Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проявление агрессивности в группе дошкольников

Submitted by Галина Васильевна Синюкова on Sat, 31/03/2012 - 15:16

 

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ

В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. У определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

В общих чертах агрессивность понимается как  целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Вербальная агрессия

Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях:

  • жалобы («А Вова меня стукнул» и пр.);
  • демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»);
  • агрессивные фантазии («Я тебя догоню, покусаю и стукну» и пр.).

Прямая вербальная агрессияпредставляет собой оскорбления:

  • дразнилки («ябеда-корябеда», «поросенок», литературные персонажи и т.п.);
  • оскорбления («урод», «придурок», «сволочь»).

Физическая агрессия

Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба через непосредственные физические действия:

  • разрушение продуктов деятельности другого (один ребенок разломал постройку другого, или замазал красками рисунок сверстника и т.п.);
  • уничтожение или порча чужих вещей (ребенок с силой бросает на пол чужую машинку и  с удовлетворением наблюдает ужас и слезы владельца).                                

                                                                     Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения:

  • угрозы и запугивания (один ребенок показывает кулак другому или пугает его);
  • непосредственное физическое нападение (драка, которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве оружия палок, кубиков и пр.).

Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:

  • привлечение к себе внимания сверстников

(ребенок начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно привлекает к себе внимание).

  • Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, ребенок кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, плакса»).
  • Защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии).
  • Стремление быть главным (в стремлении быть первым, ребенок отталкивает другого, хватает его за волосы и пытается стукнуть по голове и т.п.).
  • Стремление получить желанный предмет (чтобы обладать игрушкой, дети прибегают к прямому насилию).

Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направлены исключительно на причинение вреда другому.

Физическая боль или унижение сверстника вызывает у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель.

 

 

Психологические особенности детей, склонных к агрессии

Склонность к агрессии проявляется в следующем:

  1. высокая частота агрессивных действий– в течение часа наблюдений такие дети демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;
  2. преобладание прямой физической агрессии - если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;
  3.  наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников.

Обычно число дошкольников с повышенной агрессивностью составляет от 15 до 30% от общего числа членов группы.

Наиболее существенные различия между двумя группами выявляются по способу выхода из конфликтной ситуации и по отношению ребенка к сверстникам. Показательно, что все агрессивные дети приписывают окружающим враждебные намерения: «Он нарочно сломал», «Украл». Остальные же часто интерпретируют: «Случайно сломали домик, нужно починить», «Он поиграет и вернет», «Они договорятся и пойдут играть вместе». Еще более существенные различия выявляются в процессе реального взаимодействия детей.

В ситуациях совместной деятельности: «Раскрась картинку», «Мозаика» и т.п., агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнеров, демонстрируя ярко отрицательное отношение к успехам сверстника (вырывают его рисунок, пытаются стукнуть),

чрезвычайно редко уступают свои предметы (карандаши, детали мозаики или кукольной одежды).

 В отличие от них дети, не склонные к агрессии, часто помогают партнеру и уступают свои предметы.

Можно полагать, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.

Агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим враждебные намерения и пренебрежение к себе.



На: Проявление агрессивности в группе дошкольников


Спасибо, очень актуальная тема в наше времяю.