Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование цикла в графике (QBasic)

Фото пользователя Татьяна Анатольевна Руденко
Submitted by Татьяна Анатольевна Руденко on Wed, 21/03/2012 - 10:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Руденко Татьяна Анатольевна
Место работы, должность: 
учитель информатики МБОУ СОШ № 31 г.Новошахтинка
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 

 

  • Обучающая: знакомство с оператором цикла и возможностью его использования в графике.

  • Развивающая: развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать.

  • Воспитательная: воспитание творческого мышления, трудолюбия.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемое оборудование: 

 

  1. ПК, среда программирования Q Basic.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Маркерная доска, маркеры 4х цветов.

Краткое описание: 
читывая необходимость подготовки учащихся к изучению языков программирования высокого уровня или объектно-ориентированных языков в профильном курсе изучения информатики, начинать изучение темы «Алгоритмизация и программирование» в среде Visual Basic нецелесообразно. Поэтому я начинаю курс с языка QBasic. Использование цикла в графике на QBasic позволяет учащимся легче усвоить принцип работы циклического оператора, как показал опыт у детей повышается интерес, мотивация к дальнейшему обучению. Также с помощью данных уроков формируется особый, алгоритмический стиль мышления, который помогает в дальнейшем заниматься программированием. Цикл уроков завершается самостоятельной работой по созданию псевдоанимации. Особо отмечаю наглядность и простоту данных программ, позволяющие анализировать исполнение алгоритма и его отладку на уроке, с помощью учителя или самостоятельно. Количество выполненный программ зависит от индивидуальных особенностей учащихся, поэтому за 1 урок ребенок может сделать как одно, так и несколько заданий.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

2. Определение целей урока.

Мы с вами уже познакомились с языком программирования Q Basic, cоставляли на нем линейные алгоритм и алгоритмы ветвления. Сегодня мы знакомимся с оператором цикла и стем, какие возможности в программировании он дает.

С помощью оператора цикла мы будем создавать необычные графические элементы.

1 программа - «Тоннель»

2 программа - «Звезда» (практическая работа)

 

Объяснение учителя.

Рисунок на доске иллюстрирует выполнение алгоритма «Тоннель».

Исходные параметры — графический режим — 7(можно использовать другие графические режимы, на усмотрение учителя). Шаг — 10 (5), необходимо: из центра границ экрана в четырех направлениях нарисовать пучки лучей разного цвета. Возможно использование четырех циклов.

Задание повышенной сложности — написать эту программу с использованием двух циклов.

Объяснение учителя дается на примере одного из циклов (по оси х), остальные предлагается написать учащимся самостоятельно по аналогии. Рисунок сначала выполняет ся на доске маркерами разных цветов. По ходу даются комментарии учителя.

Логика мышления — цикл в данном случает означает выбор необходимого параметра для координат X и Y на координатной плоскости. Шаг цикла — расстояние между лучами. Значение шага учащиеся могут менять.

Дети работают индивидуально за своим рабочим местом, один ученик пишет программу за учительским компьютером, к которому подключен мультимедийный проектор. Программа проецируется на экран. Более слабые ученики могут следить за ходом выполнения задания. Учитель в это время оказывает индивидуальную помощь и консультации ученикам.

 

Результаты выполнения задания:

 

С помощью четырех циклов(более простое)

REM tonnel

CLS

SCREEN 7

FOR x = 1 TO 320 STEP 10

LINE (160, 100) – (x, 0), 2 {зеленый цвет}

NEXT x

 

FOR y = 1 TO 200 STEP 10

LINE (160, 100) – (0, y), 14 {желтый цвет}

NEXT y

 

FOR x = 1 TO 320 STEP 10

LINE (160,100) – (x, 200), 6 {коричневый цвет}

NEXT x

 

FOR y = 1 TO 200 STEP 10

LINE (160, 100) – (320, y), 4 { красный цвет}

NEXT y

END

 

 

 

С помощью двух циклов (более сложное задание)

REM tonnel

CLS

SCREEN 7

CLS

FOR x = 1 TO 320 STEP 10

LINE (160, 100) – (x, 0), 2 {зеленый цвет}

LINE (160, 100) – (x, 200), 6 {коричневый цвет}

NEXT x

 

FOR y = 1 TO 200 STEP 10

LINE (160, 100) – (0, y), 14 {желтый цвет}

LINE (160, 100) – (320, y), 4 { красный цвет}

NEXT y

END

 

 

Далее учитель объявляет задание для практической работы. Мотивация — проверка своих сил и закрепление полученных навыков.

Далее задания уже выглядят как рисунки на доске, а ученики должны выполнить эти рисунки на языке программирования.

Чтобы закрепить навык нарисуем самостоятельно «Звезду»

Результаты выполнения задания:

 

С помощью четырех циклов(более простое)

REM zvezda

CLS

SCREEN 7

FOR x = 1 TO 320 STEP 10

LINE (160, 200) – (x, 0), 2 {зеленый цвет}

NEXT x

 

FOR y = 1 TO 200 STEP 10

LINE (0, 100) – (320, y), 6 {коричневый цвет}

NEXT y

 

FOR x = 1 TO 320 STEP 10

LINE (160, 0) – (x, 200), 14 {желтый цвет}

NEXT x

 

FOR y = 1 TO 200 STEP 10

LINE (320, 100) – (0, y), 4 { красный цвет}

NEXT y

END

 

 

 

С помощью двух циклов (более сложное задание)

REM zvezda

CLS

SCREEN 7

CLS

FOR x = 1 TO 320 STEP 10

LINE (160, 200) – (x, 0), {зеленый цвет}

LINE (160, 0) – (x, 200), 14 {желтый цвет}

NEXT x

 

FOR y = 1 TO 200 STEP 10

LINE (0, 100) – (320, y), 6 {коричневый цвет}

LINE (320, 100) – (0, y), 4 { красный цвет}

NEXT y

END

 

3 этап. Подведение итогов. Оценку получает каждый ученик, в случае выполнения заданий более сложным способом работа оценивается выше.

Домашнее задание: Составить программу, которая рисует сетку на экране. Возможен творческий подход (подбор цвета, параметров цикла и др.)