Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Размещение овощей на огороде. Планирование севооборота.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Завилейская Раиса Михайловна, Воробьева Юлия Станиславовна
Место работы, должность: 

ГБОУ " Идрицкая специальная (коррекционная школа-интернат"

Заместитель директора по УВР, учитель профильного труда

Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 

Цели урока:

1.Образовательная:

  • повторить пройденный материал по темам «Личная усадьба, размещение построек  на усадьбе», «Огород, выбор участка»;
  •  способствовать  формированию представлений о технологии размещения овощей на огороде;
  •  формировать умения планировать севооборот на огороде.

2. Развивающая:

  • способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса);
  • способствовать овладению учащимися всеми видами памяти;
  • способствовать  формированию и развитию познавательного интереса   

   учащихся к  ведению личного подсобного хозяйства. 

3. Воспитательная:

  • создать оптимальные условия для  воспитания у  учащихся  уважения к  

            труду  в сельской местности, желания участвовать в трудовом процессе.
4. Профориентационная:

  • способствовать формированию уважительного отношения к

человеку, производящему сельхозпродукцию 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
6
Используемые учебники и учебные пособия: 

Программа по сельскохозяйственному труду 10 класс - автор Т.Н.Ефимова. Программы обучения учащихся 10-11 кл. в коррекционных образовательных учреждениях VIII ида и методические материалы по итогам ОЭР: из опыта работы/ редактор -составитель И.М. Бгажнокова. - Псков: ПОИПКРО, 2011 - Выпуск 3. Программы Power Point, word.

Интернет- ресурсы: " Севооборот или чередование культур" - сайт  www.sadvasx.ru

"Севооборот" сайт www.sadurad.ru

"Севооборот и предшественники" сайт "Я -фермер"

 

 

 

Используемая методическая литература: 

Степанов Е.Н., Горелик И.Ф. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся (из опыта работы): Научно-методическое пособие/ Под ред.Е.Н.Степанова. - Псков,1998.-125с. Журналы  "Коррекционная педагогика", "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития", "Дефектология"

Используемое оборудование: 

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база

- кабинет  с\х труда;

2) Дидактическое обеспечение:

  • Материалы для контроля знаний учащихся:
    •  Презентация «Актуализация знаний».
  • Презентации « Размещение гряд на огороде», «Динамическая пауза», «Севооборот»;
  • Карточки «Чередование овощей на участке»;
  • Карточки «Овощи»;
  • Таблицы: «План пришкольного участка», «План размещения овощей на огороде».  
Краткое описание: 
<p> Урок по сельскохозяйственному труду в 10 классе</p>

Ход урока

  1. Организационный  момент.

Игра – оптимизатор « Дружный карандаш».

 Цель игры: развивать сплоченность в группе, показать значимость каждого в работе.

Обучающиеся делятся на группы. Им дается задание на конкретную тему: «Мой дом в деревне». Дети должны рисовать одним карандашом, передавая его друг другу, при этом нельзя разговаривать между собой.По окончании игры  просим рассказать детей о том, удобно ли было рисовать одним карандашом вдвоем.

  1. Актуализация познавательной активности учащихся.

Методы : репродуктивный.

Средства: опрос; презентация.

  • Ребята, что общего между вашими рисунками и темой наших прошлых уроков?
  • Какую тему мы изучаем? (Мы изучаем тему «Обустройство личной усадьбы»)

 Сейчас мы с вами  повторим пройденный материал.

 Обучающиеся выбирают вопросы из предложенных категорий ( презентация «Актуализация знаний»):

  • ОГОРОД -  Вопрос: Что называют огородом?                                                              

                           Ответ:Участок, засеянный овощами и огороженный изгородью называют огородом.

                           Вопрос: Какие  виды изгороди изображены на слайде?                                                               

                           Ответ:Декоративная  и живая изгородь.

 

  • УЧАСТКИ 

        Вопрос: Как выбрать участок для огорода?

       Ответ: 1.Выберите солнечное место, которое освещено, по   меньшей мере, с 6 утра до 6 вечера.

            2.Выберите ровный участок. 

            3. Лучшими для огорода являются легкие и средние и суглинистые почвы. 

            4.Избегайте участков с большими  деревьями.

            5.Удостоверьтесь, что рядом с участком имеется вода.

            6.Избегайте открытых площадок, где дуют сильные ветры. 

 

   Вопрос: На слайде изображены участки  земли, предлагаемые  для   разработки огорода.   Дайте описание этим        участкам.  Выберите участок, пригодный для разработки огорода.                                                          

                          Ответ:  Для разработки огорода пригоден участок «Б», так как он 

                                           имеет ровную, равномерно освещаемую поверхность, 

                                           располагается рядом со строениями. Вокруг участка нет 

                                           больших деревьев.

                                           Участки «А», «В», «Г» не пригодны для разработки огорода:

                                           -«А», «В»- имеют  неровную поверхность (большие склоны),

                                              на уч. «А» имеются большие деревья, уч. «В» 

                                             располагается  на возвышенности  и будет подвержен   

                                             постоянным ветрам.

                                          -«Г» - сильно затенен прилегающими к участку деревьями.

  • ПОСТРОЙКИ

            – Вопрос: На какие группы  делятся надворные постройки и для   чего они используются?   

        Ответ:  Надворные постройки делятся на:

                     хозяйственные   (для  содержания  домашнего  скота  и  птицы,  хранения топлива,  садово -

                     огородного  инвентаря,  парники,     теплицы и т.п.)

             бытовые  (гараж, баня и т.п.).

       - Вопрос: Покажите на плане  надворные постройки.                                                               

                                                                                                    

  • УСАДЬБА – Вопрос: Что называют личной усадьбой?

                               Ответ: Усадьбой называют отдельный дом, с примыкающими к                 

                                             нему постройками и угодьями.

                                                                                                         (словарь Ожегова)

                                             Личная усадьба – это усадьба, принадлежащая                                

                                               конкретному человеку или семье.   

                             Вопрос: Рассмотрите  картинки.  На какой из них изображена 

                                              усадьба?                                                                

                             Ответ: Усадьба изображена на картинке № 1 .

 

Оцениваются результаты работы на этом этапе урока.

 

  1. Основная часть.

Методы: репродуктивный, наглядно -иллюстративный

Средства: карточка - словарные слова, таблица «Овощи», презентации «Размещение гряд», «Динамическая пауза», «Севооборот», карточки –  овощи, таблицы «План размещения овощных культур на  пришкольном участке (1,2 год), таблицы  с планом севооборота.

Сообщение темы и целей урока.

Мы с вами живем в сельской местности, и каждый год принимаем участие в выращивании овощей на огороде. Вы  хорошо умеете пропалывать и поливать грядки, рыхлить  и окучивать растения овощей. Но вы наверно никогда не задумывались над тем, какую работу нужно проделать для того, чтобы правильно запланировать посадки овощей, разместить их на огороде так, чтобы получить хороший урожай.

Сегодня на уроке мы с вами ознакомимся с технологией размещения овощей на огороде (севооборотом) и составлением плана севооборота.

  • Работа в тетради:

   - запишем число, тему урока (слайд «Тема урока»).

 

 Для того чтобы правильно  разместить овощи  на огороде нужно  составить план подготовительной работы:

  1. четко знать какие овощи вы будете сажать в этом  году
  2. определение количества каждой группы овощей.
  3. Работа в тетради:

   -  запишем «План подготовительной работы» (слайд  №3)

  

  • Выращивание, каких овощей вы запланируете  на огороде?
  • Давайте вспомним, какие овощи можно выращивать в нашей местности?

 

Это нам необходимо знать для того, чтобы мы могли правильно расположить грядки. Существует много способов размещения гряд на огороде. (демонстрация  слайдов № 5 – 15).

Учитель сопровождает показ слайдов рассказом о способах размещения гряд на огороде. 

Ширину грядки и их расположение на огороде, каждый хозяин должен

 определить по своему усмотрению.


                       Динамическая пауза.     Презентация.

 

 

"Зачем вообще нужно делить участок на грядки?" - может задать вопрос новичок-огородник.

Деление участка на грядки способствует соблюдению севооборотов, благодаря которым,  легче защитить растения от заболеваний.

  • Работа в тетради:

   -  запишем «Деление участка на грядки способствует соблюдению севооборотов ».

   Когда мы провели подготовительную работу: составили список овощей для выращивания, определили количество овощей, ознакомились со способами размещения гряд  на огороде, можно приступать к составлению плана севооборота овощных культур.

Давайте, определим, что называют СЕВООБОРОТОМ.

  • Работа в тетради:

   -  запишем  определение севооборота (слайд  № 16)

 

 

 

ЧЕРЕДОВАНИЕ   КУЛЬТУР НА  ОПРЕДЕЛЕННОМ УЧАСТКЕ НАЗЫВАЮТ СЕВООБОРОТОМ.

  Севооборот овощных культур - важнейшая составляющая в получении высоких урожаев. Отсутствие правильного чередования культур приводит к развитию в почве многочисленных болезней и вредителей, резко снижающих урожай.  

Для того чтобы получать хорошие и качественные урожаи овощных культур, нужно знать не только системы (схемы) севооборотов, но и правила чередования овощных культур. С ними можно ознакомиться в журналах, газетах и книгах, рассказывающих о растениеводстве. (Газета «6 соток», журнал «Приусадебное хозяйство»)

Обучающимся раздаются для ознакомления карточки «Чередование культур на  овощной грядке». Работа с карточками.

Мы ознакомимся с самой простой схемой севооборота, которая включает всего одно условие: ни одна однолетняя  овощная культура не должна расти на том же месте второй года подряд.

  • Работа в тетради:

   -  запишем   правило  севооборота  (слайд № 17)

Рассмотрим  схему севооборота овощных культур на пришкольном участке в 2011 году (дем. План размещения овоще на пришкольном участке в 2011г.).

На 2012 год у нас запланировано посадить: капусту раннюю и среднеспелую, свёклу столовую и кормовую, лук,  салат, картофель, кабачки, морковь. Теперь, опираясь на план 2011 г., мы будем составлять схему размещения овощей на огороде на 2012 год. -Составляется схема севооборота с подробными разъяснениями.

  1. Подготовка и проведение практической  работы.

 

Методы: репродуктивный, наглядный

Средства:   плакаты «Схемы севооборотов», карточки – овощи, цв. карандаши, карточки «Чередование культур на овощной грядке».

 Сегодня вам предлагается самостоятельно составить схему севооборота для вашего личного огорода.

  • Давайте вспомним, что нужно сделать перед составлением плана?

 (Нужно составить список овощей для выращивания, определить их количество)

   Обучающиеся составляют списки овощей  на свой выбор.

   Определяют количество грядок под каждую культуру (карточка  с названием и изображением овоща – целая грядка, карточка с изображением – половина грядки).

  •  Проводится инструктаж по ОТ.
  • Обучающиеся составляют на планшетах схемы размещения овощей на 1 и 2 год выращивания.

 

Динамическая пауза.

 

 Проводится индивидуальная работа.

По окончании работы обучающиеся демонстрируют  схемы севооборотов на своих участках, сопровождая пояснениями (рассказ по плану).

План рассказа :

  1. Выбор овощных культур для выращивания на участке.
  2. Определение количества овощей.
  3. Распределение грядок на участке.
  4. Составление плана севооборота.
  5. Определение и пояснение  различий в планах севооборотов для 1 и 2 года.

Оценивается работа на данном этапе урока.

Приводим в порядок рабочие места.

 

 V. Закрепление пройденного материала.

Методы: репродуктивный.

Средства: опрос.

  • Для чего нужно соблюдать севооборот на огород?
  • Какое основное правило при составлении севооборота?

   

Д/задание:  повторить  технологию размещения овощных культур на огороде.

 

VI.Итог урока.

  • Оценивание работы  обучающихся на уроке.
  • Уборка рабочих мест.
  • Урок окончен, всем спасибо.  

 

САМОАНАЛИЗ  УРОКА

сельскохозяйственного труда по теме

«Размещение овощей на огороде. Планирование севооборота»

 

Урок по теме «Размещение овощей на огороде. Планирование севооборота» проводился в 10 классе и является продолжением изучения темы «Обустройство личной усадьбы».

 Для проведения урока ставились цели:

1.Образовательная:

  • повторить пройденный материал по темам «Личная усадьба, размещение построек  на усадьбе», «Огород, выбор участка»;
  •  способствовать  формированию представлений о технологии размещения овощей на огороде;
  • способствовать формированию умений планирования севооборота на огороде.

2. Развивающая:

  • способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса);
  • способствовать овладению учащимися всеми видами памяти;
  • способствовать  формированию и развитию познавательного интереса   

   учащихся к  ведению личного подсобного хозяйства. 

3. Воспитательная:

  • создать оптимальные условия для  воспитания у  учащихся  уважения к 

            труду  в сельской местности, желания участвовать в трудовом процессе.
4. Профориентационная:

  • способствовать формированию уважительного отношения к

                  человеку, производящему сельхозпродукцию.


Урок спланирован и проведен методически правильно,   этапы урока не только соблюдены, но и плавно перетекали друг в друга.

Организационный момент проведен в виде игры – оптимизатора «Дружный карандаш». Цель игры: развивать сплоченность в группе, показать значимость каждого в работе.

Данный игровой момент проводился с целью позитивного настроя обучающихся на  учебную деятельность, а так же создания доверительной атмосферы в классе.

 Задание для игры «Мой дом в деревне» непосредственно связано с изучаемым  программным материалом.  Игра прошла в спокойной  творческой атмосфере, все  выполнили задание по правилам. По окончании игры  проведен  мини опрос- беседа  о том, что  учащиеся  хотели изобразить на рисунке и почему, а так же  - удобно ли было рисовать одним карандашом вдвоем, соблюдая тишину.

Цели данного этапа урока достигнуты полностью: обучающиеся с интересом выполнили задание,  с позитивным настроем включились в работу на уроке.

Актуализация познавательной активностиучащихся проведена в виде опроса- викторины с использованием ПК.

Цель этапа: повторение пройденного материала по темам «Личная усадьба, размещение построек на усадьбе», «Огород, выбор участка».   

Для решения поставленной цели использовался репродуктивный метод, в качестве средств - опрос и презентация.

На этом этапе урока учащиеся работали активно, давали  правильные ответы на вопросы, пояснения к слайдам с иллюстрациями.

Работа всех обучающихся на этом этапе урока была оценена на «5».

Следующий этап - изучение нового учебного материала «Размещение овощей на огороде. Планирование севооборота».

Основная  цель этапа: способствовать формированию представлений о размещении овощей на огороде и умению планировать севооборот. При проведении данного этапа урока ставилась цель:

  1. ознакомить учеников с видами и способами размещения овощей на огороде;
  2. ознакомить с понятием «севооборот», его значением  и необходимостью его соблюдения;
  3.  ознакомить с   технологией планирования севооборота;
  4. способствовать  формированию первичных  умений в планировании севооборотов.

При ознакомлении с видами и способами размещения овощей учащимся рассказано о планировании работы по размещению овощей на огороде, о способах  формирования и размещения овощных грядок.

Далее учащихся ознакомили с понятием «севооборот», рассказали о его значении и необходимости соблюдения. Объяснение данного материала сопровождалось демонстрацией слайдов презентации и обращением к сформированным, в процессе на уроках с/х труда, знаниям и жизненному опыту  учащихся.

 Ознакомление с технологией планирования севооборота проводилось с опорой на  размещение овощных культур на пришкольном участке для первого и второго года выращивания овощей.

Учащимся  подробно   разъяснили,  по каким параметрам и потребностям происходит   выбор  видов овощей и определение их количества. Изучение учебного материала на данном этапе урока проходило в форме беседы, в которой се учащиеся  приняли активное участие.

 В ходе беседы было видно, что предлагаемый учебный материал интересен учащимся, они его  хорошо понимают и усваивают.

Далее учащиеся практически закрепляли знания и формировали умения по составлению плана севооборота на конкретном участке на 2 года. Все учащиеся выбрали виды овощей и их количества, опираясь на свои предполагаемые потребности, правильно расположили их на участке 1 года выращивания. С составление плана севооборота  на 2й год трудностей тоже не возникло, двое учащихся даже заменили выбранные для 1го года виды овощей на другие, допустимые для выращивания в данных условиях. В процессе планирования севооборотов учащиеся умело пользовались карточками «Чередование культур на овощной грядке»,  при необходимости советовались друг с другом, обращались за пояснениями к учителю.

В завершении практической  части все учащиеся продемонстрировали свои работы, дали подробные, мотивированные пояснения по выбору овощей и их количества, а так же  обосновали расположение грядок и чередование культур. Работы всех учащихся были оценены на «отлично».

На протяжении основной части урока велась работа в тетради, записывались основные пункты и определения.

 Из выше изложенного можно сделать вывод, что цели данного этапа урока достигнуты в полном объеме.

Для закрепления пройденного учебного материала использовался репродуктивный метод.  Закрепление проводилось в виде опроса. Н все вопросы учащиеся давали исчерпывающие ответы.

В качестве домашнего задания учащимся было предложено самостоятельно повторить, по записям в тетрадях,  технологию размещения овощных культур на огороде. Так же дано пояснение о том, что   критерием для оценивания правильности выполнения домашнего задания  будет  пересказ или рассказ по теме задания.

В конце урока учащиеся провели самооценку своей деятельности на уроке, и поставили себе  обоснованные оценки, отметили как положительные, так и отрицательные на их взгляд моменты.

По итогам урока  деятельность всех обучающихся оценена на «пять».

В ходе всего урока в классе наблюдалась спокойная, доверительная атмосфера, присутствовало взаимопонимание и взаимоуважение между учениками и учителем, при изучении учебного материала прослеживалась взаимосвязь с жизнью. Все учащиеся ушли с урока в хорошем настроении, с запасом положительных эмоций.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что:

-учащиеся получили первичные знания и приобрели первичные  умения по  теме урока;

- у них появился интерес к ведению личного подсобного хозяйства (огорода),                    

   к участию в выращивании овощей;

-формировалось уважительное отношение к труду в сельской местности;

-цели, поставленные перед уроком, достигнуты в полном объеме.

 

  

 

 

Прикрепленный файл Size
Актуализация знаний.ppt 1012 KB
карточки - овощи.doc 1.75 MB
урок 10 класс.ppt 1.84 MB
чередование культур.doc 32 KB
динамическая пауза 10 класс.ppt 266.5 KB
P1040896.JPG 53.4 KB
Самоанализ урока.doc 43.5 KB

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн