Учитель: Для того чтобы жить в этом мире, человек должен его познать. Но как это могли сделать первые древние люди? Ведь не было раньше книг, учебников, школ, телевизоров.
Учащиеся выдвигают гипотезы о том, что древний человек был очень наблюдательным, мог многое узнать, наблюдая за звездами, деревьями, прилетом и отлетом птиц, поведением животных.
Учитель: Да, в древности люди учились у самой природы, наблюдая, слушая, нюхая, ощупывая. Свои наблюдения древний человек выражал в рисунках, пословицах, поговорках, загадках. Это и были первые учебники. Многие из них сохранились до наших дней. Какие из них, связанные с природными явлениями, временами года, вы можете назвать?
Дети: Весенний день год кормит.
Весна красна цветами, а осень – снопами.
Учитель: Молодцы! А как вы понимаете такую пословицу: «Что летом уродится, все зимой пригодится».
Дети: Летом мы собираем ягоды,
грибы, орехи, яблоки, капусту и т.д.
Это можно засолить, высушить, а потом всю зиму есть.
Дети обсуждают, что древний человек мог собирать в лесу, в лугах, наболоте и т.п.
Дети: На болоте еще можно собирать и клюкву.
Учитель: А где человек мог собрать морковь, капусту? (Пауза.)
Дети: На огороде.
Учитель: Но у древних людей огородов еще не было.
Дети: Но в лесу морковь и капуста не растут. Получается, что у них нет ни моркови, ни помидор, ни капусты.
– Зато у них были дикие растения, которые можно есть!
– А помидоры вообще к нам из Америки завезли!
– Все растения сначала были дикими, а потом люди их приручили.
(Смеются.)
Учитель: Такие растения называются дикорастущими. Действительно, люди стали их выращивать на огородах, то есть окультурили. Такие растения так и называются – культурные растения. Видите, как трудно жилось древнему человеку! Пищу он добывал в природе. Ему приходилось быть очень наблюдательным, чтобы выследить зверя, найти съедобные растения. А вы наблюдательные?
(Да!) Проверим. Сейчас отправимся в лес.
Путешествие по лесу: признаки осени
Учитель: Угадайте, в какое время года состоится наше путешествие:
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Дети: Осень!
Учитель: Как догадались?
Дети: Листья опадают только осенью.
Учитель: Отправляемся в осенний лес. Нет, подождите! Ведь нужно одеться! А как?
Учащиеся рассказывают, что наденут курточки, сапоги, шапки.
Учитель: С нами в лес хотят отправиться девочка Катя и мальчик Петя.
Стр. 1 Учитель выставляет на доске картинки девочки и мальчика
Итак, в путь! Сделаем по пути зарядку:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это так птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад. (Дети садятся.)
Учитель: Закройте глаза. (Звучит музыка.) Представьте, что вы в лесу.
Стр.2 картинка осени с ярким солнцем. Контуром берёзы(Открывается шторка на доске.)
Открыли глаза.
Учитель: Посмотрите на небо. Там – яркое, красное, жгучее солнце.
Дети: Нет. Сейчас осень, а осенью солнце неяркое, оно уже меньше греет.
Маша: Конечно, я в книге читала, что солнце осенью ниже поднимается над Землей.
Учитель: А какое тогда солнце нужно поместить?
Дети: Желтое солнышко.
Дети на доске меняют яркое красное солнце - на желтое солнышко.
Учитель: Слева от нас стоит стройное деревце. Узнали его? (Да!) А как?
Дети: Это березка.
– У нее ветки так растут.
– Это называется «крона дерева».
Учитель: Ребята, подберите цвет для кроны берёзки на своих ноутбуках.
(1 ученик на доске помещается желтая крона березы.)
Народ давно приметил необычайную красоту этого дерева.
Сколько песен, загадок он сложил о березе.
Я начну, а вы продолжите...
Дети вспоминают песни и загадки:
«Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла…», «На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках», «Красавица на славу: бела, стройна, кудрява», «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек».
Учитель: О березе в какое время года загаданы эти загадки?
Дети: О березе летом, потому что она кудрявая и зеленая.
Учитель: Ой, ребята, между деревьев зверь пробежал:
Длинное хвостище,
Рыжее волосище.
Кто это?
Дети: Лиса.
Учитель: Как догадались?
Дети: Лиса рыжая.
– У нее хвост длинный и пушистый.
Учитель: А что еще вы знаете про лису?
Дети: Она хитрая.
– Лиса живет в норе.
– Лиса питается зайцами и мышами.
– Про лису много сказок. Она там часто всех обманывает.
Стр. 3 На доске осенний лес с на полянке –грибы.
Учитель: Действительно, все это так. А теперь оглянитесь вокруг. Грибов-то сколько! Какие из них положим в корзинку?
Дети у доски собирают в корзинку: белый гриб, подберезовик, лисички.
Учитель: Почему народ дал этим грибам такие названия?
Дети: Лисички похожи на лисичку (смеются).
– Подберезовики растут под березами.
Учитель: А белый гриб ведь совсем не белого цвета! (Пауза.)
Дети: Мама говорит – у него «мясо» белое. (Опять смеются.) А еще его называют «боровик».
Учитель: А вот еще гриб. (мухомор) Что вы знаете про него?
Дети: Это мухомор. Он ядовитый. Его нельзя есть.
– Мухоморы бывают еще и желтые – мы с папой видели в лесу, и коричч невые. Их тоже
нельзя есть.
Учитель: Раз они вредные, ядовитые, может, их сорвать, растоптать, чтобы
никто не отравился?
Дети: Нельзя! Пусть растут – они украшают лес.
– Нет, они полезные – их лоси едят и лечатся, мне папа говорил.