситуации, невозможно смоделировать тот стресс, который вызывает любое тестирование.
2. Выбираю оптимальные средства обучения.
Программа, по которой работаю - общеобразовательная, соответствующая гос. стандартам 2004.
Базовым учебно-методическим комплектом выбран УМК Мордкович А.Г.
« Алгебра 7-11кл.».
Работала по разным учебникам и программам, но свой выбор сделала на образовательной программе «Школа 2100». Дорофеев Г. , Петерсон Л.Г «Математика 5-6кл.». Проблема: данная программа разработана авторами до 9кл., а учебники -5-6кл.
Я попыталась восполнить пробел и тем самым сохранить преемственность в преподавании математики по данной программе т.к уверена в ее эффективности, и считаю, что общеобразовательная программа « Школа 2100 » может стать хорошей основой как для профильного обучения, так и для сдачи ЕГЭ.
Об учебнике Дорофеев Г.,Петерсон Л.Г «Математика» впервые услышала от учителей начальных классов. Они делились своими впечатлениями о достоинствах программы: повышенный интерес к учёбе, достижения учащихся.
Следует отметить, что определённое влияние на мой выбор программы, оказалось и то, что в школах имелся печальный опыт перехода на традиционную технологию обучения, работающего в начальной школе по технологии деятельностного метода. Поэтому, когда учительница начальных классов, работающая по учебнику Петерсон Л.Г, выпустила свой класс, в соответствии с принципом непрерывности, продолжила работать в 5-6 классах по программе «Школа 2100».
Посетила курсы Мельниковой Е.Л. психолога - методиста УМЦ «Школа-2100».
Несколько слов о образовательной системе «Школа 2100».
Основные принципы, входящие в дидактическую систему данной программы:
1.Личностно-ориентированные: принцип адаптивности, принцип развития,
принцип психологической комфортности.
2. Культурно-ориентированные: принцип целостного представления о мире.
3.Деятельностно-ориентированные: принцип деятельности, принцип творчества,
принцип вариативности, принцип непрерывности, принцип минимакса.
· Принцип деятельности
Основным механизмом реализации современных целей образования является включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
· Принцип непрерывности.
Этот принцип означает преемственность между ступенями обучения на уровне технологии, методики и учебного содержания.
· Принцип целостного представления о мире.
Данный принцип означает, что представление о мире должно быть единым и целостным.
· Принцип минимакса.
Этот принцип заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, который определяется ЗБР детей данной возрастной группы, и ученик обязан усвоить это содержание на уровне не ниже минимального, т.е. государственного стандарта знаний.
· Принцип психологической комфортности.
Данный принцип предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание такой атмосферы на уроке и в школе, которая расковывает учащихся, стимулирует развитие их духовного потенциала, их творческую активность.
· Принцип вариативности.
Этот принцип предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
· Принцип творчества.
Этот принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Структура проведения урока
Тип урока: «открытие» новых знаний
1.Самоопределение к деятельности(организационный момент).
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учащиеся решают задачи на повторение (в форме устной фронтальной работы или разгадывания кроссворда, математического диктанта).
В список заданий включается проблемная задача, которая мотивирует изучение новой темы.
3.Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.
Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы.
Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока.
4.«Открытие» детьми новых знаний.
Учитель предлагает детям систему вопросов и заданий, которые подводят их к самостоятельному «открытию» того свойства или отношения, которое должно быть изучено на уроке. Происходит выдвижение и проверка гипотез.
Учитель организует коллективную работу детей в форме мозгового штурма
( подводящий диалог, побуждающий диалог).
В завершении обсуждения учитель подводит итог, давая общепринятые формулировки и показывая образцы комментированного решения примеров и задач нового типа.
5.Первичное закрепление.
Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух установленных алгоритмов действия.
6.Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, затем сами проверяют свою работу в классе, сравнивая с образцом, и оценивают её.
Здесь важно создать ситуацию успеха, чтобы он лично убедился в том, что новые алгоритмы действий им освоены.
7.Решение задач на повторение.
Предлагаются задачи на повторение, нестандартные, занимательные, т.е. включение нового знания в прежнюю систему знаний.
Целевые требования:
- из набора задач выделяются задачи, требующие применения построенного алгоритма;
- строится алгоритм решения задач, в котором новые знания используется как его часть;
- при необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных знаний.
На этом этапе урока осуществляется опережающая подготовка детей к изучению понятий, которые будут вводиться позже.
8.Рефлексия деятельности (итог урока).
На этом этапе осуществляется самооценка учеником своей деятельности на уроке.
Учитель соотносит самооценку учеников с требованиями и фиксирует
успешность ученика на уроке в форме оценки, замечания, похвалы.
Очевидно, что эта схема дает лишь общий подход и может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и содержания урока.
Содержание обучения составлено по принципу МИНИМАКСА.
Мини – стандарт, макси – опережающее, углублённое изучение, что позволяет обеспечить последовательную подготовку к итоговой аттестации.
Цель одна – ЕГЭ.
3. Хорошую возможность для ребят углубить в математическую проблему, реализовать свои способности, выявить свой потенциал предполагает и внеурочная деятельность.
В своей работе я использую такие формы:
1. Предметная неделя – традиционна в школе и завершается школьными олимпиадами, задания для которых составляются на основе предлагаемых в 3 части.
2. Научно- практические конференции.
3. Элективные курсы в 9 и 11классах, посвящены непосредственно подготовке к ЕГЭ. Их программы составляю сама. (Показ)
4. Впервые в этом году мой класс участвовал « Кенгуру – выпускникам», где 30% учащихся показали результат « очень хороший» и 70% « хороший».
Подтверждением верного пути – результаты экзамена.
Средний балл – 4,2 ( 64)
Максимальный балл – 89.
Подводя итоги, хочется сказать о так называемом человеческом факторе – отношение самого учителя к выполняемой им работе. Поэтому советы: « Не расслабляйся!», « Можешь сам, научи другого!», «Вера в успех – 99% успеха»- относится не только к выпускникам, но и к нам, педагогам.
Спасибо! Желаю успеха!
Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике.
В журнале «Математика в школе» за 2005г №3 была опубликована статья
«Из опыта подготовки к ЕГЭ» автор Блошистая из Мурманска.
Статья заслуживает внимания и думаю, что и вы с ней знакомы.
Сегодня на дворе 2007г.
С каждым годом, согласитесь, задания становятся всё сложнее, я в этом году сделала очередной выпуск, поэтому и решила поделиться опытом своей работы подготовки к ЕГЭ.
Что нужно для подготовки к итоговой аттестации?
Как и автор данной статьи, подготовку веду по двум направлениям.
Направление.
1.Психологическое 2.Методическое
О первом направлении говорить не буду, все мы знаем, что
любой выпускник должен обладать бойцовскими качествами,
он должен быть «тестовым бойцом».
С опытом по второму направлению я и поделюсь.
1. И учитель, и ученик должны хорошо знать:
а) кодификатор содержание КИМа;
б) структуру теста;
в) критерии оценивания
г) примерное время, предлагаемое для выполнения каждой из частей.
На это хочу обратить особое внимание, поскольку от многих ребят приходиться слышать, что не хватило времени.
Поэтому в моём кабинете висят часы: 10 мин. на решение части. А; так как без тренировок на скорость, без имитации соревновательной ситуации, невозможно смоделировать тот стресс, который вызывает любое тестирование.
2. Выбираю оптимальные средства обучения.
Программа, по которой работаю - общеобразовательная, соответствующая гос. стандартам 2004.
Базовым учебно-методическим комплектом выбран УМК Мордкович А.Г.
« Алгебра 7-11кл.».
Работала по разным учебникам и программам, но свой выбор сделала на образовательной программе «Школа 2100». Дорофеев Г. , Петерсон Л.Г «Математика 5-6кл.». Проблема: данная программа разработана авторами до 9кл., а учебники -5-6кл.
Я попыталась восполнить пробел и тем самым сохранить преемственность в преподавании математики по данной программе т.к уверена в ее эффективности, и считаю, что общеобразовательная программа « Школа 2100 » может стать хорошей основой как для профильного обучения, так и для сдачи ЕГЭ.
Об учебнике Дорофеев Г.,Петерсон Л.Г «Математика» впервые услышала от учителей начальных классов. Они делились своими впечатлениями о достоинствах программы: повышенный интерес к учёбе, достижения учащихся.
Следует отметить, что определённое влияние на мой выбор программы, оказалось и то, что в школах имелся печальный опыт перехода на традиционную технологию обучения, работающего в начальной школе по технологии деятельностного метода. Поэтому, когда учительница начальных классов, работающая по учебнику Петерсон Л.Г, выпустила свой класс, в соответствии с принципом непрерывности, продолжила работать в 5-6 классах по программе «Школа 2100».
Посетила курсы Мельниковой Е.Л. психолога - методиста УМЦ «Школа-2100».
Несколько слов о образовательной системе «Школа 2100».
Основные принципы, входящие в дидактическую систему данной программы:
1.Личностно-ориентированные: принцип адаптивности, принцип развития,
принцип психологической комфортности.
2. Культурно-ориентированные: принцип целостного представления о мире.
3.Деятельностно-ориентированные: принцип деятельности, принцип творчества,
принцип вариативности, принцип непрерывности, принцип минимакса.
· Принцип деятельности
Основным механизмом реализации современных целей образования является включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
· Принцип непрерывности.
Этот принцип означает преемственность между ступенями обучения на уровне технологии, методики и учебного содержания.
· Принцип целостного представления о мире.
Данный принцип означает, что представление о мире должно быть единым и целостным.
· Принцип минимакса.
Этот принцип заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, который определяется ЗБР детей данной возрастной группы, и ученик обязан усвоить это содержание на уровне не ниже минимального, т.е. государственного стандарта знаний.
· Принцип психологической комфортности.
Данный принцип предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание такой атмосферы на уроке и в школе, которая расковывает учащихся, стимулирует развитие их духовного потенциала, их творческую активность.
· Принцип вариативности.
Этот принцип предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
· Принцип творчества.
Этот принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Структура проведения урока
Тип урока: «открытие» новых знаний
1.Самоопределение к деятельности(организационный момент).
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учащиеся решают задачи на повторение (в форме устной фронтальной работы или разгадывания кроссворда, математического диктанта).
В список заданий включается проблемная задача, которая мотивирует изучение новой темы.
3.Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.
Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы.
Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока.
4.«Открытие» детьми новых знаний.
Учитель предлагает детям систему вопросов и заданий, которые подводят их к самостоятельному «открытию» того свойства или отношения, которое должно быть изучено на уроке. Происходит выдвижение и проверка гипотез.
Учитель организует коллективную работу детей в форме мозгового штурма
( подводящий диалог, побуждающий диалог).
В завершении обсуждения учитель подводит итог, давая общепринятые формулировки и показывая образцы комментированного решения примеров и задач нового типа.
5.Первичное закрепление.
Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух установленных алгоритмов действия.
6.Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, затем сами проверяют свою работу в классе, сравнивая с образцом, и оценивают её.
Здесь важно создать ситуацию успеха, чтобы он лично убедился в том, что новые алгоритмы действий им освоены.
7.Решение задач на повторение.
Предлагаются задачи на повторение, нестандартные, занимательные, т.е. включение нового знания в прежнюю систему знаний.
Целевые требования:
- из набора задач выделяются задачи, требующие применения построенного алгоритма;
- строится алгоритм решения задач, в котором новые знания используется как его часть;
- при необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных знаний.
На этом этапе урока осуществляется опережающая подготовка детей к изучению понятий, которые будут вводиться позже.
8.Рефлексия деятельности (итог урока).
На этом этапе осуществляется самооценка учеником своей деятельности на уроке.
Учитель соотносит самооценку учеников с требованиями и фиксирует
успешность ученика на уроке в форме оценки, замечания, похвалы.
Очевидно, что эта схема дает лишь общий подход и может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и содержания урока.
Содержание обучения составлено по принципу МИНИМАКСА.
Мини – стандарт, макси – опережающее, углублённое изучение, что позволяет обеспечить последовательную подготовку к итоговой аттестации.
Цель одна – ЕГЭ.
3. Хорошую возможность для ребят углубить в математическую проблему, реализовать свои способности, выявить свой потенциал предполагает и внеурочная деятельность.
В своей работе я использую такие формы:
1. Предметная неделя – традиционна в школе и завершается школьными олимпиадами, задания для которых составляются на основе предлагаемых в 3 части.
2. Научно- практические конференции.
3. Элективные курсы в 9 и 11классах, посвящены непосредственно подготовке к ЕГЭ. Их программы составляю сама. (Показ)
4. Впервые в этом году мой класс участвовал « Кенгуру – выпускникам», где 30% учащихся показали результат « очень хороший» и 70% « хороший».
Подтверждением верного пути – результаты экзамена.
Средний балл – 4,2 ( 64)
Максимальный балл – 89.
Подводя итоги, хочется сказать о так называемом человеческом факторе – отношение самого учителя к выполняемой им работе. Поэтому советы: « Не расслабляйся!», « Можешь сам, научи другого!», «Вера в успех – 99% успеха»- относится не только к выпускникам, но и к нам, педагогам.