Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества и мотивации обучения»

Submitted by Наталья Александровна Чижова on пн, 06/08/2012 - 12:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чижова Наталия Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ им.М.И.Калинина, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Тверская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<p> Материал представлет собой опыт работы учителя-словеника по использованию мультимедийных технологий</p>

Методическая система учителя русского языка и литературы

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";}

Методическая система учителя русского языка и литературы

 «Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества и мотивации обучения»

Чижова Наталия Александровна

МБОУ СОШ им. М.И.Калинина

 

Актуальность

Современный мир диктует современные требования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Следовательно, современный учитель, сохранив  богатейший опыт российской и советской школы, должен искать новые формы и методы обучения, активно сочетать их с новыми педагогическими технологиями с целью повышения качества образования и  соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Инновационная идея, объединяющая все компоненты системы, заключается в повышении качества обучения, формировании положительной мотивации и изменении организации обучения через сочетание традиционных методов обучения и мультимедийных технологий как непосредственного инструмента реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Цель: совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока, усиление мотивации учения, улучшение качества обучения и воспитания, повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий.

Задачи:

-совершенствовать традиционные методы обучения через использование мультимедийных технологий;

-использовать медиаресурсы (графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение) для организации познавательной деятельности учащихся на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУН, а также на факультативных занятиях, занятиях элективных курсов, во внеклассной работе.

Новизна методической системы обусловлена следующим: обоснована эффективность использования мультимедийных технологий в процессе обучения русскому языку, литературе и внеурочной деятельности по предмету, разработана система практических методов и приемов работы с использованием мультимедийных технологий.

Практическая значимость методической системы: определены практические методы и приемы использования мультимедиа-технологий при обучении русскому языку и литературе и внеурочной деятельности. Предложены конкретные методы и приемы использования мультимедиа-технологий.

Концепция методической системы:

Методической основой для построения системы являются методические  материалы, размещенные на портале «Сеть творческих учителей» (Г. Аствацатуров «Педагогический дизайн мультимедийного урока»; В.Н.Погодин «Конструирование мультимедийного урока» )

Мультимедийная технология обучения – технология, в основе которой лежит активное использование в процессе обучения современных мультимедийных средств (комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.) Урок с использованием мультимедийных средств и построенный на основе мультимедийной технологии получил название «мультимедиа-урок», «мультимединый урок». В таком уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента: компьютер и программные средства, в которых структурирована учебная информация в текстовом виде, во множестве наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых анимационными и звуковыми эффектами.

Современный мультимедийный урок я строю по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. На мультимейдийных уроках я использую такие необходимые такого урока, как рисунок, иллюстрация, графика; интерактивная игра; интерактивный тренажер; видеофрагмент; аудиозапись, мультимедийная презентация.

Основными формами организации работы обучающихся  на уроке являются:

  • фронтальная работа- просмотр видео фрагментов, Интернет - уроков, прослушивание аудиозаписей;
  • индивидуальноя- выполнение практических работ (работа с интерактивными тренажерами, программами);
  • работа в малой группе- выполнение общего учебного проекта.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

Медиатехнологии я применяю на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУН, а также на факультативных занятиях, занятиях элективных курсов, во внеклассной работе, используя  в различных режимах, а именно:

-в обучающем режиме;

-в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;

-в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

-в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала;

-в режиме самообученияю

 

Традиционные и инновационные организационные виды деятельности и методические приемы

При объяснении нового материала на уроке:

- мультимедийная лекция с использованием компьютерного программного обеспечения, позволяющего интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс.

- интерактивные приемы с использованием интерактивной доски, что помогает сделать урок живыми и привлекательным для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.). Интерактивная доска позволяет преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами,  позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.

- ЦОР, ЭОР и  диски («Уроки Кирилла и Мефодия».  «Электронный Образовательный Комплекс «Русский язык (орфография и пунктуация) 5-11 классы»,  мультимедийный учебник «1С Русский язык», электронные репетиторы, Интернет-ресурсы, самостоятельно сконструированные цифровые образовательные ресурсы), предметные коллекции (иллюстрации, портреты, видеофрагменты, видеоэкскурсии), таблицы, схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – дается комментарий с дополнительными объяснениями и примерами, у обучающихся «включаются» слуховой и визуальный каналы восприятия материала, развивается воображение;

- дидактический материал в виде презентаций, схем-конспектов, тренажеров анимированных кроссвордов и т.д.;

- опережающее домашнее задание к новой теме – подготовить свою мультимедийную презентацию. Это позволяет повысить эмоциональный фон учащихся, задействовать разные каналы восприятия информации, стимулировать учащихся к проявлению творческой активности, как результат, повысить качество знаний;

- метод проектов для активизации деятельности учащихся, отработки исследовательских навыков с обязательной защитой на уроке.

 

На этапе закрепления знаний, отработки навыков:

- использование Интернет-ресурсов и учащимися, и учителем: единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ЦОР (school-collection.edu.ru), электронные словари и энциклопедии;

- использование в качестве дидактического материала к уроку как собственных мультимедийных презентаций, конспектов уроков для интерактивной доски, так  и разработанных учащимися презентаций, что позволяет вовлечь  их в активную деятельность по подготовке занятия, повысить производительность труда учителя и ученика;

- создание учащимися своей схемы или своего алгоритма для применения того или иного правила, что позволяет сделать задание личностно значимым для ученика.

 

На этапе обобщения и систематизации полученных знаний:

- интегрированные уроки с использованием ИКТ, направленные на активную самостоятельную выработку учащимися нового знания, освоение новых способов деятельности, постановку в центре учебного процесса активного личного опыта учащихся;

- использование интерактивной доски как средства для выхода в Интернет (просмотр художественных и документальных фильмов по программе, видеоуроков, леций и т.д.);

- разные виды заданий для интерактивной доски, что дает возможность вовлекать в процесс обучения всех учащихся класса, строить общение на основе творческого похода. Большой спектр интерактивных приемов - работа с цветным маркером, мобильные схемы, вставка  анимации, аудио- и видео- файлов, работа со «шторкой», возможность изменять любой текст на экране и др. – превращают урок в живой, творческий процесс, где в центре личность ученика.

На этапе подготовки домашнего задания:

- создание учащимися презентации, буклета, веб-страницы, с обязательным определением временных рамок, количества источников информации (можно предложить адреса нескольких сайтов), программу реализации задания (Word, Power Point), объем отчетного документа.

Мой опыт показывает, что мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Мультимедийные технологии должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами и методами обучения, деятельностью учителя и учащихся.

            При проведении мультимедийного урока необходимо помнить, что это УРОК, а значит при отборе учебного материала нужно соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.  При этом компьютер должен заменять учителя, он должен его  дополнять. Я считаю, что используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.

 

Результатом использования мультимедийных технологий является повышение качества обучения:

1) русский язык имеет высокий коэффициент в шкале трудности учебных предметов, поэтому я считаю высоким результатом моей работы - 100% обученности, который является стабильным;

2) качество обученности  по русскому языку составляет  34-57%, по литературе - 86 - 92% .Если учитывать, что я работаю в общеобразовательной школе, где учат всех и где нет профильного обучения, то эти результаты я считаю достаточно высокими;

3) наблюдается положительная динамика качества обучения: за последние 3 года качество обучения  возросло по русскому языку - на 22,7% , по литературе -на 16 %;

4)  ЕГЭ по русском языку в 2010 сдали все обучающихся. Один ученик (7%) получил  71 балл, из них 19 баллов за сочинение часть С (макс. балл - 21), трое (20%) - получили от 63 до 69 баллов.11 ч. (73%) получили баллы выше минимального балла (сред. балл-48) Если учесть, что в школе нет профильного обучения, обучающиеся не пользовались  услугам репетиторов и то, что я работала в этом классе только два года, то это достаточно высокий  результат. ГИА в 2010 сдали все обучающиеся.Уровень качества-32%.

5) По средний первичный балл по пробному ЕГЭ в 2012 году составил 37, тестовый-57.

6) преподаваемые мной предметы востребованы обучающимися. Мои ученики (даже слабые) каждый год выбирают русский язык как экзамен по выбору несмотря на сложность предмета. В 2010 году экзамен по русскому языку (устно) сдавали 21%  обучающихся 9 класс. Результат экзамена: уровень обученности -100%, качества-100%;

7) повышается интерес к предмету, который  выражается в увеличении количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня;

8) увеличивается количество учащихся, занимающихся исследовательской,  проектной и другими видами творческой деятельности по преподаваемому предмету;

9) повышается мотивация, познавательная активность интерес к предмету. Учеников привлекает новизна проведения  уроков, в классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

10)Успешная социализация выпускников. 100% выпускников 2010 поступили в вузы Твери , Москвы и Санкт-Петербурга на бюджетные.

Мое твердое убеждение, что мультимедийные уроки  в учебном процессе обеспечивают возможность:

-повышает  мотивацию и познавательную активность;

- повысить качество обучения;

-дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

-повысить роль наглядности в учебном процессе;

-позволяют увеличить время работы на уроке учеников;

-удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

-освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;

-повысить темп урока;

-увеличить долю самостоятельной работы учащихся;

-проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;

-углубить степень отработки практических умений и навыков;

-вести дифференцированную работу с каждым учеником;

-выявить пробелы в его грамотности;

-выработать умение составлять алгоритмы;

-организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости;

 

Методическая система и ее компоненты были представлены на:

муниципальном уровне:

1.Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Творческий отчет в рамках аттестации на методическом объединении учителей русского языка и литературы образовательного округа № 3 (2010г.)

2. «Мультимедийный урок». Представление опыта работы на 2-м этапе «Лучшее от каждого – коллективу» в ходе муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года 2011» (2011г.) Материалы одобрены и рекомендованы для размещения в методическом кабинете отдела образования.

3. «Формирование интереса к предмету через урок, книгу, внеклассное мероприятие». ( в ходе выступления был затронут вопрос об использовании мультимедийных технологий как способа формирования интереса к предмету). Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы (2011 г.)

региональном уровне:

1.Материалы творческого отчета «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы» были направлены методическим кабинетом отдела образования Кашинского района в ТОИУУ (2010 г.)

2) «Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе» Выступление на межмуниципальном семинаре в г. Кимры, проведенном НУДПО «Всесоюзный центр повышения квалификации» 14.12.2012г.

федеральном уровне:

1.Портал для учителей Proшколу.ру (http://www.proshkolu.ru/user/uiinatascha/file/2596187)

2. Официальный сайт МБОУ СОШ им. М.И. Калинина (http://www.schoolkalinin.com/metod.shtml)

3.Профессиональное сообщество педагогов «Методисты» (http://metodisty.ru/m/files/view/ispolzovanie_multimediinyh_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury-_sistema_raboty_chizhovin-a)

4.Учебно-методический портал ( http://www.uchmet.ru/library/material/139831/)

6. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/ispolzovanie-multimediinykh-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-li)

7. Образовательный портал «Продленка» (http://www.konkyrs.org/metodichka.html)

 «Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества и мотивации обучения»

Чижова Наталия Александровна

МБОУ СОШ им. М.И.Калинина

 

Актуальность

Современный мир диктует современные требования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Следовательно, современный учитель, сохранив  богатейший опыт российской и советской школы, должен искать новые формы и методы обучения, активно сочетать их с новыми педагогическими технологиями с целью повышения качества образования и  соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Инновационная идея, объединяющая все компоненты системы, заключается в повышении качества обучения, формировании положительной мотивации и изменении организации обучения через сочетание традиционных методов обучения и мультимедийных технологий как непосредственного инструмента реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Цель:совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока, усиление мотивации учения, улучшение качества обучения и воспитания, повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий.

Задачи:

-совершенствовать традиционные методы обучения через использование мультимедийных технологий;

-использовать медиаресурсы (графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение) для организации познавательной деятельности учащихся на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУН, а также на факультативных занятиях, занятиях элективных курсов, во внеклассной работе.

Новизнаметодической системы обусловлена следующим: обоснована эффективность использования мультимедийных технологий в процессе обучения русскому языку, литературе и внеурочной деятельности по предмету, разработана система практических методов и приемов работы с использованием мультимедийных технологий.

Практическая значимостьметодической системы: определены практические методы и приемы использования мультимедиа-технологий при обучении русскому языку и литературе и внеурочной деятельности. Предложены конкретные методы и приемы использования мультимедиа-технологий.

Концепция методической системы:

Методической основой для построения системы являются методические  материалы, размещенные на портале «Сеть творческих учителей» (Г. Аствацатуров «Педагогический дизайн мультимедийного урока»; В.Н.Погодин «Конструирование мультимедийного урока» )

Мультимедийная технология обучения – технология, в основе которой лежит активное использование в процессе обучения современных мультимедийных средств (комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.) Урок с использованием мультимедийных средств и построенный на основе мультимедийной технологииполучил название «мультимедиа-урок», «мультимединый урок». В таком уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента: компьютер и программные средства, в которых структурирована учебная информация в текстовом виде, во множестве наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых анимационными и звуковыми эффектами.

Современный мультимедийный урок я строю по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. На мультимейдийных уроках я использую такие необходимые такого урока, как рисунок, иллюстрация, графика; интерактивная игра; интерактивный тренажер; видеофрагмент; аудиозапись, мультимедийная презентация.

Основными формами организации работы обучающихся  на уроке являются:

  • фронтальная работа- просмотр видео фрагментов, Интернет - уроков, прослушивание аудиозаписей;
  • индивидуальноя- выполнение практических работ (работа с интерактивными тренажерами, программами);
  • работа в малой группе- выполнение общего учебного проекта.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

Медиатехнологии я применяю на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУН, а также на факультативных занятиях, занятиях элективных курсов, во внеклассной работе, используя  в различных режимах, а именно:

-в обучающем режиме;

-в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;

-в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

-в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала;

-в режиме самообученияю

 

Традиционные и инновационные организационные виды деятельности и методические приемы

При объяснении нового материала на уроке:

- мультимедийная лекция с использованием компьютерного программного обеспечения, позволяющего интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс.

- интерактивные приемы с использованием интерактивной доски, что помогает сделать урок живыми и привлекательным для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.). Интерактивная доска позволяет преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами,  позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.

- ЦОР, ЭОР и  диски («Уроки Кирилла и Мефодия».  «Электронный Образовательный Комплекс «Русский язык (орфография и пунктуация) 5-11 классы»,  мультимедийный учебник «1С Русский язык», электронные репетиторы, Интернет-ресурсы, самостоятельно сконструированные цифровые образовательные ресурсы), предметные коллекции (иллюстрации, портреты, видеофрагменты, видеоэкскурсии), таблицы, схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – дается комментарий с дополнительными объяснениями и примерами, у обучающихся «включаются» слуховой и визуальный каналы восприятия материала, развивается воображение;

- дидактический материал в виде презентаций, схем-конспектов, тренажеров анимированных кроссвордов и т.д.;

- опережающее домашнее задание к новой теме – подготовить свою мультимедийную презентацию. Это позволяет повысить эмоциональный фон учащихся, задействовать разные каналы восприятия информации, стимулировать учащихся к проявлению творческой активности, как результат, повысить качество знаний;

- метод проектов для активизации деятельности учащихся, отработки исследовательских навыков с обязательной защитой на уроке.

 

На этапе закрепления знаний, отработки навыков:

- использование Интернет-ресурсов и учащимися, и учителем: единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ЦОР (school-collection.edu.ru), электронные словари и энциклопедии;

- использование в качестве дидактического материала к уроку как собственных мультимедийных презентаций, конспектов уроков для интерактивной доски, так  и разработанных учащимися презентаций, что позволяет вовлечь  их в активную деятельность по подготовке занятия, повысить производительность труда учителя и ученика;

- создание учащимися своей схемы или своего алгоритма для применения того или иного правила, что позволяет сделать задание личностно значимым для ученика.

 

На этапе обобщения и систематизации полученных знаний:

- интегрированные уроки с использованием ИКТ, направленные на активную самостоятельную выработку учащимися нового знания, освоение новых способов деятельности, постановку в центре учебного процесса активного личного опыта учащихся;

- использование интерактивной доски как средства для выхода в Интернет (просмотр художественных и документальных фильмов по программе, видеоуроков, леций и т.д.);

- разные виды заданий для интерактивной доски, что дает возможность вовлекать в процесс обучения всех учащихся класса, строить общение на основе творческого похода. Большой спектр интерактивных приемов - работа с цветным маркером, мобильные схемы, вставка  анимации, аудио- и видео- файлов, работа со «шторкой», возможность изменять любой текст на экране и др. – превращают урок в живой, творческий процесс, где в центре личность ученика.

На этапе подготовки домашнего задания:

- создание учащимися презентации, буклета, веб-страницы, с обязательным определением временных рамок, количества источников информации (можно предложить адреса нескольких сайтов), программу реализации задания (Word, PowerPoint), объем отчетного документа.

Мой опыт показывает, что мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Мультимедийные технологии должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами и методами обучения, деятельностью учителя и учащихся.

            При проведении мультимедийного урока необходимо помнить, что это УРОК, а значит при отборе учебного материала нужно соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.  При этом компьютер должен заменять учителя, он должен его  дополнять.Я считаю, что используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.

 

Результатом использования мультимедийных технологий является повышение качества обучения:

1) русский язык имеет высокий коэффициент в шкале трудности учебных предметов, поэтому я считаю высоким результатом моей работы - 100% обученности, который является стабильным;

2) качество обученности  по русскому языку составляет  34-57%, по литературе - 86 - 92% .Если учитывать, что я работаю в общеобразовательной школе, где учат всех и где нет профильного обучения, то эти результаты я считаю достаточно высокими;

3) наблюдается положительная динамика качества обучения: за последние 3 года качество обучения  возросло по русскому языку - на 22,7% , по литературе -на 16 %;

4)  ЕГЭ по русском языку в 2010сдали все обучающихся. Один ученик (7%) получил  71 балл, из них 19 баллов за сочинение часть С (макс. балл - 21), трое (20%) - получили от 63 до 69 баллов.11 ч. (73%) получили баллы выше минимального балла (сред. балл-48) Если учесть, что в школе нет профильного обучения, обучающиеся не пользовались  услугам репетиторов и то, что я работала в этом классе только два года, то это достаточно высокий  результат. ГИА в 2010 сдали все обучающиеся.Уровень качества-32%.

5) По средний первичный балл по пробному ЕГЭ в 2012 году составил 37, тестовый-57.

6) преподаваемые мной предметы востребованы обучающимися. Мои ученики (даже слабые) каждый год выбирают русский язык как экзамен по выбору несмотря на сложность предмета. В 2010 году экзамен по русскому языку (устно) сдавали 21%  обучающихся 9 класс. Результат экзамена: уровень обученности -100%, качества-100%;

7) повышается интерес к предмету, который  выражается в увеличении количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня;

8) увеличивается количество учащихся, занимающихся исследовательской,  проектной и другими видами творческой деятельности по преподаваемому предмету;

9) повышается мотивация, познавательная активность интерес к предмету.Учеников привлекает новизна проведения  уроков, в классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

10)Успешная социализация выпускников. 100% выпускников 2010 поступили в вузы Твери , Москвы и Санкт-Петербурга на бюджетные.

Мое твердое убеждение, что мультимедийные уроки  в учебном процессе обеспечивают возможность:

-повышает  мотивацию и познавательную активность;

- повысить качество обучения;

-дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

-повысить роль наглядности в учебном процессе;

-позволяют увеличить время работы на уроке учеников;

-удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

-освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;

-повысить темп урока;

-увеличить долю самостоятельной работы учащихся;

-проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;

-углубить степень отработки практических умений и навыков;

-вести дифференцированную работу с каждым учеником;

-выявить пробелы в его грамотности;

-выработать умение составлять алгоритмы;

-организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости;

 

Методическая система и ее компоненты были представлены на:

муниципальном уровне:

1.Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Творческий отчет в рамках аттестации на методическом объединении учителей русского языка и литературы образовательного округа № 3 (2010г.)

2. «Мультимедийный урок». Представление опыта работы на 2-м этапе «Лучшее от каждого – коллективу» в ходе муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года 2011» (2011г.) Материалы одобрены и рекомендованы для размещения в методическом кабинете отдела образования.

3. «Формирование интереса к предмету через урок, книгу, внеклассное мероприятие». ( в ходе выступления был затронут вопрос об использовании мультимедийных технологий как способа формирования интереса к предмету). Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы (2011 г.)

региональном уровне:

1.Материалы творческого отчета «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы» были направлены методическим кабинетом отдела образования Кашинского района в ТОИУУ (2010 г.)

2) «Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе» Выступление на межмуниципальном семинаре в г. Кимры, проведенном НУДПО «Всесоюзный центр повышения квалификации» 14.12.2012г.

федеральном уровне:

1.Портал для учителей Proшколу.ру (http://www.proshkolu.ru/user/uiinatascha/file/2596187)

2. Официальный сайт МБОУ СОШ им. М.И. Калинина (http://www.schoolkalinin.com/metod.shtml)

3.Профессиональное сообщество педагогов «Методисты» (http://metodisty.ru/m/files/view/ispolzovanie_multimediinyh_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury-_sistema_raboty_chizhovin-a)

4.Учебно-методический портал (http://www.uchmet.ru/library/material/139831/)

6.Социальная сеть работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/ispolzovanie-multimediinykh-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-li)

7.Образовательный портал «Продленка» (http://www.konkyrs.org/metodichka.html)

Методическая система учителя русского языка и литературы

 «Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества и мотивации обучения»

Чижова Наталия Александровна

МБОУ СОШ им. М.И.Калинина

 

Актуальность

Современный мир диктует современные требования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Следовательно, современный учитель, сохранив  богатейший опыт российской и советской школы, должен искать новые формы и методы обучения, активно сочетать их с новыми педагогическими технологиями с целью повышения качества образования и  соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Инновационная идея, объединяющая все компоненты системы, заключается в повышении качества обучения, формировании положительной мотивации и изменении организации обучения через сочетание традиционных методов обучения и мультимедийных технологий как непосредственного инструмента реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Цель:совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока, усиление мотивации учения, улучшение качества обучения и воспитания, повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий.

Задачи:

-совершенствовать традиционные методы обучения через использование мультимедийных технологий;

-использовать медиаресурсы (графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение) для организации познавательной деятельности учащихся на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУН, а также на факультативных занятиях, занятиях элективных курсов, во внеклассной работе.

Новизнаметодической системы обусловлена следующим: обоснована эффективность использования мультимедийных технологий в процессе обучения русскому языку, литературе и внеурочной деятельности по предмету, разработана система практических методов и приемов работы с использованием мультимедийных технологий.

Практическая значимостьметодической системы: определены практические методы и приемы использования мультимедиа-технологий при обучении русскому языку и литературе и внеурочной деятельности. Предложены конкретные методы и приемы использования мультимедиа-технологий.

Концепция методической системы:

Методической основой для построения системы являются методические  материалы, размещенные на портале «Сеть творческих учителей» (Г. Аствацатуров «Педагогический дизайн мультимедийного урока»; В.Н.Погодин «Конструирование мультимедийного урока» )

Мультимедийная технология обучения – технология, в основе которой лежит активное использование в процессе обучения современных мультимедийных средств (комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.) Урок с использованием мультимедийных средств и построенный на основе мультимедийной технологииполучил название «мультимедиа-урок», «мультимединый урок». В таком уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента: компьютер и программные средства, в которых структурирована учебная информация в текстовом виде, во множестве наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых анимационными и звуковыми эффектами.

Современный мультимедийный урок я строю по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. На мультимейдийных уроках я использую такие необходимые такого урока, как рисунок, иллюстрация, графика; интерактивная игра; интерактивный тренажер; видеофрагмент; аудиозапись, мультимедийная презентация.

Основными формами организации работы обучающихся  на уроке являются:

  • фронтальная работа- просмотр видео фрагментов, Интернет - уроков, прослушивание аудиозаписей;
  • индивидуальноя- выполнение практических работ (работа с интерактивными тренажерами, программами);
  • работа в малой группе- выполнение общего учебного проекта.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

Медиатехнологии я применяю на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУН, а также на факультативных занятиях, занятиях элективных курсов, во внеклассной работе, используя  в различных режимах, а именно:

-в обучающем режиме;

-в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;

-в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

-в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала;

-в режиме самообученияю

 

Традиционные и инновационные организационные виды деятельности и методические приемы

При объяснении нового материала на уроке:

- мультимедийная лекция с использованием компьютерного программного обеспечения, позволяющего интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс.

- интерактивные приемы с использованием интерактивной доски, что помогает сделать урок живыми и привлекательным для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.). Интерактивная доска позволяет преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами,  позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.

- ЦОР, ЭОР и  диски («Уроки Кирилла и Мефодия».  «Электронный Образовательный Комплекс «Русский язык (орфография и пунктуация) 5-11 классы»,  мультимедийный учебник «1С Русский язык», электронные репетиторы, Интернет-ресурсы, самостоятельно сконструированные цифровые образовательные ресурсы), предметные коллекции (иллюстрации, портреты, видеофрагменты, видеоэкскурсии), таблицы, схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – дается комментарий с дополнительными объяснениями и примерами, у обучающихся «включаются» слуховой и визуальный каналы восприятия материала, развивается воображение;

- дидактический материал в виде презентаций, схем-конспектов, тренажеров анимированных кроссвордов и т.д.;

- опережающее домашнее задание к новой теме – подготовить свою мультимедийную презентацию. Это позволяет повысить эмоциональный фон учащихся, задействовать разные каналы восприятия информации, стимулировать учащихся к проявлению творческой активности, как результат, повысить качество знаний;

- метод проектов для активизации деятельности учащихся, отработки исследовательских навыков с обязательной защитой на уроке.

 

На этапе закрепления знаний, отработки навыков:

- использование Интернет-ресурсов и учащимися, и учителем: единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ЦОР (school-collection.edu.ru), электронные словари и энциклопедии;

- использование в качестве дидактического материала к уроку как собственных мультимедийных презентаций, конспектов уроков для интерактивной доски, так  и разработанных учащимися презентаций, что позволяет вовлечь  их в активную деятельность по подготовке занятия, повысить производительность труда учителя и ученика;

- создание учащимися своей схемы или своего алгоритма для применения того или иного правила, что позволяет сделать задание личностно значимым для ученика.

 

На этапе обобщения и систематизации полученных знаний:

- интегрированные уроки с использованием ИКТ, направленные на активную самостоятельную выработку учащимися нового знания, освоение новых способов деятельности, постановку в центре учебного процесса активного личного опыта учащихся;

- использование интерактивной доски как средства для выхода в Интернет (просмотр художественных и документальных фильмов по программе, видеоуроков, леций и т.д.);

- разные виды заданий для интерактивной доски, что дает возможность вовлекать в процесс обучения всех учащихся класса, строить общение на основе творческого похода. Большой спектр интерактивных приемов - работа с цветным маркером, мобильные схемы, вставка  анимации, аудио- и видео- файлов, работа со «шторкой», возможность изменять любой текст на экране и др. – превращают урок в живой, творческий процесс, где в центре личность ученика.

На этапе подготовки домашнего задания:

- создание учащимися презентации, буклета, веб-страницы, с обязательным определением временных рамок, количества источников информации (можно предложить адреса нескольких сайтов), программу реализации задания (Word, PowerPoint), объем отчетного документа.

Мой опыт показывает, что мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Мультимедийные технологии должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами и методами обучения, деятельностью учителя и учащихся.

            При проведении мультимедийного урока необходимо помнить, что это УРОК, а значит при отборе учебного материала нужно соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.  При этом компьютер должен заменять учителя, он должен его  дополнять.Я считаю, что используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.

 

Результатом использования мультимедийных технологий является повышение качества обучения:

1) русский язык имеет высокий коэффициент в шкале трудности учебных предметов, поэтому я считаю высоким результатом моей работы - 100% обученности, который является стабильным;

2) качество обученности  по русскому языку составляет  34-57%, по литературе - 86 - 92% .Если учитывать, что я работаю в общеобразовательной школе, где учат всех и где нет профильного обучения, то эти результаты я считаю достаточно высокими;

3) наблюдается положительная динамика качества обучения: за последние 3 года качество обучения  возросло по русскому языку - на 22,7% , по литературе -на 16 %;

4)  ЕГЭ по русском языку в 2010сдали все обучающихся. Один ученик (7%) получил  71 балл, из них 19 баллов за сочинение часть С (макс. балл - 21), трое (20%) - получили от 63 до 69 баллов.11 ч. (73%) получили баллы выше минимального балла (сред. балл-48) Если учесть, что в школе нет профильного обучения, обучающиеся не пользовались  услугам репетиторов и то, что я работала в этом классе только два года, то это достаточно высокий  результат. ГИА в 2010 сдали все обучающиеся.Уровень качества-32%.

5) По средний первичный балл по пробному ЕГЭ в 2012 году составил 37, тестовый-57.

6) преподаваемые мной предметы востребованы обучающимися. Мои ученики (даже слабые) каждый год выбирают русский язык как экзамен по выбору несмотря на сложность предмета. В 2010 году экзамен по русскому языку (устно) сдавали 21%  обучающихся 9 класс. Результат экзамена: уровень обученности -100%, качества-100%;

7) повышается интерес к предмету, который  выражается в увеличении количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня;

8) увеличивается количество учащихся, занимающихся исследовательской,  проектной и другими видами творческой деятельности по преподаваемому предмету;

9) повышается мотивация, познавательная активность интерес к предмету.Учеников привлекает новизна проведения  уроков, в классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

10)Успешная социализация выпускников. 100% выпускников 2010 поступили в вузы Твери , Москвы и Санкт-Петербурга на бюджетные.

Мое твердое убеждение, что мультимедийные уроки  в учебном процессе обеспечивают возможность:

-повышает  мотивацию и познавательную активность;

- повысить качество обучения;

-дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

-повысить роль наглядности в учебном процессе;

-позволяют увеличить время работы на уроке учеников;

-удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

-освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;

-повысить темп урока;

-увеличить долю самостоятельной работы учащихся;

-проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;

-углубить степень отработки практических умений и навыков;

-вести дифференцированную работу с каждым учеником;

-выявить пробелы в его грамотности;

-выработать умение составлять алгоритмы;

-организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости;

 

Методическая система и ее компоненты были представлены на:

муниципальном уровне:

1.Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Творческий отчет в рамках аттестации на методическом объединении учителей русского языка и литературы образовательного округа № 3 (2010г.)

2. «Мультимедийный урок». Представление опыта работы на 2-м этапе «Лучшее от каждого – коллективу» в ходе муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года 2011» (2011г.) Материалы одобрены и рекомендованы для размещения в методическом кабинете отдела образования.

3. «Формирование интереса к предмету через урок, книгу, внеклассное мероприятие». ( в ходе выступления был затронут вопрос об использовании мультимедийных технологий как способа формирования интереса к предмету). Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы (2011 г.)

региональном уровне:

1.Материалы творческого отчета «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы» были направлены методическим кабинетом отдела образования Кашинского района в ТОИУУ (2010 г.)

2) «Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе» Выступление на межмуниципальном семинаре в г. Кимры, проведенном НУДПО «Всесоюзный центр повышения квалификации» 14.12.2012г.

федеральном уровне:

1.Портал для учителей Proшколу.ру (http://www.proshkolu.ru/user/uiinatascha/file/2596187)

2. Официальный сайт МБОУ СОШ им. М.И. Калинина (http://www.schoolkalinin.com/metod.shtml)

3.Профессиональное сообщество педагогов «Методисты» (http://metodisty.ru/m/files/view/ispolzovanie_multimediinyh_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury-_sistema_raboty_chizhovin-a)

4.Учебно-методический портал (http://www.uchmet.ru/library/material/139831/)

6.Социальная сеть работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/ispolzovanie-multimediinykh-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-li)

7.Образовательный портал «Продленка» (http://www.konkyrs.org/metodichka.html)

Прикрепленный файл Size
Мультим. урок.rar 4.92 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн