Официальный сайт toppromotion 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Строение атома в VIII классе»

Submitted by Людмила Генриховна Маканова on чт, 12/07/2012 - 21:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Маканова Людмила
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №21 г.Волгоград,учитель физики
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

 

бразовательные:

обеспечить усвоение учащимися знаний о стро­ении атома, понятий «электрон», «протон», «поло­жительный ион», «отрицательный ион»;

научить пользоваться Периодической системой элементов Менделеева для определения состава атома;

сформировать умение извлекать информацию из разных источников и представлять ее в разных видах (схеме, рисунке, таблице);

развивающие:

развить у учащихся такие информационные умения, как работа с текстом, рисунком, схемой, справочной литературой, таблицей;

развить умения совершать мыслительные опе­рации: анализ, синтез, систематизацию, сравне­ние, конкретизацию. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: 
обеспечить усвоение учащимися знаний о стро­ении атома, понятий «электрон», «протон», «поло­жительный ион», «отрицательный ион»; научить пользоваться Периодической системой элементов Менделеева для определения состава атома; сформировать умение извлекать информацию из разных источников и представлять ее в разных видах (схеме, рисунке, таблице);

Урок «Строение атома в VIII классе»

Этот урок — урок изучения нового материала.

Цели урока

Образовательные:

обеспечить усвоение учащимися знаний о стро­ении атома, понятий «электрон», «протон», «поло­жительный ион», «отрицательный ион»;

научить пользоваться Периодической системой элементов Менделеева для определения состава атома;

сформировать умение извлекать информацию из разных источников и представлять ее в разных видах (схеме, рисунке, таблице);

развивающие:

развить у учащихся такие информационные умения, как работа с текстом, рисунком, схемой, справочной литературой, таблицей;

развить умения совершать мыслительные опе­рации: анализ, синтез, систематизацию, сравне­ние, конкретизацию.

Задачи урока

  1. Обеспечить усвоение учебного материала учащимися в процессе активной информационно­ -мыслительной деятельности с разными источни­ками информации.

  2. Задействовать как можно больше операций мышления учащихся.

Выполнение поставленных целей и задач дости­гается за счет организации диалога, эвристической беседы и дискуссии, вовлечения учащихся в ак­тивную познавательную деятельность.

План урока

  1. Оргмомент и мотивация.

  2. Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Работа с рисунком.

Заполнение схемы.

  1. Закрепление знаний.

Работа со справочной таблицей.

Работа с Периодической системой элементов

Менделеева.

Лирическое отступление.

  1. Подведение итогов и рефлексия.

  2. Домашнее задание.

Содержание занятия

  • Первый этап урока. Мотивация

Учитель. Вы уже знаете, что атом — это мель­чайшая частица вещества, не делящаяся при хими­ческих реакциях. Прежде чем мы выясним более подробно, что такое атом, ответьте на вопросы:

Какие факты натолкнули ученых на мысль о том, что атом имеет структуру?

Как вы представляете себе строение атома?

Для чего нужны знания о строении атома?

(Ученики высказывают свои мысли.)

Учитель. Итак, цель этого урока — изучить стро­ение атома.

  • Второй этап урока. Изучение нового материала

Учитель. Работаем с учебником. Прочитайте § 30, ответьте на вопросы и выполните 2 задания.

  1. О чем прочитанный вами текст?

  2. Какие новые физические понятия вы встре­тили в тексте? Что они означают?

  3. Докажите, что главной характеристикой каж­дого химического элемента является не число электронов, а заряд ядра.

  4. Используя текст параграфа и рисунок 39в, расскажите и сравните, как выглядят атом лития, положительный и отрицательный ионы лития.

Оформите результат выполнения этого задания в виде таблицы I.

(Ученикам дается форма таблицы: число и на­звания столбцов, а также число и названия строк.)

 

Характеристика

Положительный ион лития

Атом

лития

Отрицательный ион лития

Число протонов

3

3

3

Число

электронов

2

3

4

Заряд

+

нет

-

Масса (по сравнению с массой атома)

уменьшилась

т

увеличилась

Учитель. Продолжаем работать с рисунком 39 из учебника.. Рассмотрите их все ( а, б, в), ответьте на вопросы:

  1. Что изображено на них?

  2. Расскажите о строении атомов данных хими­ческих элементов.

  3. Что надо изменить в рисунках, чтобы полу­чились положительные ионы данных химических элементов? Отрицательные ионы?

(Ученики отвечают.)

Теперь надо просуммировать и связать в строй­ную картину (систематизировать) наши знания о строении атома. Заполните схему (ее форма дает­ся) так, чтобы получилась эта систематизация. Слова для заполнения схемы: протоны, атом, нет заряда, отрицательный заряд, электроны, нейтро­ны,

 

 

ядро, положительный заряд. Подготовьте уст­ный рассказ по сделанной схеме.

(Ученики работают.)

  • Третий этап урока. Закрепление знаний Учитель. На очереди — работа со справочной таблицей. В «Сборнике задач по физике для 7-9 классов» В.ИЛукашика и Е.В.Ивановой открой­те раздел «Таблицы физических величин» и най­дите таблицу 21 «Масса покоя некоторых элемен­тарных частиц». Используя данные этой таблицы и текст § 30 учебника, заполните другую таблицу (табл. II), ответьте на вопросы и выполните одно задание.

Таблица II

Частицы, входящие в состав атома

 

Название

частицы

Обозначение

Заряд

(Кл)

Масса

(кг)

Электрон

 

 

 

Протон

 

 

 

Нейтрон

 

 

 

Вопросы и задание

  1. Назовите отличия электрона от протона. Про­тона от нейтрона.

  2. Что у этих частиц общего?

  3. Как вы понимаете фразу: «Электрон, протон и нейтрон являются элементарными частицами»?

  4. Во сколько раз масса электрона меньше мас­сы протона?

  5. Что можно сказать о массах протона и нейтрона?

  6. Как распределена масса внутри атома?

  7. Расположите следующие объекты в порядке увеличения их массы: атом водорода, электрон, положительный ион водорода, нейтрон, протон, отрицательный ион водорода.

(Заполненная учениками таблица II приведена далее (табл. III).

Таблица III

Частицы, входящие в состав атома

 

 

Название

частицы

Обозначение

Заряд

(Кл)

Масса

(кг)

Электрон

е

-1,6-10-19

9,11 10-31

Протон

Р

1,6 10-19

1,6726 10-27

Нейтрон

п

нет

1,6750 10-27

Учитель. Теперь у нас работа с Периодической системой химических элементов Менделеева.

Вначале вспомним информацию об этой систе­ме из курса химии и в процессе беседы заполним таблицу IV.

Таблица IV Система химических элементов и атомы

 

Структура атома

Информация

Количество протонов и электронов в атоме

 

Число нейтронов в нем

 

Атомная масса

 

Вывод: главное, что определяет отличие химических элементов друг от друга, это...

Выполните задания

  1. Сравните строение атома бериллия, азота и серебра, а для этого используйте таблицу Менделе­ева и информацию из заполненной нами только что таблицы IV. Результаты занесите в таблицу V.

Таблица V

Строение некоторых атомов

 

Характеристика

Элемент

атома

бериллий

азот

серебро

Порядковый номер в Системе элементов

 

 

 

Атомная масса

 

 

 

Число электронов

 

 

 

Число протонов

 

 

 

Число нейтронов

 

 

 

Таблица с заполненными данными показана да­лее (табл. VI).

Таблица VI Строение некоторых атомов

 

Характеристика

Элемент

 

атома

бериллий

азот

серебро

Порядковый номер в Системе элементов

4

7

47

Атомная масса

9,0122

14,0067

107,868

Число электронов

4

7

47

Число протонов

4

7

47

Число нейтронов

5

7

60

  1. Расположите перечисленные далее химичес­кие элементы в порядке увеличения числа прото­нов в их ядрах: фосфор, цинк, кислород, гелий, сера.

  2. Выскажите предположение, с чем связано то, что масса химических элементов, указанная в Пе­риодической системе, не является целой величи­ной?

Лирическое отступление

Поэт В. Брюсов в 1922 г. под впечатлением уди­вительных открытий физиков так писал о моделях электрона и атома:

Быть может, эти электроны —

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом —

Вселенная, где сто планет;

Там все, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

  • Что имел в виду В. Брюсов, сравнивая элект­роны с мирами, а атомы со Вселенной?

  • Как вы понимаете последние две строчки сти­хотворения?

  • Четвертый этап урока. Подведение итогов и рефлексия

Учитель. Вспомним то, что мы сегодня делали и что узнали. Для этого ответьте на вопросы.

  • Какими источниками информации для полу­чения новых знаний вы пользовались на уроке?

  • Что нового вы узнали о понятии «атом»?

  • Чему вы на уроке научились?

  • Домашнее задание

Используя дополнительные источники инфор­мации (Физическую энциклопедию, Интернет, Систему элементов Менделеева и т.д.), ответьте на вопросы и выполните задание.

  1. Почему рассмотренную сегодня на уроке мо­дель атома называют планетарной?

  2. В чем заключается ее сходство с Солнечной системой?

  3. Кем и на каком основании была предложе­на планетарная модель атома?

  4. На альбомном листе нарисуйте: а) модель атома углерода; б) положительный и в) отрица­тельный ионы углерода.

 

 

    Прикрепленный файл Size
    атомы.doc 1.79 MB

    »  Tags for document:

    Смотреть видео онлайн


    Смотреть русское с разговорами видео

    Online video HD

    Видео скачать на телефон

    Русские фильмы бесплатно

    Full HD video online

    Смотреть видео онлайн

    Смотреть HD видео бесплатно

    School смотреть онлайн