Submitted by Наталия Петровна Моисеева on чт, 09/08/2012 - 15:59
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Урок по литературному чтению в 4 классе
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
подготовила
учитель начальных классов
Моисеева Наталия Петровна
п. Первомайский 2012
Тема:Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
Цель:познакомить детей с творчеством Д. Н. Мамина – Сибиряка.
Задачи:
развитие навыков связной речи, творческого воображения;
формирование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения;воспитание любви кприроде, к животным.
Оборудование:
портретД.Н. Мамина - Сибиряка, учебник «Литературное чтение» 2 часть под редакцией Л. Климановой, карточки для урока, выставка книг Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»; книги: Г-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»;Л. Н. Толстой «Лебедь», С. Есенин «Лебёдушка».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, обсуждать и рассуждать, думать, сравнивать, высказывать своё мнение и слушать чужое.
Обратимся к словам Агнии Барто: «Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем»,
Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, мы научимся на уроке.
II. Актуализация знаний.Проверка домашнего задания.
-Мы закончили изучение раздела «Поэтическая тетрадь». Какое название вы бы ей дали?
1.Задание «Стихотворение ищет своё название» (определить автора стихотворения и его название).
Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
(В.Я.Брюсов «Опять сон»)
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт.
(С. А. Есенин «Бабушкины сказки»)
Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
(М. И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»)
Раз, два, три, четыре, пять,
Бегом тени не догнать.
(В.Я.Брюсов «Детская»)
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Ещё не взрослый передаст ли стих?
(М. И.Цветаева «Наши царства»)
2.Чтение наизусть понравившегося стихотворения.
III. Тренировочные упражнения.
Работа над скороговоркой (чтение скороговорки в медленном и быстром темпе; с удивлением, с восторгом, с вопросом)
Пара птиц порхала, порхала –
Да и выпорхнула.
IV. Подготовка к восприятию нового материала.
Работа с корректурной пробой.
-Зачеркните в ряду буквы а/у.
у п а р и а у ё м у а ы у ш а
-Выпишите неподчёркнутые буквы. Что за слово получилось?
-Какой смысл вы вкладываете в это слово?
-Какие ассоциации, ощущения возникают у вас, когда вы слышите это
слово?
V.Постановка цели урока.
-Сегодня на уроке мы будет читать рассказ «Приёмыш». Написал этот рассказ Мамин – Сибиряк. Мамин – Сибиряк - это псевдоним писателя, настоящая его фамилия Мамин.
1. Рассказ об авторе.
Дмитрий Наркисович Мамин-–Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли на Урале. Он рос в бедной семье. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным, Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин- Сибиряк стал писателем.
За свою жизнь написал коло 150 рассказов, сказок, очерков, повестей для детей. Вы все читали «Алёнушкины сказки» Мамина - Сибиряка, а «Приёмыш», один из его рассказов.
VI. Работа с текстом.
-При чтении вам встретятся трудные слова.
1 .Словарная работа.
Слова на доске: протока, Сайма, бобылём, особняком, схиреет, сгрудятся, грезилось, дескать.
2.Чтение 1 части(читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения).
3. Обсуждение прочитанного.
- Почему хозяина избушки не оказалось дома?
- Как вы думаете, кто же был Приёмышем?
4.Чтение 2 части(читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения).
- Подумайте, кто же на самом деле оказался Приёмышем.
5.Работа с текстом после чтения.
- Расскажите, как Приёмыш оказался в избушке у Тараса?
- Почему Тарас не подрезал Приёмышу крылья?
6.Чтение 3 части(читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения),
7. Работа с текстом.
- Что вы узнали о жизни Тараса?
8.Прогнозирование.
- Как вы думаете, каким будет конец этой истории?
- Останется Приёмыш с Тарасом или всё-таки улетит?
9. Чтение последней части рассказа учителем.
- Я буду читать, а вы слушайте и думайте над вопросом. Совпало ли ваше мнение с текстом (заслушиваются ответы учащихся).
- Почему же расстались трое друзей?
- Как это случилось?
- Легко ли расставаться с другом?
Физкультминутка.
VII. Анализ произведения.
- Как Приёмышу жилось у Тараса?
-Как старик к нему относился?
-Почему Тарас называл Приёмыша «особенной птицей»?
-Умышленно или случайно Приёмыш улетел от Тараса?
- Легко ли было Приёмышу улететь от старика и Соболько? Почему?
- Как изменился старик после отлёта лебедя? Почему?
- Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее?
Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?
VIII.Повторное чтение.
1. Чтение 1 части «цепочкой».
2. Чтение по ролям 2 части.
3. Выборочное чтение.
- Зачитайте отрывок, как дружили Соболько и Приёмыш?
4. Жужжащее чтение 4 части.
5. Составление рассказа о Тарасе.
- Составьте рассказ о старом Тарасе по вопросам:
Где жил?
С кем?
Когда поселился?
Как выглядел?
Как Тарас относился к природе?
6. Устная работа.
- Докажите, что Соболько и Приёмыш были дороги Тарасу.
- О чём беспокоился старик?
IX. Дискуссия.
- Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?
- Вам бы хотелось, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу? Получится ли у них такая же дружба?
Вывод: Приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой, они жертвуют своей жизнью. Такой любви, надо учиться у лебедей - нам, людям.
X.Домашнее задание
(Творческое задание)
-В конце рассказа стоит многоточие. Почему?
Перечитать рассказ. Написать сказочное продолжение этой истории.
XI. Итог у рока.
- Чему научил вас этот рассказ?
- Что нового узнали?
Прозвенел уже звонок,
Значит, кончился урок.
Спасибо вам за работу на уроке.
Информационные источники:
учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть под редакцией Л. Климановой
поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс Автор: М. И. Байкова. Издательство: «ВАКО»Москва 2005г.