Вы не зарегистрированы

Авторизация



Анненков В.В. Непрерывное неформальное образование: модель 5С

    Выберите действие:

Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков
Submitted by Владимир Владимирович Анненков on пн, 27/08/2012 - 09:43

Тему рассматриваем с позиции учащегося учителя.

 

Неформальное образование взрослых

 
К проблемам неформального образования подходим с позиции учащегося. К "учащимся" причисляем не только школьников, студентов, аспирантов, но всех, кто учится всю жизнь в ответ на вызовы профессии и быта. С этой позиции учащимся может быть и школьный учитель, и преподаватель вуза или института повышения квалификации, и научный работник, если они сочетают свои должностные обязанности с повседневным самообразованием (саморазвитием).
 
"Неформальное образование" реализует сам учащийся по своей   программе и/или в потоке жизни (т.е. без заранее составленной программы, реагируя на внешние условия и импульсы). "Формальное образование" предоставляется образовательными учреждениями по государственным или корпоративным стандартам и программам, с  оценками результатов по установленным государством/корпорацией требованиям и/или мнению преподавателя, экзаменатора, с выдачей документа об образовательном цензе.
 
Неформальное образование учащихся исторически присутствовало в общественном развитии, но до последнего времени считалось "дополнительным" к формальному. Понятие "дополнительное образование" родилось и узаконено в идеологии "образование на всю жизнь", когда общество причисляло к системе образования общеобразовательные школы, учреждения среднего и высшего образования, аспирантуру; соответственно признавало "аттестат зрелости", дипломы вуза и учёной степени. "Формальное образование" длилось от 10 до 20 лет, а остальную жизнь (40 лет и более) взрослые учащиеся получали "дополнительное" образование.
 
Переход к модели "образование через всю жизнь и в объёме жизни" меняет отношение общества (и государственных органов) к т.н. "неформальному образованию". В восприятии учащегося более 2/3 информации приходится на неформальное образование. К тому же с распространением Интернет и других средств дистанционной коммуникации в жизни учащихся растёт удельный вес развития в сетевых сообществах. Их воздействие на учащихся, дидактический и педагогический потенциалы сравнительно мало изучены.
 
Модель 5С
 
Формула означает "Саморазвитие в сетевых сообществах сменного состава". Речь - о саморазвитии учащегося на протяжении жизни. Саморазвитие - это не только усвоение новой информации, её вписывание в знания об окружающем мире и самом себе, в своё мировоззрение. Это ещё и изменение ценностей и человеческих качеств в ходе самовоспитания. Иными словами, саморазвитие - это изменение культуры личности, а в ней - информационной культуры, технологической культуры и других составляющих.
На протяжении жизни человек ХХ1 века взаимодействует (и учится) в ряде сетевых сообществ. Он выбирает их (или создаёт сам), следуя изменениям своих интересов. Вот пример из жизни автора.
 
Почти 50 лет моим "очным" сообществом был Институт географии АН СССР (с 1990х - РАН). Очно-дистанционными сообществами были Международный географический союз, его комиссии и рабочие группы, на встречах которых бывал эпизодически, а постоянно взаимодействовал через переписку. 
 
"Заболев" Интернетом, пытался создать в Российском географическом обществе сетевое сообщество географов. В нём в 2001 г. было 35 городов от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Но оно оказалось преждевременным. В 2002-2006 гг. участвовал в сообществе СТОИК (Сетевые Технологии Образования, Инноваций, Коммуникации) - клубе для сетевых диалогов по актуальным проблемам образования взрослых. За СТОИК-1 были СТОИК-2 в социальной сети mail.ru, СТОИК-3 среди сетевых сообществ Открытого Класса. Различались они не только "местом дислокации", но и акцентами на поддержку "Учащегося народа" (мечта В.И.Вернадского в 1913 г), на освоение богатого арсенала сервисов web 2.0 на сайте Национального фонда подготовки кадров.
 
Осев :) в Открытом Классе, участвовал в сообществах Год Учителя (2010), "Повседневное саморазвитие педагога..." (2011), "Сетевая лаборатория по апробации интерактивных мобильных электронных устройств" (2011-2012 учебный год). Эти и другие очно-дистанционные, и дистанционные сообщества немало способствовали непрерывному развитию дедушки и прадедушки.
 
Заключение
 
Неформальное саморазвитие педагога в сетевых сообществах разного состава с разными интересами – один из ведущих трендов в изменении системы подготовки и переподготовки кадров ХХ1 века. Модель «5С» предложена как ориентир непрерывного самообразования в эпоху Интернет.
 

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Раиса Борисовна Лобанова

На: Анненков В.В. Непрерывное неформальное образование: модель 5


Уважаемый Владимир Владимирович!

Очень интересна модель <5С>. Сама несколько лет иду примерно вашим путем в области обучения. Сетевые сообщества - путь, наверное, самый оптимальный для повышения квалификации педагога. Опять - таки. все, что возникает в истории стихийно, постепенно получает какое - то управление, если это принято обществом. Все сетевые сообщества разрознены, некоторые из них переходят на коммерческие основы. Как вы считаете, не созрела ли необходимость какого регулирования такого обучения? Вопрос спонтанный. У меня нет на него ответа. Об организации неформального обучения детей мы уже давно задумались. Пытаемся их направить в "разумное русло". Создаем собственные ресурсы в сети, уводим их от  "неразумного" пути блужданий по Интернету. В школе пытаемся руководить неформальным обучением педагогов с этой же целью. жду вашего мнения, как человека столкнувшегося с этой проблемой. Ведь почему то вы "осели" в "Открытом классе".

С уважением, Раиса Борисовна.




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Диалог "педагог - андрагог"


Рад, дорогая Раиса Борисовна, началу диалога. "Дорогая", потому что редко встречаю в Сети учителей старшего поколения, активно взаимодействующих в сетевых сообществах, чем опровергающих мнение о пассивности старших в ИКТ вообще, в Интернет, в частности. Всё зависит от человека.

 

Продолжим в формате диалога:

ЛРБ: "почему то Вы "осели" в "Открытом классе".

АВВ: Стремлюсь передать опыт "вечного студента" и впитать конкретику современной школы (от практики которой отдалён в Федеральном институте развития образования) В сетевых сообществах учителей получаю материал для научной работы по проблемам саморазвития педагога, социальных и гуманитарных технологий сетевого взаимодействия...

ЛРБ: "Как вы считаете, не созрела ли необходимость какого регулирования обучения (в сетевых сообществах)?"

АВВ:  На разработку основ и технологий "неформального" образования, в т.ч. и в сетевых сообществах, и нацелена наша конференция. А материалы подшивки "Готовимся к конференции...", размещённые в сетевом сообществе "Повседневное саморазвитие педагога...", дают  основание для разработки методик измеряемого учёта "повышения квалификации" в профессиональном общении педагогов. Что актуально для "формального" признания результатов "неформального" саморазвития.

ЛРБ: "Пытаемся их (детей)направить в "разумное русло"

АВВ: А я разрабатываю принципы и технологии "направляемой самоорганизации" взрослых в сетевых сообществах. Для учителей и преподавателей вузов важна именно их самоорганизация. Задача институтов повышения квалификации и/или сетевых сообществ, создаваемых этими институтами в www (в т.ч. в Открытом Классе). - направить самоорганизацию педагогов и их сообществ в русло постановки и совместного решения злободневных проблем. Направляющее воздействие на самоорганизацию учителя идёт через формирование среды, благодатной для его развития, через предложение сетевых проектов для индивидуальной и коллективной разработки.

ЛРБ: "В школе пытаемся руководить неформальным обучением педагогов с этой же целью. жду вашего мнения...,"

АВВ: В формировании для учителя благодатной среды саморазвития выделяем несколько взаимодополнительных уровней:

  • внутришкольный очного общения,
  • городской очно-дистанционного общения,
  • региональный, федеральный, международный дистанционно-очного и дистанционного общения

Администрация школы, школьные методические объединения помогают учителям сочетать эти уровни и формы профессионального общения. Действенным средством сочетания могут быть индивидуальные программы саморазвития учителей. Как учителям разрабатывать такие программы - отдельные консультации по запросам на vann1936@gmail.com/

 

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Раиса Борисовна Лобанова

На: Диалог "педагог - андрагог"


Спасибо за такой оперативный ответ. Я очень многое для себя лично взяла из вашего ответа.

С уважением, Раиса Борисовна

Комментарий был изменен с момента создания (raisalbanva, Sat, 22/09/2012 - 14:02).



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Своевременный вопрос


Пока доклад СВА не имеет специальной страницы. Хочу такую создать сегодня к концу дня (по Москве). Ваш запрос - ещё одно основание для такого действия.

 

Удалять Ваш запрос не надо. Копим факты и мнения для формирования благодатной среды сетевого обсуждения.

 

PS: страница для обсуждения презентации В.А.Стародубцева

Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, Sat, 06/10/2012 - 16:31).

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Инновации и преемственность


Добро пожаловать, уважаемый Вячеслав Михайлович, в сетевую дискуссию специалистов, поколений, позиций. У нас здесь встреча не только без галстуков, но и без манжет :)  Вместе выясняем, кто где находится сейчас, куда двигаться институтам повышения квалификации работников образования (организаторы конференции).

 
Ещё есть немного времени (до 1 октября)
- словом, содействовать становлению сетевого сообщества практиков и теоретиков саморазвития человека ХХ1 века (в первую очередь педагогов и андрагогов). 
 
Цель сообщества (на частный взгляд инициатора сетевой подготовки конференции в Новокузнецком ИПКРО) - разработать проект перестройки системы повышения квалификации в соответствии с потребностями взрослых учащихся и возможностями современных технологий. Конечно, цель будем уточнять вместе, в сетевых диалогах...
 
Извините, Вячеслав Михайлович, за затянувшееся вступление к ответу на "ворчалки "на манжетах". Позвольте отвечать в формате диалога.
 
БВМ: "...введение "новой" терминологии предполагает забвение ранее наработанных человечеством  ответов..."
АВВ: терминология введена не мной, а Оргкомитетом конференции в русле Меморандума Еврокомиссии 2000 г. (см ссылки - http://www.openclass.ru/node/309173). Я, как и Вы, за преемственность со-знания, тезауруса. Но наши слова и тексты, как известно, - только вершинка айсберга мыслей. Всего в двухстраничные тезисы не вместишь.
 
БВМ: "нет упоминаний о структуре потребностей человека..."
АВВ: И ещё многого нет... Хотя изменение "структуры потребностей человека" учитывается в модели 5С - скрыто за словами "изменение интересов".
 
БМВ: "...я натыкаюсь на то, что "человек" то и дело заменяется словом "ученик" 
АВВ: слово "ученик" подходит для начальной школы, когда учителя ведут процессы познания и социализации детей. Распространение этого понятия на всех школьников (и даже на университетские и научные школы) для меня не приемлемо.  Предпочитаю слово "Учащийся" - http://www.openclass.ru/node/309993.
А вот "учащийся человек" вполне адекватно современной установке "образование на протяжении жизни". В государственной политике возродил бы выражение В.И.Вернадского "Учащийся народ"
 
БВМ:  "в тех ситуациях, которые многими докладчиками рисуются как образцовые и/или желательные, я вижу явное доминирование социальных потребностей (в ущерб идеально-познавательным)"
АВВ: да, в последние годы маятник саморазвития (познание - социализация) качнулся в сторону общения. Моё отношение к этому факту выразил, написав одной молодой особе: 
Конечно, приятно общение.
Но оно - только фактор движения...
Инженеры твердят: нужна цель!
Превзойдём же общения хмель,
Будем вместе упорно трудиться,
Чтоб Россия могла возродиться.
 
 
Надеюсь, Вячеслав Михайлович, Вас захватит эксперимент, начавшийся как сетевая подготовка конференции в Новокузнецке, но имеющий более долговременные и высокие цели. В зависимости от Вашей реакции предложу дальнейшие шаги..
Всего доброго!
Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, Wed, 10/12/2014 - 07:12).

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Вячеслав Алексеевич Стародубцев

На: 1 НЕПРЕРЫВНОЕ НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МОДЕЛЬ 5С


В.В.!

В Вашей индивидуальной траетории можно отметить и общую тенденцию сетевой мобильности "контингента" неформального образования и смену векторов сетевой активности "по ходу жизни".

Смена интересов приводит к смене состава коммуникаторов. Как у Пьехи: "Кто-то теряет, кто-то находит".  Неформальное самообразование (саморазвитие) такое по сути. Но есть мнение о необходимости "организовать" неформальное самообразование в управляемую структуру так, чтобы можно было "учитывать" его в формальном повышении квалификации. 

Реальность с аттестацией и сертификацией педагогической деятельности (короче - зарплата) к этому подталкивает.  При этом результаты учения (самоучения) можно по привычке оценить в баллах или еще как-то (портфолио результатов). Как процедурно или критериально оценить саморазвитие и самовоспитание? 

В.А.

Вячеслав




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Сертификация результатов неформального самообразования


Согласен, В.А., что способы признания результатов неформального образования (на мой взгляд, самообразования, так как НО движется учащимися) - актуальная проблема "повышения квалификации". Результаты может оценивать эксперт-консультант, отвечающий за оценку перед своим вузом или ИПКРО, к которому аттестуемый прикреплён для повышения квалификации. Или оценивает сообщество, в котором трудится аттестуемый, повышая его авторитет. 

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Галина Викторовна Сергеева

На: Сертификация результатов неформального самообразования


 

Вопрос, который заставляет меня размышлять - " самообразование - это неформальное или информальное образование?" Где та грань, которая позволяет определить место самообразования в непрерывном образовании человека? Ведь если опираться на положения Меморандума, то информальное образование обозначено как самообразование -   "наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер" .  ... .  . Но,на мой взгляд, такой подход к самообразованию слишком узок. И если говорить об профессиональном педагогическом образовании, то такое понимание информального образования близко к понятию "фонового педагогического самообразования", о котором говорит Г.М. Коджаспирова, выделяя формы самообразования педагога.  А если рассматривать самообразование как целенаправленную, регулируемую деятельность педагога, как простраивание некой траектории своего профессионального  образования, развития, то самообразование вберёт в себя и неформальное и информальное образование. 

Или другой подход, если рассматривать самообразование как индивидуальную образовательную деятельность, осуществляемую вне образовательных ( и других) учреждений, то может рассматривать самообразование как неинституциональное неформальное образование?

P.S.  Может быть оставляю комментарий в не совсем соответствующей теме обсуждения. Не совсем хооршо ещё ориентируюсь в сообществе.



Повседневное саморазвитие педагога в сетевых сообществах

Навигация по подшивке