Вы не зарегистрированы

Авторизация



Социально-психологический процесс общения.

Submitted by Лилия Фаруковна Исмагилова on вс, 15/04/2012 - 21:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Исмагилова Лилия Фаруковна
Место работы, должность: 
МАОУ "СОШ №16"
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 

 

разъяснить учащимся сущность понятия «общение», его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения; развивать умение вести дискуссию, владеть основами культуры диалога.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

А. И. Кравченко. Обществознание.8 кл.( " Русское слово")

Краткое описание: 
В ходе урока учащиеся усвоят что такое общение,какие виды общения существуют,правила и способы общения.

 

         

 

Тема: Социально-психологический  процесс общения.

Цель урока: разъяснить учащимся сущность понятия «общение», его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения; развивать умение вести дискуссию, владеть основами культуры диалога.

I      Приветствие

Здравствуйте те, кто хорошо позавтракал

Здравствуйте те, кто не завтракал и мечтает об обеде

Здравствуйте те, кто рад наступлению осени

Здравствуйте те, кто готов работать и общаться.

 

Я не зря выбрала такую форму приветствия. Это связано с темой нашего урока, который будет посвящен проблеме общения.

 

II       Вводно-мотивационный этап.

 

Сегодня мы ответим на вопросы:

  • Что такое общение?
  • Какие виды общения существуют?
  • Поговорим о правилах и способах общения.

 

III          Собственно учебная деятельность.

 

  1. Фронтальная работа с учащимися. Формирование новых понятий.

 

Общение – это широкое и многоплановое понятие. Человек читает книгу, происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и наоборот. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – все это общение.

Существует и выражение «общение с природой».

 

На стр. 59 ( Обществознание. А.И.Кравченко 8 класс) учебника  дается определение этого понятия.

(Учащиеся зачитывают и записывают)

При всех различиях и понимании слова «общение» оно выражает обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности – усвоенной информацией, мыслями, суждениями, чувствами.

Работа со схемой на доске

Структура общения.

 

                                                О б щ е н и е

 

Коммуникация:                       Интеракция:                  Социальная перцепция:

обмен информацией             взаимодействие                  восприятие

обмен действиями,                понимание,оценка

поступками                                   

Модель коммуникативного процесса включает 5 элементов:

Кто? (передает сообщение) – коммуникатор

Что? (передает) – сообщение (текст)

Как? (осуществляется передача) – канал

Кому? (направляется сообщение) – аудитория

С каким эффектом – эффективность.

 

Слово коммуникация (с латыни) означает «общее, раздельное со всеми».

 

Т.о., можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.

 

Схема на доске

                                       В и д ы   о б щ е н и я

                  Речевое                                                                         Неречевое

Вербальное (коммуникация)                                 Невербальная коммуникация

Осуществляется посредством                                       Визуальные виды бщения-

речи,т.е. при помощи слов и звуков                       мимика, пантомимика,покрас-

Речь – универсальное средство                                 нение

коммуникации.                                                                 Акустическая система

диапозон, смех, плач.

Тактильная система

Пожатие руки, объятия.

Так же запахи

Выступление ученика с сообщением о формах общения.

 

-     Человек нуждается в общении с другим человеком, с момента своего рождения. Учеными установлено, что с 1,5 – 2 месячного возраста развитие ребенка происходит прежде всего в общении со взрослыми. Недостаток в таком общении может привести к отклонениям в развитии.

Общение с другими людьми является жизненной необходимостью, для людей любого возраста, особенно оно важно в юности. Недаром у всех народов тяжким наказанием является одиночное наказание.

— Что вы думаете о роли общения?

Примерные ответы учеников:

Получение знаний

Передача опыта

Усвоение культурных норм, правил поведения

Ценности

Оценивание поступков

Вырабатывание таких качеств как доброта, честность, принципиальность, отзывчивость

Развитие интересов человека

Обмен мнениями, впечатлениями

Узнавать себя и других и т.д.

— Любой человек оценивает себя глазами других людей. От общения зависят наши успехи, настроение, удачи.

-Вспомните с кем вы общались сегодня утром?

- Изменилось ли ваше настроение?

- Если да, то в какую сторону?

 

Учащимся предлагается упражнение по определению настроения

Цветные карточки отображающие настроение учащиеся складывают в коробочку.

Учитель объясняет значение цветов.

1)красный- психологическое значение этого цвета- возбуждение, активность, вера в собственные силы, уверенность в себе.

2)желтый- соответствует чувству свободного развития, желтый цвет предпочитают люди стремящиеся к саморазвитию

3)зеленый- выражает стабильность, твердость, постоянство. Зеленый цвет успокаивает нервную систему.

4)серый- скромность, практичность, печаль.

5)черный- противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание. Человек предпочитающий черный стремится скрыть свой внутренний мир.

 

-В каждом сообществе людей есть своего рода Кодекс правил общения.

 

Выступление представителей групп о правилах общения.

1) Правила общения по телефону

2) Правила общения по sms

3) Правила общения и работы в группе

4)  Правила ведения спора

( задание дается заранее)

 

В общении существует понятие установки.

В « Ревизоре» есть тому подтверждении (два учащихся показывают сцену общения гоголевских персонажей)

«Городничий. Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

Хлестаков.Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру:  то есть в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете? Да вот я…Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я,я,я…

Городничий(в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!

Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие…не сделайте несчастным человека.

Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? От того, что у вас семья и дети, я  должен идти в тюрьму, вот прекрасно!...Нет, благодарю покорно, не хочу».

-Здесь мы с вами увидели психологическое явление, которое специалисты называют «установка».У Хлестакова и Городничего при встрече выявляются свои установки. Т.е., их представления о том , что должно произойти. Городничий ждал приезда ревизора, он уверен, что разговаривает с ревизором и боится за свою карьеру, стремится смягчить его. А Хлестаков знал, что он задолжал в гостинице, и его поэтому ждут неприятности, даже арест. Именно поэтому Городничий не сомневается в силе Хлестакова-ревизора , а Хлестаков в намерениях Городничего арестовать его. И истолковывают реплики друг друга на фоне собственных установок. Таким образом, установка может помешать началу разговора или привести к конфликту. Это мы и увидели в Гоголевском ревизоре.

 

Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не вызывают симпатии.

Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.

Историческая справка.Выступление учащегося о предвыборной борьбе Авраама Линкольна.

 

-Таким образом можно сказать что нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться надо приложить усилия, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.

 

Упражнение  «Расшифруй слово».

На доске слово «Общение»

Каждую букву использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

Фронтальная работа. Вопросы к классу.

-  Всегда ли ваше общение с другими бывает успешным?

-  Нужно ли учиться общению?

-  Как вы считаете для чего это нужно?

-  Говорил ли кто-нибудь вам слова «я не хочу с тобой общаться»?

-  Были ли эти слова справедливы?

-  Как вы на них реагировали?

 

Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустив партнера.

В общение следует вступать без предвзятости М.Горький советовал:

«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».

А писатель М.М. Рощин сказал о культуре общения: «Попробуйте не наступать, а уступать; не захватывать, а отдать; не спрятать, а поделиться; не орать, а выслушать; не разорвать, а склеить».

- Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся на улице, в школе с одноклассниками?

Давайте проверим, какие вы в общении.

При помощи теста «С тобой приятно общаться».

Постарайтесь отвечать честно.

Расшифровка баллов:

+2 – с тобой приятно общаться

+1 – ты не самый общительный человек

0 – не знаю, я мало с тобой общаюсь

-1 – с тобой иногда неприятно общаться

-2 – с тобой очень тяжело общаться

На листочке указывается балл и имя кому адресуется. Подсчет дома.

— Существующее в современном мире многообразие способов общения так или иначе связаны с интернетом.

Согласитесь, электронная почта, чаты, форумы, интернет журналы и газеты стали не менее важным аспектом повседневности чем телевизор и телефон.

— В чем же плюсы и минусы интернет-общения?

(Ответы учащихся)

Информационный блок

Я предлагаю вам запомнить правила общения:

1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят)

2. Не снимайте с себя ответственности!

3. Будьте искренни!

4. Будьте справедливы!

5. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

6. Будьте естественны в общении!

7. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них как в зеркало!

 

— Подумайте и перечислите основные составляющие успешного общения.

— Учащиеся от парты выходят к доске и прикрепляют лепестки ромашки к доске (в центре смайл желтого цвета) Примерные слова:

расположенность к другим людям, чувство юмора,  искренность, справедливость, ответственность, терпение, доверие, умение владеть собой, умение слушать и т.д.

IVЗакрепление понятий

— А сейчас поприветствуйте соседа по парте:

Скажите «привет»- какой это вид общения?

Пожмите руки- какой это вид общения?

Помашите рукой– какой это вид общения?

Скажите «как дела»- какой это вид общения?

 

Учитель читает стихотворение

Останься честен , говоря с толпой,

Будь прям и тверд с врагами и друзьями.

Пусть все в свой час считаются с тобой

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

(Р. Киплинг)

 

V  Рефлексия

— Сегодня для меня было главным…

— Сегодня я понял, что…

Домашнее задание: §8. Ответить на проблемный вопрос: « Может ли человеку в современном обществе что-либо ( TV, компьютер) заменить общение?»

 

 

 

 

 


 


 

 

Прикрепленный файлSize
Социально-психологический процесс общения.урок по общ 8 кл.doc56.5 KB