Рабочая программа студии изобразительного искусства "Этюд"
Submitted by Анатолий Миронович Зернов on Tue, 26/06/2012 - 11:13
МУ «Управление образования администрации Краснояружского района» Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования для детей»
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор МОУ ДОД «Центр
дополнительного образования
для детей»
________________ Болгова Л.П.
«____» ____________ 2011 г.
Рабочая программа
студии изобразительного искусства
«ЭТЮД»
Срок реализации:1 года
Возраст детей:7-10 лет
Составил:педагог
дополнительного образования
Зернов Анатолий
Миронович
Красная Яруга, 2011г.
ВВЕДЕНИЕ
Изобразительное искусство возникло на заре человеческой истории. Оно было необходимо людям как средство познания предметного мира, сущности и места человека в этом мире, его чувств и идеалов. На протяжении веков изобразительное искусство являлось важнейшим средством отражения действительности во всей ее сложности и многообразии. И в настоящее время оно обладает широкими возможностями психологического воздействия на человека, его сознание; активно способствует его развитию, воспитанию и формированию чувств; является результатом духовной деятельности самого человека.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе авторской образовательной программы студии изобразительного искусства «Этюд». Человек – творец по своей сути и талант творить, создавать проявляется в самом раннем возрасте. Все маленькие дети с упоением рисуют. Рисуют все, что видят, все, о чем думают. Однако ко времени поступления ребенка в школу эта любовь к рисованию остывает. Возможно, это связано с тем, что на предмет «Изобразительное искусство» отводится мало времени (лишь один час в неделю), а возможно и с тем, что рабочая программа строго ограничивает детское творчество, определяя рамки в использовании материалов и инструментов, техник изображения, да и самих тем, предлагаемых для рисования.
Система дополнительного образования обеспечивает ребенку свободу выбора индивидуальной образовательной траектории, способствует наиболее полному и доступному приобщению к искусству, расширяет возможности для реализации познавательных интересов и творческих потребностей детей и подростков.
Актуальность.Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников. Опыт работы с детьми показывает, что любой ребенок обладает талантом и задача педагога – распознать его задатки, дать возможность раскрыться, подобрав нужную форму.
Новизна.Рабочая программа «Этюд» предполагает вариативность в содержании изучаемого материала, организационных условиях и этапах образовательной деятельности в зависимости от индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие техник и способов изображения предоставляет воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации своего творческого потенциала.
Отличительной особенностьюпрограммы «Этюд» является то, что особое место в ней отводится изучению нетрадиционных способов изображения. Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Положительные эмоции являют собой стимул к дальнейшему деятельному творчеству, формированию нового уровня образовательных потребностей, стремлению добиваться более высоких результатов.
В первый год закладывается фундамент эмоциональных связей между собственной изобразительной деятельностью детей и большим увлекательным миром искусства.
Для выполнения творческих заданий могут быть выбраны различные художественные материалы: гуашь, акварель, карандаш, уголь, тушь, перо, фломастеры и др. Рисование с натуры (рисунок и живопись).
Натуральные постановки (не менее двух) располагают ниже уровня зрения воспитанников. Предметы для рисования становятся во фронтальном или профильном положении.
Особое внимание направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, а также цвета объектов.
Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно, чем, можно чаще рисовать по памяти и представлению.
Рисунки с натуры могут предшествовать выполнению работ на темы и декоративным работам (рисование на темы, композиции на темы окружающей жизни, иллюстрации). В процессе рисования на темы совершенствуется рисунок, и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, цвета. Младшие школьники предпочитают рисование на темы другим заданиям.
Обучение декоративнойработе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих, декоративных композиций. Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки форм и цвета разных объектов: листьев, цветов, бабочек, птиц и т.д.
Понимание ритма, гармонических, цветовых сочетаний, полученных учащимися в различных видах работ, находит применение в аппликациях, изготовлении игрушек, сувениров и т.д.
Младшие студийцы знакомятся с разнообразными техниками исполнения, в том числе – с нетрадиционными техниками изображения: кляксография, воскография и др., это необходимо для расширения творческого опыта и развития воображения.
Художественная деятельность на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа (изготовление игрушек, сувениров, оформление и др.); восприятие явлений действительности и произведений искусства (показ слайдов, репродукций), обсуждение работ товарищей. С целью формирования у детей опыта творческого общения я ввожу в программу коллективные задания (например, такие как «Чудо-дерево», «На елку», «Кто в доме живет?» и др.). Коллективное художественное творчество находит применение в оформлении интерьеров, праздников. Выполненные на занятиях работы используются как подарки для родных и друзей.
Важное значение в воспитании детей имеют темы направленные на духовное воспитание. Они включены также в тематическое планирование. Беседы по изобразительному искусству и красоте вокруг нас, основаны на показе произведений искусства. Беседы помогают воспитать у детей интерес к окружающему миру, искусству.
Замечательный художник и педагог Борис Неменский, говорил: «Чтобы воспитать эстетически грамотных людей нужно с раннего детства уметь воспитывать у ребят невосприимчивость к художественным суррогатам, привить им против этого иммунитет, выработать художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений, поменьше подменного искусства».
В изостудии занимаются дети от 9-11 лет, независимо от художественных способностей. Ведь ребенок развивается, и дальнейшие успехи зависят от многих факторов.
Программа рассчитана на один год обучения. Продолжительность занятий на каждом году обучения 4 академических часа в неделю, (144 часа в год).
Главная цель организации творческой деятельности в том, чтобы каждый человек, независимо от его будущей профессии развил важнейшие для художественного творчества способности, т.е. умение видеть жизнь глазами художника.
Образовательный процесс строится как последовательный переход воспитанника от одной образовательной ступени к другой:
Характеристика первой ступени обучения
Адаптация воспитанников в изостудии, знакомство с видами деятельности; с организацией рабочего места; изучение основных и дополнительных цветов; знакомство с новыми техниками: «по-сырому», «аппликацией», «папье-маше», «кляксографией»; знакомство с азами поэтапности работы над картиной; развитие воображения, выработка навыков общения.
Обоснованием перехода детей на следующую ступень обучения являются «Критерии оценки знаний учений и навыков по разделам и ступеням». За один год ребенок может пройти 2 ступени, а может обучение на одной ступени растянуться на 2 года (в зависимости от индивидуальных личностных особенностей и способностей детей).
Первая ступень отличается не только особенностью содержания, но и используемыми формами и методами обучения, педагогическими технологиями.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы – раскрытие творческого потенциала ребенка и его реализация посредством изобразительной деятельности.
Задачи программы:
способствовать формированию:
представлений о видах и жанрах изобразительного искусства,
расширенных знаний о разнообразных средствах и способах изображения,
практических навыков использования различных техник изображения.
содействовать развитию;
эстетического вкуса, творческих способностей, общей культуры воспитанника;
духовно-нравственных качеств воспитанников;
создать условия для воспитания;
эмоциональной отзывчивости на предметы искусства,
бережного отношения к окружающему миру, основанного на понимании красоты и гармонии.
Деятельность педагога, работающего по программе «Этюд» опирается на следующие принципы:
принцип научности (содержание обучения знакомит детей с объективными научными фактами, теориями, законами, а так же обучает элементам научного поиска);
принцип связи обучения с практикой (в практических работах умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются, а на основе самостоятельных упражнений и применения отработанных на практике приемов у детей формируются навыки работы с различными инструментами и материалами);
принцип систематичности и последовательности (усвоение знаний в порядке, предусмотренном учебно-тематическим планом);
принцип доступности (учет особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок);
принцип наглядности как один из старейших в дидактике и важнейших в преподавании искусства (целесообразность привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала);
принцип сознательности и активности воспитанников (система обучения опирается на активность учащихся при руководящей роли педагога).
Для решения поставленных задач используются следующие общепедагогические методы:
проблемно-поисковый;
объяснительно иллюстрированный;
эвристический;
модульный.
Формы подведения итогов и контроля
Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала в следующих формах: выставки, конкурсы, презентации, анкетирование, тестирование, рефераты, творческие отчёты.
Этапы обучения
Ожидаемые результаты
На первом году обучения воспитанники знакомятся с художественными материалами и инструментами, видами изобразительной деятельности (рисунок, лепка, аппликация и др.), осваивают разнообразные технические приемы изображения. У них формируются индивидуальные предпочтения.
К концу первого года обучения дети должны:
Знать
названия и предназначение художественных материалов и инструментов, основы цветоведения (основные и составные цвета, теплые и холодные, яркие и тусклые),
понятия: композиция, светотень, колорит,
виды (графика, живопись, скульптура, архитектура) и жанры (портрет, пейзаж, натюрморт) изобразительного искусства,
названия нетрадиционных техник изображения и их особенности.
создавать композиции из природного и бросового материала,
работать в техниках: монотипия, рисование при помощи тычка и штампа, кляксография, пальчиковая живопись, рисование солью, разбрызгивание,
творчески перерабатывать предложенные образцы произведений изобразительного искусства, в том числе по народным мотивам.
Система контроля
Диагностическая работа по выявлению индивидуальных особенностей и резервов развития каждого ребенка, группы и коллектива в целом проводится в виде стартовой аттестации, которая проводится на первом учебном занятии или в начале изучения новой темы (раздела) программы. Данные стартовой аттестации воспитанников фиксируются в дневниках наблюдений, отражаются в индивидуальных образовательных маршрутах.
Результативность обучения определяется в процессе промежуточной (за полугодие) и итоговой аттестации (по окончании курса обучения).
Целью промежуточной аттестации воспитанников является выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствие прогнозируемому результату образовательной программы на данном этапе обучения. При этом могут использоваться разнообразные формы, такие как контрольное итоговое занятие, защита творческих работ и проектов, конкурс, игра-путешествие, тест, блиц-опрос, итоговая выставка творческих работ.
1 уровень –высокий (высокий образовательный результат, полное освоение содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города, области, России)
2 уровень – средний (базовый), полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки)
3 уровень – низкий (не полностью освоил программу, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий)
Условия реализации программы
Количество детей в группе – 12 человек.
Возраст детей, на которых рассчитана программа – 7-10 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
В коллектив принимаются все желающие в возрасте от 6 до 10 лет. При поступлении в коллектив воспитанники зачисляются в группу первого года обучения. Основанием для перевода воспитанника на следующий год обучения является базовый уровень освоения образовательной программы.
Распределение количества часов
Год обучения
Количество занятий в неделю
Длительность занятия (ч.)
Всего часов в неделю
Всего часов в год
1-й
2
2 ч.
4 ч.
144 ч.
Условия, необходимые для реализации программы:
Кабинет.
Столы, стулья, мольберты.
Мебель для хранения наглядных и дидактических пособий, художественных материалов и инструментов.
Информационный стенд.
Методическое обеспечение программы:
Календарно-тематические планы. Планы учебных и итоговых занятий. Сценарии воспитательных мероприятий. Контрольно-диагностический аппарат (тесты, анкеты). Иллюстрации, наглядные пособия.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п
Дата проведения занятий
Разделы программы
Общее кол-во часов
В том числе
Теория
Практика
I
01.09.2011
1.Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения
2. «Чем и как работают художники»
Любимый сказочный персонаж
2
1
1
II
Знакомство с новыми видами и жанрами изобразительного искусства
2.09.2011
3. «Осенний натюрморт» Осенние цветы и плоды (работа по памяти)
2
1
1
8.09.2011
«Осенний натюрморт» Осенние цветы и плоды (работа по памяти)
2
2
9.09.2011
4. «Радуга» смешение красок
2
-
2
15.09.2011
5. «Осенние листочки» (работы с натуры)
2
-
2
16.09.2011
6. Сказочная птица «Жар птица» (работа по представлению
2
-
2
22.09.2011
7. Экскурсия на станцию юннатов
2
-
2
23.09.2011
8. «Волшебный мир аквариума» (работа по памяти)
2
-
2
29.09.2011
9. Портрет (аппликация)
2
-
2
30.09.2011
10. «Сказочное дерево» (работа по представлению)
2
-
2
6.10.2011
11. «Моя любимая игрушка» (работы с натуры)
2
-
2
7.10.2011
12. Маски из папье-маше
2
1
1
13.10.2011
Маски из папье-маше
2
2
14.10.2011
Маски из папье-маше
2
2
10.10.2011
13. «Этюд фантастический мир» (работа по воображению)
2
-
2
21.10.2011
14. Разноцветные бабочки (по памяти)
2
-
2
27.10.2011
15. Портрет друга (графическая работа)
2
-
2
28.10.2011
16. «Фантастический зверь»
2
-
2
3.11.2011
17. В чем красота зимы. Первый снег.
2
-
2
10.11.2011
18. Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке)
2
0,5
1,5
11.11.2011
Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке)
2
2
17.11.2011
19. Изготовление объемной игрушки
2
-
2
18.11.2011
20. Наброски фигуры человека
2
-
2
24.11.2011
21. «Наши зимние забавы» (работа по памяти)
2
0,5
1,5
25.11.2011
«Наши зимние забавы» (работа по памяти)
2
2
1.12.2011
22. Графическая работа «Маленькие и большие»
2
-
2
2.12.2011
23. Оригами «Жар Птица»
2
0,5
1,5
8.12.2011
24. «Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки»
2
1
1
9.12.2011
«Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки»
Кто спешит на елку
2
2
15.12.2011
25. Кто спешит на елку
2
0,5
1,5
16.12.2011
26. Натюрморт «Овощи и фрукты»
2
-
2
22.12.2011
27. Композиция «Окно»
2
-
2
23.12.2011
28. Новогодняя открытка
2
-
2
29.12.2011
29. Рождественский сувенир
2
0,5
1,5
30.12.2011
Рождественский сувенир
Транспорт (графическая работа)
2
2
6.01.2012
30. Транспорт (графическая работа)
Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника»
2
-
2
12.01.2012
31. Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника»
4
1
3
13.01.2012
32. Мы рисуем домашних животных (графическая работа)
2
-
2
19.01.2012
33. Узор на стекле
2
-
2
20.01.2012
34. «Веселый человек» (графическая работа)
2
-
2
26.01.2012
35. «Сказочный дворец (работа по представлению)
2
-
2
27.01.2012
36. Матрешки
2
0,5
1,5
2.02.2012
37. Композиция «Цирк»
2
0,5
1,5
3.02.2012
Композиция «Цирк»
2
2
9.02.2012
38. Русский народный костюм
2
1
1
10.02.2012
Русский народный костюм
2
2
16.02.2012
39. «Вспомним лето» (аппликация из природных материалов»
2
0,5
1,5
17.02.2012
«Вспомним лето» (аппликация из природных материалов»
40. Цветовой круг
2
-
2
24.02.2012
Цветовой круг
41. «Сказка»
2
1,5
1,5
1.03.2012
«Сказка»
2
2
2.03.2012
«Сказка»
«Жили были» (работа по представлению)
2
2
9.03.2012
42. «Жили были» (работа по представлению)
Мозаика из цветной бумаги
2
-
2
15.03.2012
43. Мозаика из цветной бумаги
2
1,5
1,5
16.03.2012
44. Готовим подарки своим мамам
2
0,5
1,5
22.03.2012
Готовим подарки своим мамам
2
2
23.03.2012
Готовим подарки своим мамам
45. «В царстве нежности»
2
1,5
1,5
29.03.2012
«В царстве нежности»
2
2
30.03.2012
«В царстве нежности»
Композиция на экологическую тему. Плакат
2
2
5.04.2012
46. Композиция на экологическую тему. Плакат
4
0,5
3,5
6.04.2012
Композиция на экологическую тему. Плакат
Натюрморт из предметов быта
2
2
12.04.2012
47. Натюрморт из предметов быта
2
0,5
1,5
13.04.2012
Натюрморт из предметов быта
Рисование на противопожарную тему.
Безопасность дорожного движения
2
2
19.04.2012
48. Рисование на противопожарную тему.
Безопасность дорожного движения
2
0,5
1,5
20.04.2012
Рисование на противопожарную тему.
Безопасность дорожного движения
2
2
26.04.2012
49. Архитектура
2
-
2
27.04.2012
50. «Дождик» (по представлению)
2
-
2
3.05.2012
51. «Первые цветы» (работа с натуры)
2
0,5
1,5
4.05.2012
. «Первые цветы» (работа с натуры)
2
2
10.05.2012
52. «На поляне» (по представлению)
2
-
2
11.05.2012
53. Кляксография
2
0,5
1,5
17.05.2012
Кляксография
Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ учащихся
2
2
III
18.05.2012
Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ учащихся
3
0,5
2,5
Всего часов
144
15,5
128,5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ
1 год обучения
ТЕМА 1. Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения (Беседа) 1 ч.
ТЕМА2. Организация рабочего места «Чем и как работает художник» (беседа)
ТЕМА 3. «Осенний натюрморт» Осенние цветы и плоды (работа по памяти) 4 ч.
Знакомство с новой техникой – воскографией. Для выполнения работы в технике граттажа (воскографии) нужно осуществить необходимые стадии грунтовки листа бумаги.
а) покрыть бумагу легким слоем краски (в холодной или теплой гамме);
б) натереть сверху лист бумаги свечей или парафином;
в) поверх воска покрыть лист слоем темной гуаши в смеси с тушью;
г) легкой линией карандаша наметить рисунок осенних цветов и плодов;
д) процарапать изображение отточенной палочкой.
Практическая работа: выполнить по памяти натюрморт, составленный из цветов и плодов в технике граттажа.
Просмотр творческих работ учащихся.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: Работы педагога
ТЕМА4. «Радуга» смешение красок 2 ч.
Цветоведение – наука о цвете. Изучение основных и производных цветов. Работа на пленере. Первый выход на природу. Наблюдение за небесными переливами красок.
Практическая работа: Выполнение пленерных этюдов неба, облаков. Тучи, безоблачное небо – технике «по – сырому»
Просмотр и обсуждение творческих работ учащихся.
Материалы: бумага, акварель
Зрительный ряд: этюды педагога.
ТЕМА 5. Осенние листочки. 2 ч.
Работа акварельными красками. Изучение приёмов работы акварелью: «по – сухому», «по – сырому».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение с натуры этюдов листьев и веточек деревьев разных пород.
Просмотр и обсуждение творческих работ учащихся
МАТЕРИАЛЫ: бумага, акварель.
Зрительный ряд: репродукции с картин И.И Шишкина.
ТЕМА 6.Сказочная птица «Жар-птица» (работа по представлению) 2ч.
Развитие воображения. Создание образа сказочной птицы – птицы «Счастье», «Сирин», «Эльконост». Народное представление о счастье. Дальнейшее знакомство со свойствами цвета, теплые и холодные, цветовая гамма и т.д.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнить сказочный образ «Жар-птицы».
Обсуждение работ, обмен мнениями.
Материалы: бумага, акварель.
Зрительный ряд: Репродукции, набор «Чудесный мир сказок»
ТЕМА7. Экскурсия на станцию юннатов. 2 ч.
Развитие кругозора детей. Наблюдение за птицами, рыбами.
Игра «Кто больше?» в игре побеждает тот, кто назовёт большее количество отличий или общего в увиденных птицах и рыбах.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение графическими материалами набросков птиц и рыб.
Обсуждение работ учащихся.
МАТЕРИАЛЫ: бумага, карандаш, уголь, мелки.
ТЕМА 8.«Волшебный мир аквариума» (работа по памяти) 2ч.
Использование накопленного материала во время экскурсии (набросков, зарисовок) для создания тематической композиции. Развитие воображения. Закрепление приёмов работы «по-сырому»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение тематической композиции «Волшебный мир аквариума»
Работа в технике «Аппликация», приемы работы. Изучение приёмов работы, простейших пропорций лица. Стилизация как метод в работе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение портрета человека (головы человека, сохранить целостность видения модели, не вдаваясь в детали)
Просмотр, обсуждение детских работ
МАТЕРИАЛЫ: картон, цветная бумага, клей, ножницы.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: работы прошлых лет, рисунки В.Гарянова, X.Бидструпа, П.Сойфертиса.
ТЕМА 10.«Сказочное дерево» (работа по представлению) 2 ч.
Развитие фантазии. Наблюдение живой природы. Рассматривание произведений живописи. Дополнительные цвета, которые являются контрастными по отношениюдруг к другу: красный – зеленый; голубой – оранжевый, желтый – фиолетовый.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: изображение в контрастных сочетаниях силуэтов деревьев или веток (в данном занятии необходимо использовать знания о дополнительных цветах).
ЗРИТЕЛЬЫЙ РЯД: рисунки художников - анималистов - фантастов.
ТЕМА 17.В чем красота зимы. Первый снег. 2ч.
Изучение пейзажа как жанра изобразительного искусства. Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа (городской – видуга, деревенский, морской – марина, индустриальный)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение этюдов пейзажных мотивов с разными ландшафтами (горный, степной, лесной)
Обсуждение творческих работ.
МАТЕРИАЛ: бумага акварель
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: «Пейзаж в произведениях русских художников» - подборки.
ТЕМА 18.Снеговик – почтальон (иллюстрация к сказке). 4ч.
Работа по представлению. Учимся основам композиции. Расширение понятия «композиция» (статичная, динамичная, симметричная, ассиммитричная).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Иллюстрация к сказке Сутеева.
Обсуждение творческих работ воспитанников
МАТЕРИАЛ: бумага, акварель.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: иллюстрации Билибина, Чарушина.
ТЕМА19. Изготовление объемной игрушки. 2ч.
Значение эскиза в работе художника. Значение игрушки в жизни ребенка.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: изготовление игрушки по эскизу, обосновать рассказ как играть с изготовленной игрушкой.
Обсуждение творческих работ.
МАТЕРИАЛ: Цветная бумага, ножницы, клей.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: выставка народной игрушки.
ТЕМА 20.Наброски фигуры человека. 2ч.
Набросок – быстрый рисунок.
Наброски фигур людей, которые можно выполнить в любом графическом материале. Педагогу желательно самому продемонстрировать процесс схватывания натуры в живой моментальной зарисовке. Рассматривание набросков и зарисовок русских художников.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение набросков фигуры человека (статика в движении).
Обсуждение работ учащихся.
МАТЕРИАЛ: бумага небольшого размера или блокнот, графические материалы на выбор (карандаш, грифель, фломастер, гелиевая ручка).
ТЕМА 21:«Наши зимние забавы» (работы по памяти). 4 ч.
Основы композиции картины. Просмотр произведений русских художников разных эпох.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнить тематическую композицию по эскизу.
Обсуждение творческих работ.
МАТЕРИАЛ: бумага, акварель, белила.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: работы Кустодиева Б.
ТЕМА 22. Графическая работа «Маленькие и большие». 2ч.
Диапазон возможностей приёмов работы углём.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: изображение по памяти животных.
Обсуждение творческих работ
МАТЕРИАЛЫ: бумага, уголь.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: репродукции картин художников-аниматоров.
ТЕМА 23.Оригами «Жар птица». 2ч.
Знакомство с новой техникой. Экспериментирование новых приемов работы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнить образ сказочной птицы.
Обсуждение творческих работ.
МАТЕРИАЛЫ: Цветная бумага, клей.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: работы прошлых лет.
ТЕМА24. «Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки». 4ч.
Работа по представлению.
Основы композиции картины. Развитие пространственного воображения (кулисный способ, схема равновесия, способ загораживания, способ спирального построения и т. д. Педагог, режиссируя действия своих учеников, подсказывает наиболее удачное композиционное размещение на листе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение тематической композиции «Мы танцуем и поем вокруг новогодней ёлки»
Осмысление (замысел)
Работа над эскизом
Подмалёвок
Завершение композиции
Обсуждение творческих работ учащихся.
МАТЕРИАЛЫ: Свободная техника.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: Жуков «У новогодней ёлки», Волков Н.Н. Композиция в живописи.
ТЕМА 25.«Кто спешит на ёлку». 3ч.
Театральный художник. Значение костюма.
Целостность и детали костюма.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: создание образа героя через образ – деталь.
Обсуждение творческих работ.
МАТЕРИАЛЫ: по выбору.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: Подборка «Театральный костюм»
ТЕМА 26.Натюрморт «Овощи и фрукты». 2ч.
Рассматривание натюрмортов русских и западно-европейских художников.
Выполнение воспитанниками натюрморта цветные ручки, фломастеры. Желательно участие работ в постановке натюрморта.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: изображение натюрморта с натуры.
Обсуждение творческих работ.
МАТЕРИАЛЫ: фломастеры, цветные ручки
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: И.Т.Хруцкий «Цветы и плоды»
ТЕМА 27:Композиция «Окно». 2ч.
Пейзаж – один из жанров живописи.
Средства выразительности (мазок, пятно, силуэт). Планы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Этюды по памяти виды из окна
Обсуждение работ воспитанников.
МАТЕРИАЛЫ: бумага, акварель.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: репродукции картин художников набор «Пейзажная живопись советских художников»
ТЕМА 28.Новогодняя открытка. 2ч.
Печатная графика (плакат, открытка, афиша). Художник плаката. Просмотр произведений печатной графики.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: изготовление открытки в технике аппликации или рисовальной открытки.
Обсуждение работ воспитанников.
МАТЕРИАЛЫ: бумага, цветная бумага, фломастеры.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: набор плакатов – открыток.
ТЕМА 29.Рождественский сувенир. 3ч.
Просмотр произведений декоративно-прикладного искусства.
Символика и значение цвета.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: изготовление сувенира к Рождеству.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: подборка печатных плакатов на экологическую тему.
ТЕМА47. Натюрморт из предметов быта. 4ч.
Тематический натюрморт.
Передача локальных цветовых отношений, размещение на листе бумаги.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
а) поиски удачных для постановки натюрморта предметов быта;
б) композиционное размещение изображение на листе;
в) цветовое решение натюрморта.
Обсуждение творческих работ воспитанников.
МАТЕРИАЛЫ: бумага, гуашь, акварель.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: репродукции с картин художников.
ТЕМА 48. Рисование на противопожарную тему. Безопасность дорожного движения и т.д. 5ч.
Основы композиции картины. Развитие пространственного воображения (виды и способы композиционного построения)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: создание тематической композиции
а) замысел
б) эскиз
в) подмалёвок
г) цветовое решение
Обсуждение творческих работ воспитанников. МАТЕРИАЛЫ: бумага, акварель.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: подборка репродукций картин художников бытового жанра: буклеты «Правила дорожного движения»
ТЕМА 49.Архитектура. 2ч.
Пейзаж – ведуга. Законы перспективы, наброски, зарисовки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: зарисовки построек Обсуждение творческих работ воспитанников.
МАТЕРИАЛЫ: бумага, карандаши, перо, шариковая ручка, уголь и т.д. ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: репродукции с картин Леонида Корсакова, Бенжамена Патерсена.
ТЕМА 50.«Дождик» (по представлению). 2ч.
Наброски фигур людей, которые можно выполнить в любом графическом материале. Процесс показа схватывания натуры с живой моментальной зарисовке. Просмотр набросков и зарисовок художников.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение набросков и зарисовок фигуры человека в движении.
Обсуждение творческих работ воспитанников.
МАТЕРИАЛЫ: по выбору
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: наглядный показ приёмов и способов выполнения набросков.
ТЕМА 51.«Первые цветы» (работа с натуры). 4ч.
Закрепление технических приёмов работы акварелью по сырому.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: изображение цветов в вазе с натуры. Обсуждение творческих работ воспитанников.
МАТЕРИАЛЫ: бумага, акварель.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: И. Крамской «Флоксы», Н.И Масленников «Татарник».
ТЕМА 52.«На поляне» (по представлению). 4ч.
Краски земли. Флора и фауна. Отработка технических приемов акварелью.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: изображение этюдов грибов, ягод. Трав.
Обсуждение творческих работ воспитанников.
МАТЕРИАЛЫ: бумага, акварель
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: комплект «Ленинградские акварели»
ТЕМА 53.Кляксография. 3ч.
Экспериментирование. Изучение возможностей техники. Развитие фантазии
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение произвольной композиции - пейзаж.
Обсуждение творческих работ воспитанников.
МАТЕРИАЛЫ: бумага, акварель.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: наглядный показ приёмов работы.
ТЕМА 54.Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ. 3ч.
Выбор наиболее интересных работ воспитанников.
Правила оформления графических и живописных работ, аппликации. Принципы создания экспозиции.
МАТЕРИАЛЫ: картон или бумага, ножницы, клей, акварель
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: детские работы выполненные за первый год обучения.
При проведении занятий всемерно учитываются межпредметные связи. Так, активно используются музыкальные и литературные классические произведения прошлого и настоящего времени. Использование литературного ряда, применение искусства слова, необычайно образного, выразительного и значимого в жизни каждого человека, - еще одна важная часть педагогической деятельности, позволяющая формировать у детей навыки в создании своего художественного образа.
Формы учебных занятий:
Беседа
Занятие-исследование
Занятие-практикум
Дидактическая игра
Конкурс
Викторина
Творческий отчёт
Выставка
Открытые занятия для родителей
Индивидуальное занятие является одной из форм обучения в коллективе «Этюд». На первом году в группах выявляются наиболее одаренные дети, дальнейшее обучение которых строится на основе индивидуальных образовательных маршрутов и предполагает решение следующих задач:
оптимальный уровень освоения образовательной программы,
высокий уровень творческих достижений
Критерии оценки результативности обучения
по дополнительной образовательной программе «Этюд»
Ребенок полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного
уровня
Средний уровень
Объем усвоенных знаний составляет более ½.
Низкий уровень
Ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой
1.2. Владение специальной терминологией
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии
Высокий уровень
Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.
Средний уровень
Ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой.
Низкий уровень
Ребенок избегает употреблять специальные термины.
2. Практическая подготовка ребенка
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
Высокий уровень
Ребенок полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты по итогамконкурсов).
Средний уровень
Объем усвоенных умений и навыков составляет более ½.
Низкий уровень
Ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков.
2.2. Владение различными художественными материалами и инструментами
Отсутствие затруднений в использовании материалов и инструментов
Высокий уровень
Работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не испытывая трудностей.
Средний уровень
Работает с различными материалами инструментами с помощью педагога.
Низкий уровень
Учащийся испытывает серьезные затруднения в выборе художественных материалов и инструментов, в их использовании.
2.3. Творческие навыки
Креативность в выполнении практических заданий
Высокий уровень
Творческий уровень выполнение практических заданий.
Средний уровень
В работах проявляется начальный (элементарный) уровень развития креативности. Учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Низкий уровень
Креативность в работах отсутствует.
2.4. Развитие воображения
Высокий уровень
Проявляет воображение при выполнении всех творческих заданий.
Средний уровень.
Проявляет творческое воображение в случае, если педагог оказывают соответствующую помощь.
Низкий уровень
Проявления творческого воображения практически незаметны.
3. Общеучебные умения и навыки воспитанника
3.1. Учебно-коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
Высокий уровень.
Работает самостоятельно.
Средний уровень.
Умеет слушать и выполняет задания, данные педагогом. Обращается за помощью при необходимости.
Низкий уровень.
Ребенок испытывает затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.
3.2.Умение организовать свое рабочее место
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой
Высокий уровень.
Самостоятельно готовится ко всем занятиям. Строго соблюдает правила техники безопасности, следит за соблюдением техники безопасности другими воспитанниками.
Средний уровень.
Умеет организовать свою деятельность при помощи педагога. Освоил более ½ правил техники безопасности.
Низкий уровень.
Учащийся испытывает затруднения в организации своей деятельности и рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Освоил менее чем ½ правил техники безопасности
ЛИТЕРАТУРА:
для педагога
1. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Т., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1998.
3. Выготский Л. С. Психология искусства. М.э 1968. 576 с.
4. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования / Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
5. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. Программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
6. Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». - М.: Дрофа, 2007
7. А.А. Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2006
8. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
9. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР.-Вып. 11. - М.; Л., 1947. - С. 106.
11. И.Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии // Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988. 352 с.
для воспитанников
1. «Про все на свете»: Сборник стихов и загадок. М.э 1996.
2. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. М., 1997.
3. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XIXвеков. М, 1999.
4. «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.
5. В.В. Ячменева. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. - М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
6. Н.П. Костерин «Учебное рисование».
7. B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство в начальной школе».
8.Е.М Аллекова. Живопись. - М.: Слово, 2001
9. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
10. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
11. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М: Просвещение, 2000.
МУ «Управление образования администрации Краснояружского района» Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования для детей»
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор МОУ ДОД «Центр
дополнительного образования
для детей»
________________ Болгова Л.П.
«____» ____________ 2011 г.
Рабочая программа
студии изобразительного искусства
«ЭТЮД»
Срок реализации:1 года
Возраст детей:7-10 лет
Составил:педагог
дополнительного образования
Зернов Анатолий
Миронович
Красная Яруга, 2011г.
ВВЕДЕНИЕ
Изобразительное искусство возникло на заре человеческой истории. Оно было необходимо людям как средство познания предметного мира, сущности и места человека в этом мире, его чувств и идеалов. На протяжении веков изобразительное искусство являлось важнейшим средством отражения действительности во всей ее сложности и многообразии. И в настоящее время оно обладает широкими возможностями психологического воздействия на человека, его сознание; активно способствует его развитию, воспитанию и формированию чувств; является результатом духовной деятельности самого человека.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе авторской образовательной программы студии изобразительного искусства «Этюд». Человек – творец по своей сути и талант творить, создавать проявляется в самом раннем возрасте. Все маленькие дети с упоением рисуют. Рисуют все, что видят, все, о чем думают. Однако ко времени поступления ребенка в школу эта любовь к рисованию остывает. Возможно, это связано с тем, что на предмет «Изобразительное искусство» отводится мало времени (лишь один час в неделю), а возможно и с тем, что рабочая программа строго ограничивает детское творчество, определяя рамки в использовании материалов и инструментов, техник изображения, да и самих тем, предлагаемых для рисования.
Система дополнительного образования обеспечивает ребенку свободу выбора индивидуальной образовательной траектории, способствует наиболее полному и доступному приобщению к искусству, расширяет возможности для реализации познавательных интересов и творческих потребностей детей и подростков.
Актуальность.Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников. Опыт работы с детьми показывает, что любой ребенок обладает талантом и задача педагога – распознать его задатки, дать возможность раскрыться, подобрав нужную форму.
Новизна.Рабочая программа «Этюд» предполагает вариативность в содержании изучаемого материала, организационных условиях и этапах образовательной деятельности в зависимости от индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие техник и способов изображения предоставляет воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации своего творческого потенциала.
Отличительной особенностьюпрограммы «Этюд» является то, что особое место в ней отводится изучению нетрадиционных способов изображения. Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Положительные эмоции являют собой стимул к дальнейшему деятельному творчеству, формированию нового уровня образовательных потребностей, стремлению добиваться более высоких результатов.
В первый год закладывается фундамент эмоциональных связей между собственной изобразительной деятельностью детей и большим увлекательным миром искусства.
Для выполнения творческих заданий могут быть выбраны различные художественные материалы: гуашь, акварель, карандаш, уголь, тушь, перо, фломастеры и др. Рисование с натуры (рисунок и живопись).
Натуральные постановки (не менее двух) располагают ниже уровня зрения воспитанников. Предметы для рисования становятся во фронтальном или профильном положении.
Особое внимание направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, а также цвета объектов.
Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно, чем, можно чаще рисовать по памяти и представлению.
Рисунки с натуры могут предшествовать выполнению работ на темы и декоративным работам (рисование на темы, композиции на темы окружающей жизни, иллюстрации). В процессе рисования на темы совершенствуется рисунок, и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, цвета. Младшие школьники предпочитают рисование на темы другим заданиям.
Обучение декоративнойработе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих, декоративных композиций. Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки форм и цвета разных объектов: листьев, цветов, бабочек, птиц и т.д.
Понимание ритма, гармонических, цветовых сочетаний, полученных учащимися в различных видах работ, находит применение в аппликациях, изготовлении игрушек, сувениров и т.д.
Младшие студийцы знакомятся с разнообразными техниками исполнения, в том числе – с нетрадиционными техниками изображения: кляксография, воскография и др., это необходимо для расширения творческого опыта и развития воображения.
Художественная деятельность на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа (изготовление игрушек, сувениров, оформление и др.); восприятие явлений действительности и произведений искусства (показ слайдов, репродукций), обсуждение работ товарищей. С целью формирования у детей опыта творческого общения я ввожу в программу коллективные задания (например, такие как «Чудо-дерево», «На елку», «Кто в доме живет?» и др.). Коллективное художественное творчество находит применение в оформлении интерьеров, праздников. Выполненные на занятиях работы используются как подарки для родных и друзей.
Важное значение в воспитании детей имеют темы направленные на духовное воспитание. Они включены также в тематическое планирование. Беседы по изобразительному искусству и красоте вокруг нас, основаны на показе произведений искусства. Беседы помогают воспитать у детей интерес к окружающему миру, искусству.
Замечательный художник и педагог Борис Неменский, говорил: «Чтобы воспитать эстетически грамотных людей нужно с раннего детства уметь воспитывать у ребят невосприимчивость к художественным суррогатам, привить им против этого иммунитет, выработать художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений, поменьше подменного искусства».
В изостудии занимаются дети от 9-11 лет, независимо от художественных способностей. Ведь ребенок развивается, и дальнейшие успехи зависят от многих факторов.
Программа рассчитана на один год обучения. Продолжительность занятий на каждом году обучения 4 академических часа в неделю, (144 часа в год).
Главная цель организации творческой деятельности в том, чтобы каждый человек, независимо от его будущей профессии развил важнейшие для художественного творчества способности, т.е. умение видеть жизнь глазами художника.
Образовательный процесс строится как последовательный переход воспитанника от одной образовательной ступени к другой:
Характеристика первой ступени обучения
Адаптация воспитанников в изостудии, знакомство с видами деятельности; с организацией рабочего места; изучение основных и дополнительных цветов; знакомство с новыми техниками: «по-сырому», «аппликацией», «папье-маше», «кляксографией»; знакомство с азами поэтапности работы над картиной; развитие воображения, выработка навыков общения.
Обоснованием перехода детей на следующую ступень обучения являются «Критерии оценки знаний учений и навыков по разделам и ступеням». За один год ребенок может пройти 2 ступени, а может обучение на одной ступени растянуться на 2 года (в зависимости от индивидуальных личностных особенностей и способностей детей).
Первая ступень отличается не только особенностью содержания, но и используемыми формами и методами обучения, педагогическими технологиями.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы – раскрытие творческого потенциала ребенка и его реализация посредством изобразительной деятельности.
Задачи программы:
способствовать формированию:
представлений о видах и жанрах изобразительного искусства,
расширенных знаний о разнообразных средствах и способах изображения,
практических навыков использования различных техник изображения.
содействовать развитию;
эстетического вкуса, творческих способностей, общей культуры воспитанника;
духовно-нравственных качеств воспитанников;
создать условия для воспитания;
эмоциональной отзывчивости на предметы искусства,
бережного отношения к окружающему миру, основанного на понимании красоты и гармонии.
Деятельность педагога, работающего по программе «Этюд» опирается на следующие принципы:
принцип научности (содержание обучения знакомит детей с объективными научными фактами, теориями, законами, а так же обучает элементам научного поиска);
принцип связи обучения с практикой (в практических работах умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются, а на основе самостоятельных упражнений и применения отработанных на практике приемов у детей формируются навыки работы с различными инструментами и материалами);
принцип систематичности и последовательности (усвоение знаний в порядке, предусмотренном учебно-тематическим планом);
принцип доступности (учет особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок);
принцип наглядности как один из старейших в дидактике и важнейших в преподавании искусства (целесообразность привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала);
принцип сознательности и активности воспитанников (система обучения опирается на активность учащихся при руководящей роли педагога).
Для решения поставленных задач используются следующие общепедагогические методы:
проблемно-поисковый;
объяснительно иллюстрированный;
эвристический;
модульный.
Формы подведения итогов и контроля
Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала в следующих формах: выставки, конкурсы, презентации, анкетирование, тестирование, рефераты, творческие отчёты.
Этапы обучения
Ожидаемые результаты
На первом году обучения воспитанники знакомятся с художественными материалами и инструментами, видами изобразительной деятельности (рисунок, лепка, аппликация и др.), осваивают разнообразные технические приемы изображения. У них формируются индивидуальные предпочтения.
К концу первого года обучения дети должны:
Знать
названия и предназначение художественных материалов и инструментов, основы цветоведения (основные и составные цвета, теплые и холодные, яркие и тусклые),
понятия: композиция, светотень, колорит,
виды (графика, живопись, скульптура, архитектура) и жанры (портрет, пейзаж, натюрморт) изобразительного искусства,
названия нетрадиционных техник изображения и их особенности.
создавать композиции из природного и бросового материала,
работать в техниках: монотипия, рисование при помощи тычка и штампа, кляксография, пальчиковая живопись, рисование солью, разбрызгивание,
творчески перерабатывать предложенные образцы произведений изобразительного искусства, в том числе по народным мотивам.
Система контроля
Диагностическая работа по выявлению индивидуальных особенностей и резервов развития каждого ребенка, группы и коллектива в целом проводится в виде стартовой аттестации, которая проводится на первом учебном занятии или в начале изучения новой темы (раздела) программы. Данные стартовой аттестации воспитанников фиксируются в дневниках наблюдений, отражаются в индивидуальных образовательных маршрутах.
Результативность обучения определяется в процессе промежуточной (за полугодие) и итоговой аттестации (по окончании курса обучения).
Целью промежуточной аттестации воспитанников является выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствие прогнозируемому результату образовательной программы на данном этапе обучения. При этом могут использоваться разнообразные формы, такие как контрольное итоговое занятие, защита творческих работ и проектов, конкурс, игра-путешествие, тест, блиц-опрос, итоговая выставка творческих работ.
1 уровень –высокий (высокий образовательный результат, полное освоение содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города, области, России)
2 уровень – средний (базовый), полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки)
3 уровень – низкий (не полностью освоил программу, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий)
Условия реализации программы
Количество детей в группе – 12 человек.
Возраст детей, на которых рассчитана программа – 7-10 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
В коллектив принимаются все желающие в возрасте от 6 до 10 лет. При поступлении в коллектив воспитанники зачисляются в группу первого года обучения. Основанием для перевода воспитанника на следующий год обучения является базовый уровень освоения образовательной программы.
Распределение количества часов
Год обучения
Количество занятий в неделю
Длительность занятия (ч.)
Всего часов в неделю
Всего часов в год
1-й
2
2 ч.
4 ч.
144 ч.
Условия, необходимые для реализации программы:
Кабинет.
Столы, стулья, мольберты.
Мебель для хранения наглядных и дидактических пособий, художественных материалов и инструментов.
Информационный стенд.
Методическое обеспечение программы:
Календарно-тематические планы. Планы учебных и итоговых занятий. Сценарии воспитательных мероприятий. Контрольно-диагностический аппарат (тесты, анкеты). Иллюстрации, наглядные пособия.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п
Дата проведения занятий
Разделы программы
Общее кол-во часов
В том числе
Теория
Практика
I
01.09.2011
1.Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения
2. «Чем и как работают художники»
Любимый сказочный персонаж
2
1
1
II
Знакомство с новыми видами и жанрами изобразительного искусства
2.09.2011
3. «Осенний натюрморт» Осенние цветы и плоды (работа по памяти)
2
1
1
8.09.2011
«Осенний натюрморт» Осенние цветы и плоды (работа по памяти)
2
2
9.09.2011
4. «Радуга» смешение красок
2
-
2
15.09.2011
5. «Осенние листочки» (работы с натуры)
2
-
2
16.09.2011
6. Сказочная птица «Жар птица» (работа по представлению
2
-
2
22.09.2011
7. Экскурсия на станцию юннатов
2
-
2
23.09.2011
8. «Волшебный мир аквариума» (работа по памяти)
2
-
2
29.09.2011
9. Портрет (аппликация)
2
-
2
30.09.2011
10. «Сказочное дерево» (работа по представлению)
2
-
2
6.10.2011
11. «Моя любимая игрушка» (работы с натуры)
2
-
2
7.10.2011
12. Маски из папье-маше
2
1
1
13.10.2011
Маски из папье-маше
2
2
14.10.2011
Маски из папье-маше
2
2
10.10.2011
13. «Этюд фантастический мир» (работа по воображению)
2
-
2
21.10.2011
14. Разноцветные бабочки (по памяти)
2
-
2
27.10.2011
15. Портрет друга (графическая работа)
2
-
2
28.10.2011
16. «Фантастический зверь»
2
-
2
3.11.2011
17. В чем красота зимы. Первый снег.
2
-
2
10.11.2011
18. Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке)
2
0,5
1,5
11.11.2011
Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке)
2
2
17.11.2011
19. Изготовление объемной игрушки
2
-
2
18.11.2011
20. Наброски фигуры человека
2
-
2
24.11.2011
21. «Наши зимние забавы» (работа по памяти)
2
0,5
1,5
25.11.2011
«Наши зимние забавы» (работа по памяти)
2
2
1.12.2011
22. Графическая работа «Маленькие и большие»
2
-
2
2.12.2011
23. Оригами «Жар Птица»
2
0,5
1,5
8.12.2011
24. «Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки»
2
1
1
9.12.2011
«Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки»
Кто спешит на елку
2
2
15.12.2011
25. Кто спешит на елку
2
0,5
1,5
16.12.2011
26. Натюрморт «Овощи и фрукты»
2
-
2
22.12.2011
27. Композиция «Окно»
2
-
2
23.12.2011
28. Новогодняя открытка
2
-
2
29.12.2011
29. Рождественский сувенир
2
0,5
1,5
30.12.2011
Рождественский сувенир
Транспорт (графическая работа)
2
2
6.01.2012
30. Транспорт (графическая работа)
Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника»
2
-
2
12.01.2012
31. Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника»
4
1
3
13.01.2012
32. Мы рисуем домашних животных (графическая работа)
2
-
2
19.01.2012
33. Узор на стекле
2
-
2
20.01.2012
34. «Веселый человек» (графическая работа)
2
-
2
26.01.2012
35. «Сказочный дворец (работа по представлению)
2
-
2
27.01.2012
36. Матрешки
2
0,5
1,5
2.02.2012
37. Композиция «Цирк»
2
0,5
1,5
3.02.2012
Композиция «Цирк»
2
2
9.02.2012
38. Русский народный костюм
2
1
1
10.02.2012
Русский народный костюм
2
2
16.02.2012
39. «Вспомним лето» (аппликация из природных материалов»
2
0,5
1,5
17.02.2012
«Вспомним лето» (аппликация из природных материалов»
40. Цветовой круг
2
-
2
24.02.2012
Цветовой круг
41. «Сказка»
2
1,5
1,5
1.03.2012
«Сказка»
2
2
2.03.2012
«Сказка»
«Жили были» (работа по представлению)
2
2
9.03.2012
42. «Жили были» (работа по представлению)
Мозаика из цветной бумаги
2
-
2
15.03.2012
43. Мозаика из цветной бумаги
2
1,5
1,5
16.03.2012
44. Готовим подарки своим мамам
2
0,5
1,5
22.03.2012
Готовим подарки своим мамам
2
2
23.03.2012
Готовим подарки своим мамам
45. «В царстве нежности»
2
1,5
1,5
29.03.2012
«В царстве нежности»
2
2
30.03.2012
«В царстве нежности»
Композиция на экологическую тему. Плакат
2
2
5.04.2012
46. Композиция на экологическую тему. Плакат
4
0,5
3,5
6.04.2012
Композиция на экологическую тему. Плакат
Натюрморт из предметов быта
2
2
12.04.2012
47. Натюрморт из предметов быта
2
0,5
1,5
13.04.2012
Натюрморт из предметов быта
Рисование на противопожарную тему.
Безопасность дорожного движения
2
2
19.04.2012
48. Рисование на противопожарную тему.
Безопасность дорожного движения
2
0,5
1,5
20.04.2012
Рисование на противопожарную тему.
Безопасность дорожного движения
2
2
26.04.2012
49. Архитектура
2
-
2
27.04.2012
50. «Дождик» (по представлению)
2
-
2
3.05.2012
51. «Первые цветы» (работа с натуры)
2
0,5
1,5
4.05.2012
. «Первые цветы» (работа с натуры)
2
2
10.05.2012
52. «На поляне» (по представлению)
2
-
2
11.05.2012
53. Кляксография
2
0,5
1,5
17.05.2012
Кляксография
Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ учащихся
2
2
III
18.05.2012
Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ учащихся
3
0,5
2,5
Всего часов
144
15,5
128,5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ
1 год обучения
ТЕМА 1. Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения (Беседа) 1 ч.
ТЕМА2. Организация рабочего места «Чем и как работает художник» (беседа)
ТЕМА 3. «Осенний натюрморт» Осенние цветы и плоды (работа по памяти) 4 ч.
Знакомство с новой техникой – воскографией. Для выполнения работы в технике граттажа (воскографии) нужно осуществить необходимые стадии грунтовки листа бумаги.
а) покрыть бумагу легким слоем краски (в холодной или теплой гамме);
б) натереть сверху лист бумаги свечей или парафином;
в) поверх воска покрыть лист слоем темной гуаши в смеси с тушью;
г) легкой линией карандаша наметить рисунок осенних цветов и плодов;
д) процарапать изображение отточенной палочкой.
Практическая работа: выполнить по памяти натюрморт, составленный из цветов и плодов в технике граттажа.
Просмотр творческих работ учащихся.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: Работы педагога
ТЕМА4. «Радуга» смешение красок 2 ч.
Цветоведение – наука о цвете. Изучение основных и производных цветов. Работа на пленере. Первый выход на природу. Наблюдение за небесными переливами красок.
Практическая работа: Выполнение пленерных этюдов неба, облаков. Тучи, безоблачное небо – технике «по – сырому»
Просмотр и обсуждение творческих работ учащихся.
Материалы: бумага, акварель
Зрительный ряд: этюды педагога.
ТЕМА 5. Осенние листочки. 2 ч.
Работа акварельными красками. Изучение приёмов работы акварелью: «по – сухому», «по – сырому».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение с натуры этюдов листьев и веточек деревьев разных пород.
Просмотр и обсуждение творческих работ учащихся
МАТЕРИАЛЫ: бумага, акварель.
Зрительный ряд: репродукции с картин И.И Шишкина.
ТЕМА 6.Сказочная птица «Жар-птица» (работа по представлению) 2ч.
Развитие воображения. Создание образа сказочной птицы – птицы «Счастье», «Сирин», «Эльконост». Народное представление о счастье. Дальнейшее знакомство со свойствами цвета, теплые и холодные, цветовая гамма и т.д.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнить сказочный образ «Жар-птицы».
Обсуждение работ, обмен мнениями.
Материалы: бумага, акварель.
Зрительный ряд: Репродукции, набор «Чудесный мир сказок»
ТЕМА7. Экскурсия на станцию юннатов. 2 ч.
Развитие кругозора детей. Наблюдение за птицами, рыбами.
Игра «Кто больше?» в игре побеждает тот, кто назовёт большее количество отличий или общего в увиденных птицах и рыбах.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение графическими материалами набросков птиц и рыб.
Обсуждение работ учащихся.
МАТЕРИАЛЫ: бумага, карандаш, уголь, мелки.
ТЕМА 8.«Волшебный мир аквариума» (работа по памяти) 2ч.
Использование накопленного материала во время экскурсии (набросков, зарисовок) для создания тематической композиции. Развитие воображения. Закрепление приёмов работы «по-сырому»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение тематической композиции «Волшебный мир аквариума»
Работа в технике «Аппликация», приемы работы. Изучение приёмов работы, простейших пропорций лица. Стилизация как метод в работе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение портрета человека (головы человека, сохранить целостность видения модели, не вдаваясь в детали)
Просмотр, обсуждение детских работ
МАТЕРИАЛЫ: картон, цветная бумага, клей, ножницы.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: работы прошлых лет, рисунки В.Гарянова, X.Бидструпа, П.Сойфертиса.
ТЕМА 10.«Сказочное дерево» (работа по представлению) 2 ч.
Развитие фантазии. Наблюдение живой природы. Рассматривание произведений живописи. Дополнительные цвета, которые являются контрастными по отношениюдруг к другу: красный – зеленый; голубой – оранжевый, желтый – фиолетовый.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: изображение в контрастных сочетаниях силуэтов деревьев или веток (в данном занятии необходимо использовать знания о дополнительных цветах).
ЗРИТЕЛЬЫЙ РЯД: рисунки художников - анималистов - фантастов.
ТЕМА 17.В чем красота зимы. Первый снег. 2ч.
Изучение пейзажа как жанра изобразительного искусства. Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа (городской – видуга, деревенский, морской – марина, индустриальный)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение этюдов пейзажных мотивов с разными ландшафтами (горный, степной, лесной)
Обсуждение творческих работ.
МАТЕРИАЛ: бумага акварель
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: «Пейзаж в произведениях русских художников» - подборки.
ТЕМА 18.Снеговик – почтальон (иллюстрация к сказке). 4ч.
Работа по представлению. Учимся основам композиции. Расширение понятия «композиция» (статичная, динамичная, симметричная, ассиммитричная).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Иллюстрация к сказке Сутеева.
Обсуждение творческих работ воспитанников
МАТЕРИАЛ: бумага, акварель.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: иллюстрации Билибина, Чарушина.
ТЕМА19. Изготовление объемной игрушки. 2ч.
Значение эскиза в работе художника. Значение игрушки в жизни ребенка.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: изготовление игрушки по эскизу, обосновать рассказ как играть с изготовленной игрушкой.
Обсуждение творческих работ.
МАТЕРИАЛ: Цветная бумага, ножницы, клей.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: выставка народной игрушки.
ТЕМА 20.Наброски фигуры человека. 2ч.
Набросок – быстрый рисунок.
Наброски фигур людей, которые можно выполнить в любом графическом материале. Педагогу желательно самому продемонстрировать процесс схватывания натуры в живой моментальной зарисовке. Рассматривание набросков и зарисовок русских художников.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение набросков фигуры человека (статика в движении).
Обсуждение работ учащихся.
МАТЕРИАЛ: бумага небольшого размера или блокнот, графические материалы на выбор (карандаш, грифель, фломастер, гелиевая ручка).
ТЕМА 21:«Наши зимние забавы» (работы по памяти). 4 ч.
Основы композиции картины. Просмотр произведений русских художников разных эпох.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнить тематическую композицию по эскизу.
Обсуждение творческих работ.
МАТЕРИАЛ: бумага, акварель, белила.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: работы Кустодиева Б.
ТЕМА 22. Графическая работа «Маленькие и большие». 2ч.
Диапазон возможностей приёмов работы углём.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: изображение по памяти животных.
Обсуждение творческих работ
МАТЕРИАЛЫ: бумага, уголь.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: репродукции картин художников-аниматоров.
ТЕМА 23.Оригами «Жар птица». 2ч.
Знакомство с новой техникой. Экспериментирование новых приемов работы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнить образ сказочной птицы.
Обсуждение творческих работ.
МАТЕРИАЛЫ: Цветная бумага, клей.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: работы прошлых лет.
ТЕМА24. «Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки». 4ч.
Работа по представлению.
Основы композиции картины. Развитие пространственного воображения (кулисный способ, схема равновесия, способ загораживания, способ спирального построения и т. д. Педагог, режиссируя действия своих учеников, подсказывает наиболее удачное композиционное размещение на листе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение тематической композиции «Мы танцуем и поем вокруг новогодней ёлки»
Осмысление (замысел)
Работа над эскизом
Подмалёвок
Завершение композиции
Обсуждение творческих работ учащихся.
МАТЕРИАЛЫ: Свободная техника.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: Жуков «У новогодней ёлки», Волков Н.Н. Композиция в живописи.
ТЕМА 25.«Кто спешит на ёлку». 3ч.
Театральный художник. Значение костюма.
Целостность и детали костюма.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: создание образа героя через образ – деталь.
Обсуждение творческих работ.
МАТЕРИАЛЫ: по выбору.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: Подборка «Театральный костюм»
ТЕМА 26.Натюрморт «Овощи и фрукты». 2ч.
Рассматривание натюрмортов русских и западно-европейских художников.
Выполнение воспитанниками натюрморта цветные ручки, фломастеры. Желательно участие работ в постановке натюрморта.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: изображение натюрморта с натуры.
Обсуждение творческих работ.
МАТЕРИАЛЫ: фломастеры, цветные ручки
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: И.Т.Хруцкий «Цветы и плоды»
ТЕМА 27:Композиция «Окно». 2ч.
Пейзаж – один из жанров живописи.
Средства выразительности (мазок, пятно, силуэт). Планы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Этюды по памяти виды из окна
Обсуждение работ воспитанников.
МАТЕРИАЛЫ: бумага, акварель.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: репродукции картин художников набор «Пейзажная живопись советских художников»
ТЕМА 28.Новогодняя открытка. 2ч.
Печатная графика (плакат, открытка, афиша). Художник плаката. Просмотр произведений печатной графики.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: изготовление открытки в технике аппликации или рисовальной открытки.
Обсуждение работ воспитанников.
МАТЕРИАЛЫ: бумага, цветная бумага, фломастеры.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: набор плакатов – открыток.
ТЕМА 29.Рождественский сувенир. 3ч.
Просмотр произведений декоративно-прикладного искусства.
Символика и значение цвета.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: изготовление сувенира к Рождеству.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: подборка печатных плакатов на экологическую тему.
ТЕМА47. Натюрморт из предметов быта. 4ч.
Тематический натюрморт.
Передача локальных цветовых отношений, размещение на листе бумаги.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
а) поиски удачных для постановки натюрморта предметов быта;
б) композиционное размещение изображение на листе;
в) цветовое решение натюрморта.
Обсуждение творческих работ воспитанников.
МАТЕРИАЛЫ: бумага, гуашь, акварель.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: репродукции с картин художников.
ТЕМА 48. Рисование на противопожарную тему. Безопасность дорожного движения и т.д. 5ч.
Основы композиции картины. Развитие пространственного воображения (виды и способы композиционного построения)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: создание тематической композиции
а) замысел
б) эскиз
в) подмалёвок
г) цветовое решение
Обсуждение творческих работ воспитанников. МАТЕРИАЛЫ: бумага, акварель.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: подборка репродукций картин художников бытового жанра: буклеты «Правила дорожного движения»
ТЕМА 49.Архитектура. 2ч.
Пейзаж – ведуга. Законы перспективы, наброски, зарисовки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: зарисовки построек Обсуждение творческих работ воспитанников.
МАТЕРИАЛЫ: бумага, карандаши, перо, шариковая ручка, уголь и т.д. ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: репродукции с картин Леонида Корсакова, Бенжамена Патерсена.
ТЕМА 50.«Дождик» (по представлению). 2ч.
Наброски фигур людей, которые можно выполнить в любом графическом материале. Процесс показа схватывания натуры с живой моментальной зарисовке. Просмотр набросков и зарисовок художников.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение набросков и зарисовок фигуры человека в движении.
Обсуждение творческих работ воспитанников.
МАТЕРИАЛЫ: по выбору
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: наглядный показ приёмов и способов выполнения набросков.
ТЕМА 51.«Первые цветы» (работа с натуры). 4ч.
Закрепление технических приёмов работы акварелью по сырому.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: изображение цветов в вазе с натуры. Обсуждение творческих работ воспитанников.
МАТЕРИАЛЫ: бумага, акварель.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: И. Крамской «Флоксы», Н.И Масленников «Татарник».
ТЕМА 52.«На поляне» (по представлению). 4ч.
Краски земли. Флора и фауна. Отработка технических приемов акварелью.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: изображение этюдов грибов, ягод. Трав.
Обсуждение творческих работ воспитанников.
МАТЕРИАЛЫ: бумага, акварель
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: комплект «Ленинградские акварели»
ТЕМА 53.Кляксография. 3ч.
Экспериментирование. Изучение возможностей техники. Развитие фантазии
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение произвольной композиции - пейзаж.
Обсуждение творческих работ воспитанников.
МАТЕРИАЛЫ: бумага, акварель.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: наглядный показ приёмов работы.
ТЕМА 54.Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ. 3ч.
Выбор наиболее интересных работ воспитанников.
Правила оформления графических и живописных работ, аппликации. Принципы создания экспозиции.
МАТЕРИАЛЫ: картон или бумага, ножницы, клей, акварель
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: детские работы выполненные за первый год обучения.
При проведении занятий всемерно учитываются межпредметные связи. Так, активно используются музыкальные и литературные классические произведения прошлого и настоящего времени. Использование литературного ряда, применение искусства слова, необычайно образного, выразительного и значимого в жизни каждого человека, - еще одна важная часть педагогической деятельности, позволяющая формировать у детей навыки в создании своего художественного образа.
Формы учебных занятий:
Беседа
Занятие-исследование
Занятие-практикум
Дидактическая игра
Конкурс
Викторина
Творческий отчёт
Выставка
Открытые занятия для родителей
Индивидуальное занятие является одной из форм обучения в коллективе «Этюд». На первом году в группах выявляются наиболее одаренные дети, дальнейшее обучение которых строится на основе индивидуальных образовательных маршрутов и предполагает решение следующих задач:
оптимальный уровень освоения образовательной программы,
высокий уровень творческих достижений
Критерии оценки результативности обучения
по дополнительной образовательной программе «Этюд»
Ребенок полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного
уровня
Средний уровень
Объем усвоенных знаний составляет более ½.
Низкий уровень
Ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой
1.2. Владение специальной терминологией
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии
Высокий уровень
Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.
Средний уровень
Ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой.
Низкий уровень
Ребенок избегает употреблять специальные термины.
2. Практическая подготовка ребенка
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
Высокий уровень
Ребенок полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты по итогамконкурсов).
Средний уровень
Объем усвоенных умений и навыков составляет более ½.
Низкий уровень
Ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков.
2.2. Владение различными художественными материалами и инструментами
Отсутствие затруднений в использовании материалов и инструментов
Высокий уровень
Работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не испытывая трудностей.
Средний уровень
Работает с различными материалами инструментами с помощью педагога.
Низкий уровень
Учащийся испытывает серьезные затруднения в выборе художественных материалов и инструментов, в их использовании.
2.3. Творческие навыки
Креативность в выполнении практических заданий
Высокий уровень
Творческий уровень выполнение практических заданий.
Средний уровень
В работах проявляется начальный (элементарный) уровень развития креативности. Учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Низкий уровень
Креативность в работах отсутствует.
2.4. Развитие воображения
Высокий уровень
Проявляет воображение при выполнении всех творческих заданий.
Средний уровень.
Проявляет творческое воображение в случае, если педагог оказывают соответствующую помощь.
Низкий уровень
Проявления творческого воображения практически незаметны.
3. Общеучебные умения и навыки воспитанника
3.1. Учебно-коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
Высокий уровень.
Работает самостоятельно.
Средний уровень.
Умеет слушать и выполняет задания, данные педагогом. Обращается за помощью при необходимости.
Низкий уровень.
Ребенок испытывает затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.
3.2.Умение организовать свое рабочее место
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой
Высокий уровень.
Самостоятельно готовится ко всем занятиям. Строго соблюдает правила техники безопасности, следит за соблюдением техники безопасности другими воспитанниками.
Средний уровень.
Умеет организовать свою деятельность при помощи педагога. Освоил более ½ правил техники безопасности.
Низкий уровень.
Учащийся испытывает затруднения в организации своей деятельности и рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Освоил менее чем ½ правил техники безопасности
ЛИТЕРАТУРА:
для педагога
1. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Т., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1998.
3. Выготский Л. С. Психология искусства. М.э 1968. 576 с.
4. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования / Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
5. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. Программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
6. Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». - М.: Дрофа, 2007
7. А.А. Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2006
8. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
9. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР.-Вып. 11. - М.; Л., 1947. - С. 106.