Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблема развития творческой активности обучающихся на уроках технологии

Нет ответов
Зоя Викторовна Шушерова
На сайте с: 31/05/2012
Баллы: 23
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 7 лет 22 weeks назад.

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности обучающихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах. Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности. Это качество можно развивать во всех социально и личностно значимых видах деятельности. В сельской местности мало учреждений, где ребенок может развивать творческие способности, мала сфера общения. Кроме семьи, школы и дома культуры негде реализовать потребности личности, максимально развить индивидуальные способности. Анализ проблемы развития творческой активности подростков в условиях современного образовательного процесса позволил выделить следующие противоречия: 1.Между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом родителей, общества на человека "социально активного, умеющего делать социальный выбор, сознающего и способного отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права” ("Федеральный компонент государственного стандарта общего образования”) и возможностями ребёнка, которые могут быть реализованы в сельской местности. 2.Стремлением личности к творческой самореализации и недостаточным вниманием к развитию опыта творческой деятельности в содержании технологии. На основании теоретических и эмпирических обобщений можно определить качественные характеристики показателей и критериев творческой активности на низком, среднем и высоком, уровнях. Низкий уровень развития творческой активности характеризуется отсутствием познавательного интереса. Подростки активны только на начальных этапах деятельности. У подростков со средним уровнем развития творческой активности познавательный интерес возникает ситуативно. Ученик активен при условии сотрудничества с учителем, зависим от его помощи и поддержки, нуждается во внешней мотивации. Подростков с высоким уровнем развития творческой активности отличает устойчивый познавательный интерес, возникающий вне зависимости от внешних требований. Как правило, у них есть идея и желание воплотить ее. Подростки этого уровня склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они являются хорошими генераторами идей, их деятельность отличает высокая степень новаторства. Педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью. Поэтому смысл преобразований состоит в том, чтобы воспитать подростка с высоким уровнем творческой активности. Важное место в жизни ребенка занимает среда, которая как сложный социальный организм отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени благодаря своему потенциалу определяет ориентацию конкретной личности. Потенциал школы может быть реализован лишь при соответствующих условиях, которые позволяют наиболее результативно формировать личность школьника. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развивать творческую активность обучающихся и недостаточной реализацией возможностей образовательного пространства. Актуальность данного вопроса состоит в том, что проблема развития творческой активности обучающихся в условиях современной школы имеет очень большое значение. Новые целевые акценты требуют существенного изменения в позиции ученика и учителя, их общении в учебно-воспитательном процессе. Содержание учебного материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию творческой активности школьников. Один из путей развития творческой активности школьников на уроках технологии - применение групповых форм работы.