Вы не зарегистрированы

Авторизация



Уроки с элементами здоровьесберегающих технологий.

Submitted by Татьяна Вениаминовна Хвостова on Fri, 08/06/2012 - 11:57

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

   В настоящее время нет такого человека, который бы не слышал, что для предупреждения болезней, как утверждают врачи, надо по крайней мере следовать четырём советам:

1. Быть физически активным.

2. Рационально питаться.

3. Избегать вредных привычек.

4. Щадить нервную систему.

   Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Существует более 300 определений здоровья. Но ясно, что это понятие включает в себя полное психическое, физическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

   Представление о здоровье как о триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить  и укрепить его, заботясь только о физическом благополучии. Необходим комплексный подход к решению данной проблемы.

   Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, а значит, человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни.

   Понятие здорового образа жизни  подразумевает:

  • Режим труда и отдыха
  • Физическую активность, закаливание.
  • Рациональность питания.
  • Психогигиену и психопрофилактику.
  • Создание благополучной для человека окружающей среды.
  • Методы оздоровления.

 

   Огромную роль в полноценном физическом развитии ребёнка и приобщении его к здоровому образу жизни играет учитель. Использование здоровьесберегающих технологий в школе с учётом специфических возрастных особенностей детей, уровня состояния здоровья каждого школьника позволяет создать благоприятные условия для полноценного физического развития детей.

   ЗОЖ требует соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели, оборудования, светового и температурного режимов, рациональной организации урока и обдуманного выбора методов сохранения здоровья школьников.

    Как уже отмечалось выше, важная роль в сохранении и умножении здоровья детей принадлежит психическому их состоянию. Поэтому мы и стараемся, чтобы эмоциональная атмосфера на уроках была положительной:  часто меняем виды деятельности, подбираем интересный материал, используем наглядность, эмоциональные разрядки, делаем задания более разнообразными, опираемся на творчество детей. Всё это я и пыталась воплотить в своём уроке русского языка.  Очень часто я в конце урока или внеклассного занятия прошу ребят изобразить своё настроение, использую при этом следующие картинки:

 

  Это позволяет отследить уровень эмоциональной атмосферы в классе, понять настроение детей, их от ношение к происходящему. Ведь отрицательные эмоции ведут к нарушению сна и аппетита, провоцируют развитие соматических заболеваний. Дети это должны знать. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок чувствовал себя на уроке комфортно и  уверенно. Положительные же эмоции стимулируют жизненный тонус, повышают активность ребёнка.

    Педагог также должен уметь организовывать рациональный двигательный режим: на уроках мы как правило проводим 1-2 физминутки. 1-я – после пятнадцатиминутной мыслительной деятельности, последующие – по мере необходимости. Так и на своём уроке: 1-ю физминутку я провела в обычном режиме, а 2-ю (для глаз) – после письменных упражнений.

   Ещё один при ём, используемый мною на уроках – релаксация. Дети работали со стихотворением А. Твардовского. На одном из этапов работы под соответственно подобранную настроению стихотворения музыку учитель читал стихотворение вслух, дети же, закрыв глаза, удобно расположившись за партой, пытались представить картину, нарисованную автором стихотворения. Затем следовало упражнение на развитие речи учащихся – словесное рисование. Релаксация позволяет не только внести разнообразие в ход урока, но и даёт возможность кратковременного отдыха, не прерывая хода занятия. А также это позволило более ярко, образно представить детьми осеннюю картину природы.

   Языковой материал к открытому уроку подбирался с учётом времени года. Поэтому очень органично в канву урока вплелись различного рода беседы об осеннем настроении, хандре, о том, как регулировать своё эмоциональное состояние. Мы вспомнили упражнения «Пушистый котёнок», «Сочный арбуз». Эти, на первый взгляд, простые упражнения на расслабление помогают детям успокаиваться, снимать напряжение. Ведь по данным специальных исследований 80% учащихся начальной школы испытывают сильное функциональное и эмоциональное напряжение, впоследствии негативно отражающееся на психическом здоровье и на социальной адаптации детей.

   Так же сказали мы на уроке и о том, как влияет настроение на физическое состояние, о зависимости здоровья, самочувствия и успешной деятельности, нашли способы улучшить своё настроение: занятия любимым делом, весёлая музыка, танцы, необходимости в осеннее и зимнее время большого количества дополнительного освещения в помещениях, витаминах «радости» - ярких фруктах. Отметили, что для того, чтобы не портилось в такое «плаксивое» время года настроение, необходимо соблюдать режим дня, чередовать режим нагрузок и отдыха, не переутомляться, вовремя ложиться спать, находить время для прогулок, давая таким образом возможность организму отдыхать ( не сидеть часами около телевизора или компьютера, а именно гулять). Сюда же отнесли пользу пеших или велосипедных прогулок на природу, способствующих укреплению здоровья, повышению настроения и т.д. Говоря об осенней погоде, сделали акцент на простудных заболеваниях. Общеизвестно, что ОРЗ в три раза реже болеют те, кто не забывает о зарядке, регулярно занимается спортом, ходит пешком. Дети сами предложили методы профилактики простудных заболеваний (они с ними знакомы из курса «Все цвета, кроме чёрного», уроков окружающего мира)

    В классе находятся дети с различным уровнем подготовленности. Слабые дети часто не успевают за темпом класса, нервничают, переживают по поводу того, что у них не получается. Поэтому, чтобы у таких детей не формировалась низкая самооценка, чтобы сохранялось их психическое здоровье, я использую упражнения, когда каждый ученик работает в своём темпе. Например, даётся 5 минут и набор предложений с определённым заданием. Кто-то успеет за это время сделать 4-5 предложений, кто-то  - 2-3. Спокойно работая, дети делают столько, сколько могут. При этом их никто не торопит, индивидуальный темп  работы не вызывает нареканий со стороны учителя или других учеников. Для этих же целей часто домашние задания даются  по выбору: из нескольких заданий разного уровня сложности дети выбирают одно по своим способностям. Это позволяет, с одной стороны, закрепить знания, полученные на уроке, а с другой  - самостоятельно, без посторонней помощи, без какой бы то ни было нервозности выполнить задание.

   Все эти приёмы и методы работы и были использованы в моём уроке, что,  я считаю, позволяет успешно сохранять здоровье детей, а также воспитывать у школьников потребность в здоровом образе жизни. 

Здоровый образ жизни  - это форма и способы повседневной жизни человека. Ответственность за то, что менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого до последнего класса их здоровье ухудшается, приняла на себя российская школа. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для здоровья школьника очень многое. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, проведение профилактических мероприятий по здоровьесбережению – вот лишь немногий перечень направлений работы учителя по этому направлению.


»  Tags for document: