Официальный сайт teledu 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Повелительное наклонение глагола

Submitted by Оксана Николаевна Анфиногенова on вс, 29/04/2012 - 21:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Анфиногенова Оксана Николаевна
Место работы, должность: 
МБОУ-СОШ №1 р.п. Степное, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

  1. Закрепление полученных знаний об изъявительном и условном наклонении глагола.
  2. Дать понятие о повелительном наклонении глагола, об образовании и изменении форм повелительного наклонения, употреблении в речи.
  3. Отрабатывать навык нахождения глаголов в повелительном наклонении, учить образовывать формы повелительного наклонения, правильно использовать их в речи.
  4. Учить работать в коллективе, воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

"Русский язык" : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т,А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова; 

Краткое описание: 
Урок - знакомство с повелительным наклонением глагола,образованием, значениями.

Ход урока:Оргмомент. Целеполагание.

Ребята, на предыдущих уроках вы познакомились с наклонениями глагола – изъявительным и условным, узнали, как они образуются, изменяются, как употребляются в речи. Сегодня на уроке мы закрепим с вами понятие о двух наклонениях и познакомимся еще с одним.

Вопрос:назовите, пожалуйста, третье наклонение?

(повелительное наклонение)

Мы узнаем, какое оно, повелительное наклонение, как оно изменяется, как образуется; помогут нам герои сказки, мы с вами будем выполнять задание царя.

А теперь, ребята, откройте тетради, запишите число, тему урока.

II.Словарно-орфографическая работа.  

Запишите, пожалуйста? в тетрадях слово

Повеление – приказ. Оно образовалось от латинского VOLO– «хочу».

Задание 1. Подберите однокоренные слова к этому слову.

                    (повелитель, повелительный, повелевать)

Задание 2. Придумайте словосочетание с данными словами.

                    (повелитель страны, повелителный жест, повелевать народом)

Задание 3.Придумайте предложение с исходным словом «повеление»

                 (Ваше повеление исполнено)

III.Проверка домашнего задания

А сейчас проверим, как вы справились с домашним заданием.

  1. Работа по карточкам
  2. Желающие подбирали предложения с глаголами в условном наклонении из текстов художественной литературы
  3. Другая часть ребят выполняла упражнение №490. Эти учащиеся должны были составить небольшой связный текст на тему: «Что бы я сделал, если бы был самым сильным».
  4. Индивидуальное задание: составить монолог условного наклонения.

IV.Объяснение новой темы.

  • Как  образуется условное наклонение?

(от основы инфинитива   + суффикс л  и частица бы

  • Так что же такое наклонение?

Это своеобразный контролер, который всегда соотносит действие с реальностью и показывает, происходит ли оно в действительности, только желаемое оно или то, которого мы ждем от собеседника.

Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с вами с повелительным наклонением.

Послушайте сказку.

Только мне понадобится ваша помощь. Вызываются три мальчика, которые будут исполнять роль трех братьев-царевичей. Им даются слова на карточках

            В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь и было у него три сына.


Епифан был старший брат.

Сам себе он был не рад.

Все б у парня получалось,

Если б что-то не случалось

- Я бы сделал, я бы смог,

Если б кто-нибудь помог.

Брат Тимоня средним был

Тот командовать любил.

Только слышно от него:

-То возьми! Подай того!

Меньший брат Иваном звался

Тот во все дела совался.

Он зимою дров наколет,

А весной засеет поле.

Слов на ветер не бросаю,

 

Что надумал – выполняю.

Жили братья, не тужили, да напал на  то царство-государство враг- Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы шли они со змеем биться, чтобы защитили от этого ворога Русскую землю.

Епифан:                  Я пошел бы воевать,

                                 Если б не любил поспать,

                                Я сразился б со злодеем,

Самозванцем, лиходеем,

Я бы змея победил

Если б батька разбудил.  (Уходит)

Тимоня:                    Эй, Ванюшка, эй, дурак,

                                   Снаряжайся! В царстве враг!

                                   Есть и спать не любишь вволю-

                                   Так ступай во чисто поле,

                                   Заруби дракона злого

                                   Аль доставь сюда живого.

Иван:                        Вижу: час настал мой, братцы,

                                   В путь-дорогу собираться.

                                   Я за землю за свою

                                   Постою в любом бою.

                                   Меч возьму себе в подмогу

                                   И отправлюсь в путь-дорогу.   (Уходит)

Тимоня:                    Ну иди, Ванюша, с Богом!

  • Назовите глаголы, у потребляемые Тимоней, которые побуждают к действию.

Учащиеся называют глаголы, учитель записывает на доске столбиком, а дети в тетрадях.

Задание: образуйте, пожалуйста, от этих глаголов формы настоящего и будущего времени первого лица единственного числа.

                                  Снаряжайся           -         снаряжусь  (1 л., наст. вр.

                                  Ступай                -             ступаю

                                 Заруби                   -           доставлю

Доставь                -            зарублю

Учитель обозначает суффиксы и нулевые окончания и просит объяснить:

  • Как и от каких форм образуются глаголы в повелительном наклонении?

Ответ: формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса И или без суффикса.

  • В какой форме употребляются обычно глаголы в повелительном наклонении?

Ответ: в форме 2 л. ед.ч.

  • А как вы думаете, во мню ч. могут употребляться глаголы в повелительном наклонении?

Задание: Откройте учебник на стр. 199 и по таблице посмотрите, как образуется форма мн. ч. повелительного наклонения.

  • В каких случаях мы употребляем глаголы во мн. ч.?

Ответ: когда обращаемся к нескольким людям или к старшим. Это форма вежливого обращения.

 

А теперь, ребята, снова вернемся в сказку.

                        Царь-отец рассержен очень.

                        Братьев он зовет пред очи:

                        Брат Иван пошел сражаться –

                        Вам без дела грех слоняться!

                        Вот решите-ка задачу!

                        Будет худо вам иначе!

Задание 1(дается на карточках)

Предложения записать, объяснить, как образовалась форма повелительного наклонения. Какое значение выражает глагол в повелительном наклонении?

  1. Молчи! Устал я слушать! (резкое приказание)
  2. Вы, отроки-други, возьмите коня. (приказ)
  3. Если хочешь быть здоров, закаляйся (пожелание)
  4. Не стреляйте белых лебедей (просьба)
  5. Баранкин, будь человеком (совет)
  6. В шеренгу по одному стройся! (команда)
  7. Так какие же значения могут иметь глаголы в повелительном наклонении?

И опять поближе к ночи

Братьев царь зовет пред очи:

-Не хотите наказанья?

Вот-ка вам еще заданье.

Задание 2.  (на крыле доски)

Как можно, не изменяя данной формы, превратить эти глаголы в глаголы другого наклонения?

Ходите, бродите, любите, дружите, ловите, гоните, грузите, делите, сушите, положите. (поменять ударение)

Задание 3.

Придумайте короткие предложения, в которых глагол расти в одном случае выступал бы в значении повелительного наклонения, а в другом как инфинитив.

( Ты расти, сынок, быстрее. Лет до ста расти нам без старости.)

Задание 4.

Образовать повелительное наклонение от глаголов: петь, пить, вить, веять, мыть, рыть, крыть, кроить, жечь, хотеть, положить.

Задание 5.Устно подобрать к фразеологическим сочетаниям близкие по значению глаголы в повелительном наклонении.

Держи язык за зубами  -    молчи

заруби на носу -  запомни

не вешай носа – не унывай

возьми себя в руки – не волнуйся

не делай из мухи слона- не преувеличивай

не задирай нос – не задавайся.

V. Итог урока

У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Братья выполнили все задания, победили злого змея, а вы познакомились с повелительным наклонением.

  • Что вы узнали сегодня на уроке?

Ответ:познакомились с повелительным наклонением, узнали, что глаголы в повелительном наклонении обозначают действие, которое кто-то приказывает или просит выполнить, узнали, как образуется повелительное наклонение, какие значения имеет.

Учитель читает стихотворение О. Высотской.

Не замыкайся в скорлупе,

Как червячок в орехе.

Пусть будут на твоей тропе

И беды и огрехи.

При виде тучи грозовой

Не трепещи от страха,

Не забирайся в панцирь свой –

Ведь ты не черепаха!

Пусть на пронзительном ветру

И зябко и тревожно,

Не лезь в кротовую нору –

В норе ослепнуть можно!

Не раскисай, не унывай,

Когда придется трудно.

Всё , что имеешь – раздавай,

А не храни подспудно!

Будь бескорыстней, чем солдат

В простреленном окопе.

Лишь тот действительно богат,

Кто ничего не копит.

 Ребята, вы обратили внимание, как много глаголов в форме повелительного наклонения употребляет автор стихотворения О. Высотская? Для чего, с какой целью?

 - Она желает нам не раскисать, радоваться жизни, быть бескорыстными.

- А я желаю вам как можно меньше употреблять глаголы в повелительном наклонении в значении приказа, повеления, команды, а употреблять их только в значении совета, просьбы, пожелания.

VI. Комментирование оценок.

VII. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн