Для детей младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. В этом возрасте дети стремятся к максимально художественному самовыражению, не стесняясь при этом показаться смешным или некомпетентным. Поэтому у них отсутствует « зажатость» или заведомая боязнь быть поднятым на смех, и они легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую.
Музыкальная игра вовсе не развлечение, а серьёзная, увлекательная, интересная, требующая полного духовного соучастия детей деятельность: и по характеру задач и результатам этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для личности ребёнка. Специфика музыкально - игровой деятельности в младших классах заключается в том, что она подчинена единой, чётко сформулированной учебной задаче - теме. Этот этап введения детей в мир музыки полон для них приятных открытий - что в высшей степени важно: даёт детям веру в самих себя, уважение к самим себе и что не менее важно - доверие и симпатию к учителю. Здесь тесно переплетаются новое и знакомое, познавательная активность детей непрерывно получает живые музыкальные импульсы.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально - дидактическая игра.
Следует отметить полифункциональный характер музыкально - дидактических игр, которые я рассматриваю как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление систематизацию знаний о музыке; как средство музыкального общения и развития ребёнка; как способ развития музыкальных способностей детей.
Я предлагаю примеры музыкально – дидактических игр, которые использую на своих уроках
Создавать голосом или на инструменте движение звука:вверх, вниз, кружение, прыжки.
Выражение своих мыслей и чувств звуками.Передать с помощью звука заданное учителем психо-эмоциональное состояние (нежность, страх, удивление…). Другой вариант - в виде игры, когда ребёнок загадывает эмоциональное состояние, остальные дети – отгадывают.
Сочинение мелодии на заданный текст:загадки, потешки, стихи, скороговорки, колыбельные. Задание может быть использовано в качестве домашней работы.
На заданный ритм придумать слова и мелодию. Другой вид упражнений, который помогает развить творческие способности не только в области музыки, но и литературы. Детям предлагается в качестве домашнего задания на заданный ритм сочинить слова и музыку (объяснить детям, как устроен ритмический рисунок, где можно сделать паузу, взять дыхание). Так же можно использовать любую знакомую песню и выполнить задание.
Графическое, цветовое моделирование музыки.
Мимически, пластически создать образ героя данного музыкального произведения. Например, слушая пьесы П.И.Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба Яга»; С.С. Прокофьева «Прогулка» и т.д. (поле деятельности очень обширное).
Создание литературного «перевода» с языка музыки на язык слов.Пример: в 4 классе, знакомясь с прелюдиями Ф. Шопена, предлагаю ребятам представить себе эти небольшие пьесы в виде страниц личного дневника, в котором человек делится своими душевными переживаниями, и создать литературную интерпретацию музыки.
Создание звуковых картин:«Утро в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».
Пример 1: звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).
Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.
«Идём по снегу» - дети равномерно хрустят целлофаном.
«Бежим» - хрустят в быстром темпе.
«Остановились, прислушались» - пауза.
«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.
«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.
«Сосульки» - звучит треугольник или металлофон.
«Дятел стучит» - карандашами по столу. Можно сочинить мелодию к песенке дятла:
«День за днём стучу, стучу:
Тук-тук-тук-тук-тук.
Все деревья я лечу,
Тук-тук-тук-тук-тук».
Пример 2: звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс).
Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка.
Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!» : слышен топот лошадей (карандаши, ложки); звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны); народ собирается (гул голосов), снег хрустит под ногами (целлофан).
Затем – картина «Вот она, весёлая Ярмарка!»: смех, слышны обрывки песен, где-то звучит балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых озвучивает свой элемент). Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»; «А сейчас кукольное представление всем на удивление!» и т.д. После такой яркой картины очень уместно будет слушание вступления к балету И.Стравинского «Петрушка».
Снять свой рисованный фильм, который состоит всего из 3-4 кадров, но последовательно раскрывает настроение музыки.
Музыкальная инсценировканебольших по объёму произведений. Можно сочинить песенки для героев, музыкальные темы, сопровождающие их выход , и т.д.
Песня - распевка«Два кота», «Уж как шла лиса по травке», «Кошкин дом»
(прохлопать ритм песни, придумать инсценированные движения на слова-действия).
Есть много вокально-хоровых упражнений на внимание с использованием ритмических движений. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Это упражнение влияет на развитие концентрации и устойчивости внимания. Проводится индивидуально, в парах, группой или со всем классом.
Песня - попевка«В доме моем»
( придумать ритмичные, инсценированные движения на слова-действия).
В доме моем тишина,
В доме моем я одна.
Только пальчики стучат-тук-тук-тук,
Только шуршики шуршат – шу-шу-шу,
Только ноги стучат – топ-топ-топ,
Только руки стучат – хлоп-хлоп-хлоп,
Только дождик стучит – кап-кап-кап,
Только ротик кричит – а-а-а,
Только ротик молчит – (тишина)
Только листья шуршат – шу-шу-шу,
Только глазки спят – (дети засыпают).
Упражнение «Уточки»
Наши уточки с утра:
кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)
Наши гуси у пруда:
га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)
Наши курочки в окно:
ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)
Раскрепостить ребёнка, развивать его творческие и музыкальные способности, помочь выразить себя и свои чувства - это задачи, решать которые мне помогают музыкальные игры, используемые на моих уроках.