Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программирование в среде Кумир

Фото пользователя Марина Геннадиевна Евтина
Submitted by Марина Геннадиевна Евтина on чт, 05/04/2012 - 16:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Евтина Марина Геннадиевна
Место работы, должность: 
Учитель информатики и ИКТ в ГБОУ гимназии №1554 г. Москвы
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 

Цель программы – освоение обучающимися начал компьютерного программирования.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

 Информатика: учебник для 7 класса/Босова Л. Л. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Используемая методическая литература: 

 

  1. А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедев, Я.Н.Зайдельман Информатика 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учебных заведений.
  2. А.Г.Кушниренко, А.Г.Леонов, М.Г.Эпиктетов, В.В.Борисенко, М.А.Кузьменко, С.Б.Ханжин, Б.А.Назаров Информационная культура. Модуль: Класс 9. Методическое пособие.
Используемое оборудование: 

Компьютерный класс

Краткое описание: 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Возраст детей: 12-13 Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка

 

Компьютерное программирование – это составление программ на некотором языке программирования для последующего выполнения каких-либо заданий на компьютере.

            Данная программа позволяет обучающимся подготовиться к изучению курса программирования в высших и средне-специальных учебных заведениях технического профиля, а также лучше освоить школьный курс информатики, подготовиться к сдаче ГИА и ЕГЭ по информатике.

            Программа обучения способствует профессиональной ориентации подростков и их подготовке к получению специальности программиста, даёт возможность оценить свои перспективы в этой области.

            Основной упор при обучении делается на овладение воспитанниками умением составлять алгоритмы, развитие логического мышления. Компьютер должен расцениваться учащимися лишь в качестве инструмента для решения задач, помощника в работе.

            Цель программы – освоение обучающимися начал компьютерного программирования.

 

Задачи программы

 

·   Научить подростков основам алгоритмических языков программирования.

·   Обучить воспитанников составлению алгоритмов.

·   Развить логическое мышление учащихся.

·  Содействовать развитию навыков самоорганизации воспитанников, их уверенности в себе.

 

          Программирование дается в ключе прикладной математики.

Данная программа рассчитана на 1 год.

 

            Программа ориентирована на учащихся 8-х классов гимназии, желающих заниматься программированием в будущем или же познакомиться с компьютерным программированием с целью подготовки к изучению этого предмета в высшем или средне-специальном учебном заведении.

                        Основными принципами, заложенными в программу, являются следующие:

1. Индивидуальное обучение.

            Одним из важнейших элементов дополнительного образования является возможность овладевать знаниями с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объёме, что предполагает отдельную работу с каждым учащимся. Поэтому занятия  делятся на лекционные (лекционно-практические), на которых тема изучается всей группой, и индивидуальные, на которых и осваивается основная часть тем. Для физической и моральной разгрузки детей, а также в качестве поощрения в каникулы и праздничные дни проводятся игровые занятия.

2. Обучение в активной деятельности.

            Все темы программы воспитанники изучают на практике, решая большое количество задач по каждой теме.

3.  Преемственность.

Программа обучения построена так, что каждая новая тема логически связана с предыдущей, то есть при изучении новой темы используются все знания и навыки, полученные на предыдущих этапах обучения. В результате, к концу учебного года подростки не только не забывают всё, что проходили в начале, но даже, наоборот, помнят и понимают программу первых занятий лучше, чем прежде. Такой принцип способствует не только успешному освоению программы, но и позволяет учащимся понять важность  уже изученного материала, значимость каждого отдельного занятия.

            Основной целью обучения является не освоение определенного языка программирования, а закладывание основ для дальнейшего изучения компьютерных языков. Знания, полученные учащимися, помогут им при изучении любого языка программирования.

            Результатом обучения по программе является умение учащихся составлять алгоритмы, писать небольшие программы на алгоритмическом языке, проверять их работоспособность.

            Для успешного освоения учащимися компьютерного программирования совершенно необходимо индивидуальное использование компьютера каждым подростком.

Прогнозируемые результаты

Знания:

·   Общий подход к решению задач по программированию.

·   Виды алгоритмов.

·   Основы алгоритмического языка.

·   Графические возможности Кумир.

·   Понятие «хороший стиль программирования».

Умения:

·   Писать простейшие программы на алгоритмическом языке.

·   Создавать программы, рисующие несложные картинки.

·   Конструировать многомодульные программы.

· Создавать читаемые программы (т.е. использовать «хороший стиль программирования»).

Личностные качества:

·   Навыки самостоятельной работы.

·   Дисциплинированность, общая организованность.

·   Уверенность в работе с компьютером.

·   Профессиональная подготовка к получению профессии программиста.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Номер урока

Тематика урока

1

Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.

2

Знакомство со средой КУМИР.

3

Исполнитель Робот.

4

Лабиринты для робота.

5

Цикл со счетчиком.

6

Примеры использования цикла со счетчиком.

7

Вспомогательный алгоритм.

8

Вызов подпрограммы для Робота.

9

Цикл «пока».

10

Примеры использования цикла «пока» в программах.

11

Простые и составные условия.

12

Робот путешествует по лабиринтам.

13

Команда ветвления.

14

Робот рисует узоры.

15

Знакомство с исполнителем Черепаха.

16

Черепаха выполняет линейный алгоритм.

17

Черепаха выполняет циклический алгоритм.

18

Построение геометрических фигур.

19

Вложенные циклы.

20

Построение орнамента.

21

Знакомство с исполнителем Чертежник.

22

Управление Чертежником.

23

Программы управления Чертежником.

24

Использование вспомогательных алгоритмов.

25

Вызываем процедуры для Чертежника.

26

Цикл повторить n раз.

27

Чертежник рисует орнамент.

28

Понятие величины.

29

Запись арифметических выражений.

30

Операторы ввода-вывода информации.

31-32

Конструкция «Если».

33

Составляем тест.

34

Команда «Выбор».

35

Цикл со N-раз.

36

Цикл с параметрами.

37-38

Генератор случайных чисел. Вложенные циклы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Общие сведения

Система Кумир — позволяет создавать, отлаживать и выполнять программы на универсальном языке программирования Кумир. Кумир — учебная система. Она сводит к минимуму «накладные расходы» на освоение, имеет развитую систему диагностики ошибок, средства, позволяющие ученику следить за выполнением программы и т. п. Ученик, никогда ранее не программировавший, может начать писать и выполнять алгоритмически относительно сложные программы через 1–2 часа после первого знакомства с Кумиром. В то же время система Кумир позволяет создавать достаточно большие и сложные программы (сотни строк). 

Во время редактирования программы система Кумир после каждого перевода курсора на новую строку автоматически производит синтаксический разбор и ообщает о найденных ошибках.

Система Кумир включает графические исполнители Робот, Черепаха и Чертежник, которыми можно управлять из программы (а Роботом кроме того можно управлять ручную).

Содержание занятий

Правила разработки программ.

Последовательность действий при разработке программ: постановка задачи, выбор метода решения, составление алгоритма, составление программы, запись программы в компьютер, отладка программы, тестирование программы.

«Правила хорошего тона» при разработке программ: читаемость и корректность программ, защита от неправильного ввода, понятия хорошего и плохого «стиля программирования».

Основные понятия информатики.

Алгоритмы и их виды: прямой, разветвлённый, циклический, вспомогательный. Способы записи алгоритмов: плана, блок-схема, программа.

Начало программирования. Реализация трёх типов алгоритмов.

Основные понятия программирования

Переменные. Правила записи имён переменных. Типы данных – целый, нецелый (вещественный), строковый.

Линейные алгоритмы

Оператор присваивания. Оператор вывода данных на экран. Оператор ввода данных с клавиатуры.

Разветвлённые алгоритмы

Алгебра логики: простые и составные логические выражения. Оператор условия для одного оператора, оператор условия для нескольких операторов (многострочный).

 

Циклические алгоритмы

Оператор параметрического цикла, операторы логических циклов.

Вспомогательные алгоритмы

Понятие подпрограммы. Вызов подпрограммы из основной программы.

 

Для каждого из исполнителей (Робот, Черепаха, Чертежник) рассматривается ряд задач на отработку различных алгоритмических структур.

 

Методическое обеспечение программы

Методика проведения индивидуальных занятий.

Материалы для проведения занятий выложены на сайте Центра информационных технологий и учебного оборудования, где размещен мой учебный курс http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=7135.

Это позволяет проводить занятия в том числе и дистанционно. Учащимся лишь нужно скачать  программу Кумир с сайта http://www.niisi.ru/kumir/ и установить на своем домашнем компьютере.

Методическое  обеспечение занятий

Учебный материал представлен в виде презентаций, web-страниц. Предполагается общение учащихся на форумах сайта, где размещены курсы. Здесь же можно разместить выполненные задания, затем получить от учителя комментарий.

 

Техническое и программное обеспечение

Программа Кумир распространяется бесплатно и может быть установлена на компьютерах практически  с любой операционной системой: Windows, Linux, MACOS.



На: Программирование в среде Кумир


Здравствуйте!

Можно ли использовать данную программу для внеурочной деятельности по информатике с учётом ФГОС?