Более двадцати лет я работаю учителем иностранных языков в сельской школе. В типичных сельских школах учащиеся резко отличаются по своим психофизиологическим и познавательным возможностям и способностям. Как правило, в классе только одного или двух учеников можно отнести в разряд одаренных.
В городских условиях талантливые и одаренные учащиеся находятся в более “привилегированном” положении. Существование параллельных или специализированных классов в школах, лицеях, гимназиях дает возможность собрать учеников с повышенными способностями к творческой деятельности, снимает определенный ряд трудностей, связанных с обучением талантливых детей. На селе нет аналогичных условий. В специфических условиях сельской школы учащиеся с повышенной мотивацией к познанию обучаются или вынуждены обучаться в одном микросоциуме со своими сверстниками в силу известных объективных причин.
Мой опыт работы в школе убедил меня в том, что наличие одаренных детей в малочисленной группе накладывает на учителя иностранного языка ряд проблем, с которыми ему часто бывает трудно справиться. Одаренный ученик, как правило, обладает особыми способностями к познанию окружающей реальности, опережающим психологическим развитием и особыми физиологическими данными. Поэтому он быстро схватывает программный материал и часто на уроке остается “не у дел”. Чтобы такому ребенку на уроке было интересно, необходимо дифференцированно прилаживать рекомендуемый учебный материал к реальным условиям каждого одаренного ученика. Помимо заданий, содержащихся в типовых учебниках и пособиях и предназначенных для учащихся всей группы, талантливые дети нуждаются в дополнительных заданиях для самостоятельной работы дома, таких, например, как чтение художественной и научно популярной литературы повышенной трудности, прослушивание различных фонограмм. Для работы в классе, где одаренные дети намного быстрее справляются с конкретными заданиями, чем их одноклассники, учитель всегда должен иметь для них учебные задания про запас.
Одним наиболее эффективным методом в работе с одаренными детьми, по-моему мнению, является проектная методика. Эта методика формирует стойкую положительную мотивацию к изучению иностранного языка, создает условия для личностного роста одаренного ученика, полного раскрытия его интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательного интереса. Проектная работа позволяет сделать учебное сотрудничество учителя и талантливого ребенка наиболее эффективным.
Одним из направлений проектной методики я выбрала работу с краеведческим материалом, использование местного материала в учебно-воспитательном процессе.
Изучая иностранный язык, учащиеся обладают достаточной информацией о России, имеющейся при работе с такими темами как “Моя школа”, “ Наша страна”, “Живопись”, “Москва” и т. д. В беседах же о родном крае, поселке, природе родного края, окружающих нас людях выясняется, что информации на немецком языке нет.
А ведь работа с региональным компонентом формирует культурную грамотность, способствует приобретению знаний о родном крае, является основным ключом к нравственному и патриотическому воспитанию.
Создание проекта на краеведческую тему – это поисковая и исследовательская работа. Участвуя в работе над проектом, талантливые дети показывают свои собственные наблюдения и опыт, получают огромное познавательное удовольствие, применение и совершенствование своих знаний и языковых возможностей.
Результатом творческой работы одаренных детей нашей школы, изучающих немецкий язык, является создание тематического материала на немецком языке о родном поселке Целина. Известных земляках, прославивших наш район в годы Великой Отечественной войны и в мирное время, о молодых спортсменах, которые являются гордостью нашего района.
Весь созданный материал может применяться как учебное пособие на уроках немецкого языка.
Таким образом, применяя метод проекта в работе с одаренными детьми, учитель стимулирует не только интерес к изучению иностранного языка, но и самостоятельность, активность, способствует становлению личности, совершенствованию языковых возможностей одаренного ученика.