Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программирование линейных алгоритмов.

Урок по информатике
«Программирование линейных алгоритмов»

9 класс

 

Цели:

1. Познакомить с основными операторами линейных программ в Турбо Паскале; учить составлять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания.                      
2. Формировать навыки операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером.                           
3. Воспитывать творческие и исследовательские качества учащихся.

Использованная литература:  
1. Попов В. Б. Паскаль и Дельфи. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2005.
2. Семагина Е. Н.  Паскаль для школьников: методическое пособие по программированию  - Казань, 2003.

Ход урока:
I. Организация начала урока.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний.
- Что такое алгоритм? ( Конечный набор точных и понятных предписаний, позволяющих механически решать конкретную задачу из определенного класса однотипных задач.)
- Назовите базовые структуры алгоритмов? (Следование (линейный), ветвление, повторение (цикл).)
- В какой форме записываются алгоритмы? (Словесная, графическая, программная.)
- Составьте алгоритм нахождения суммы чисел А и В.
Словесная форма:
1. Задать два числа А и В
2. Найти сумму этих чисел S=А+В
Графическая форма:

   

Как запишется алгоритм на языке программирования Turbo Pascal?
III. Постановка целей и задач.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, начнем составлять программы, используя эти операторы.
IV. Изучение нового материала.
ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:

-присваивания,

-ввода,

-вывода.

Оператор присваивания

А:=В;     где А – переменная,  В – выражение;

Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу. Например: x, y: integer;  y:=2x+4;
Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания?

А) X:=Y;
Б) MIN=K+1;
В) Rrr=125+1*A;
Г) Str:=‘120*Y’;                     (а, г)
 

ОПЕРАТОР ВВОДА

Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:
ReadLn(A1,A2,…,An);  - где A1,A2,…,An – имена переменных.
При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных в списке ввода. Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1, А2, …, Аn.
Readln; - переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши Enter.
 

ОПРЕАТОР ВЫВОДА

WRITE(B1,B2,…,Bn);  гдеB1,B2,…,Bn – выражениятипов: Integer, Char, Real, String, Boolean.
Значения типа Integer – выводятся в обычной форме в виде целого числа. Значения типа Real – в простейшем случае выводятся в форме с порядком, при этом мантисса содержит 7 цифр.
Пример 1. WRITE(123.456);   на экране – 1.234560Е02
WRITE(-0.000123);  на экране – -1.230000Е-04
Для удобства восприятия вывода существует возможность задания маски: WRITE(A:N:M);
N – выражение, обозначающее общее число позиций, отводимых под значение А
M – выражение, обозначающее число позиций, отводимых под дробную часть.

WRITELN(B1,B2,…,Bn); - отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.
WRITELN;
Переводит курсор на следующую строку.
V. Закрепление изученного на уроке.
- Сейчас мы с вами попробуем написать первую программу.  (Учащиеся набирают программу в среду Турбо Паскаль.)
Пример 3.
Вывести на экран фразу – «Моя первая программа».
Имя этой программы primer3. Заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается использование точки и запятой.
Решение:
Program primer3;     
(Описательной части нет, а сразу идет раздел операторов, начинающийся  со служебного слова Begin)
Begin
writeln(‘Моя первая программа’); (оператор вводит текст)
readln; (задерживает исполнение программы до нажатия клавиши Enter)
end.       (конец программы)
Пример 4. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.
- Вспомним этапы решения задач на компьютере. Для начала определим, что нам известно? (Известны два числа А и В.)
- Какая математическая модель подойдет для решения этой задачи? (S=A+B)

- Запишем алгоритм графическим способом.
- Теперь, когда алгоритм записан, можно составить программу. Для этого вспомним структуру программы в Паскале.
Program primer4;  { Заголовок программы }
Var A,B,S: Integer; {Раздел описания переменных }
Begin   { Раздел операторов}
Writeln(‘Введите значения чисел А, В’);  {оператор вывода}
Read(A,B);  {оператор ввода значений переменных с клавиатуры}
S:=A+B;  {оператор присваивания}
Writeln(‘S=‘, S); {оператор вывода значения}
Readln;  {оператор ждет нажатия клавиши ввода}
End. {конец программы}
Учащиеся вводят программу в компьютер. Для тех, кто быстро справился с заданием, раздаются карточки с индивидуальными заданиями.

VI. Подведение итогов урока.
- Какие операторы включают линейные программы?  (Операторы присваивания, ввода, вывода.)
- Назовите операторы ввода?  (readln)
- Назовите операторы вывода? (Write, writeln)
- Чем отличается оператор Write от оператора Writeln? (Оператор Writeln переводит курсор на новую строку.)
Оценивание работы класса  и отдельных учащихся на уроке.

VII. Информация о домашнем задании.
Написать программу вычисления площади равнобедренной трапеции. Значения основания и боковой стороны  вводятся с клавиатуры.

 

 

Прикрепленный файлSize
Программирование лин. алгоритмов.ppt199.5 KB