Официальный сайт toppromotion 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Риски перехода на СПО и пути их решения

Свободно распространяемое ПО

 

Наряду с коммерческими программными продуктами широкое распространение получило так называемое «свободное» программное обеспечение, дистрибутивы которого размещены в Интернете для широкого круга пользователей. Большинство разработчиков такого ПО позиционирует свои продуты как «free for non commercial use»- свободные для некоммерческого использования. Это означает, что такое ПО может быть свободно использовано частными лицами и образовательными учреждениями, но не может использоваться кем-либо для изготовления коммерческих продуктов.
Ниже приводится сводная таблица свободно распространяемого ПО, рекомендуемого для использования в образовательных учреждениях.

 

Название ПО

Назначение

Дистрибутив

ALT- Linux
EdUbuntu
Debian
MOPSLinux

Операционные системы (для серверов и рабочих станций)

http://linux.armd.ru/
http://ubuntu.ru/
http://www.debian.org/
http://www.mopslinux.org/

OpenOffice

Офисный пакет (текстовый редактор «Writer», редактор математических формул «Math», электронная таблица «Calc», система управления базами данных «Base», редактор презентаций «Impress»

http://ru.openoffice.org/

Scratch (аналог Logo )

Визуальная среда программирования

http://scratch.mit.edu/

Lazarus ( аналог Pascal )

Визуальная среда программирования

http://www.lazarus.freepascal.org/

Eclipse

Визуальная среда программирования

http://www.eclipse.org/

NetBeans

Визуальная среда программирования

http://www.netbeans.org/

Mozilla Firefox

Web-браузер

http://www.mozilla-europe.org/ru/firefox/

Mozilla Thunderbird

Клиент электронной почты

http://www.mozilla-europe.org/ru/products/thunderbird/

KompoZer

HTML редактор

http://www.kompozer.net/

Gimp

Редактор растровой графики

http://www.gimp.org/

Inkscape

Редактор векторной графики

http://www.inkscape.org/

QCad

Профессиональная система черчения

http://www.qcad.org/

Scribus

Настольная издательская система

http://www.scribus.net/

Audacity

Редактор звуковых файлов

http://audacity.sourceforge.net/

Avidemux

Видеоредактор

http://www.avidemux.org/

Blender

Редактор трехмерной графики

http://www.blender.org/

Skype

Видеосвязь, служба мгновенных сообщений

http://www.skype.com/

MySQL

Система управления базами данных

http://www.mysql.com/

Google Apps

Software as a Service (ПОкаксервис)

http://www.google.com/a/help/intl/ru/index.html

 

 

Логика и последовательность освоения СПО

 

Логика и последовательность изложения материала в этом курсе существенно отличается от логики, в которой написано большинство книг, посвященных СПО.

Чаще всего авторы исходят из того, что последовательность внедрения программ и пакетов, относящихся к различным категориям, будет соответствовать последовательности построения информационной системы (например, школьной сети). Это вполне оправдано в случае разработки и реализации такой системы "с нуля", однако может вызвать существенные сложности в ситуациях, когда система уже существует, развернута на базе несвободного (и, как следствие, почти всегда нестандартного) ПО, нужна поддержка ее роста и развития, и администрация учебного заведения обращается к СПО именно как к средству обеспечения такого развития.

"Сплошная миграция", при которой администрации необходимо внедрять (а всем пользователям, включая учителей и учащихся, осваивать) и системное, и прикладное (а в случаях, если проводятся какие-то свои разработки, и инструментальное) ПО одновременно, --- объективно очень сложный и болезненный процесс. Если говорить об учебном заведении, то он сложен вдвойне, поскольку очень разнится уровень пользователей различных категорий. Если говорить о школах, где единственный преподаватель информатики --- сам себе и учитель, и методист, и системный администратор, и лаборант (а не большинство ли наших школ таковы), миграция по этому сценарию требует, без преувеличения, героических усилий, ожидать которых в массовом порядке не вполне разумно.

Однако поскольку значительная часть свободного прикладного программного обеспечения портирована (перенесена), в том числе, и в несвободное окружение (включая получившие широкое распространение в наших школах операционные среды Microsoft Windows и MacOS), миграцию можно облегчить, проведя ее в два этапа (которым в учебном заведении могут соответствовать два академических года): сначала прикладная часть, а затем --- системная. В этой логике и подготовлен предлагаемый курс лекций --- до конца рождественских каникул или чуть дольше речь пойдет о различных категориях прикладного СПО, а затем --- до конца учебного года (если, конечно, первая часть курса получит позитивные отклики) --- о свободных операционных системах и средах, включая вопросы их использования в школе как в учебном процессе, так и вне его рамок.

Соответственно, тем, кого идея использования СПО в учебном процессе вдохновляет, могут уже в этом учебном году поэкспериментировать с использованием прикладных программ в реальном учебном процессе, а за его рамками (возможно, следующим летом?) попробовать поработать с системным СПО.

Нужно ли доводить миграцию до конца --- большой вопрос. Дело в том, что хотя, как уже было сказано, все приложения, входящие в "Обязательный минимум...", на сегодня имеют свободные реализации, методисту или учителю может потребоваться познакомить учащихся с каким-то другим приложением, для которого свободных программ на сегодня нет, и нет никаких гарантий, что в ближайшие пару лет они появятся; более того, на рынке может даже не оказаться несвободных программ для свободных систем (это касается таких приложений, как автоматическое распознавание текста (с поддержкой русского языка), систем автоматизированного проектирования "промышленного" класса, программ цветоделения для промышленной печати и нескольких других приложений). Вряд ли кто-то захочет вводить использование таких программ в основной курс информатики, однако иметь возможность продемонстрировать учащимся, как такие задачи решаются на компьютере, весьма полезно. Поэтому иметь одну-две машины под Microsoft Windows или MacOS на один-два учебных класса на сегодня не представляется лишним. К тому же, учащиеся смогут познакомиться с разнообразием операционных сред, используемых на персональных компьютерах, и, к тому же, убедиться, что в плане пользования программами это разнообразие не столь уж и велико, сколь бы стандартной или "новаторской" ни была "изнанка" технологий.

 

Риски перехода на СПО и пути их решения

 

Переход на пакет СПО в системе образования связан с рядом трудностей. СПО снижает материальные траты на покупку лицензий, но несет за собой некоторые другие проблемы, которые стоит учесть при переходе на данный вид программного обеспечения. Издержки методического и технического характера могут, при неправильном внедрении СПО, вызвать серьёзные проблемы в переходе на СПО.

Рассмотрим основные риски перехода на ПСПО в системе образования и способы минимизации этих рисков.

  1. Риск - недостаточный уровень кадрового обеспечения перехода на СПО. Решение – это повышение квалификации:
  2. системных администраторов ОУ по установке и настройке СПО.
  3. учителей информатики и ИКТ по применению пакета СПО в преподавании информатики.
  4. руководящих работников школ в области управления переходом на ПСПО и применения ПСПО в управленческой деятельности.
  5. Риск -  несовместимость с частью технической базы образовательного учреждения. Так, затруднена эксплуатация некоторых моделей периферийных устройств, так как драйверы этих устройств несовместимы с ОС Linux. Решения:
  6. Работу периферийного оборудования следует организовать при технической поддержке компании производителя оборудования.
  7. Подобрать вариант дистрибутива AltLinux, соответствующий возрасту и конфигурации ПК.
  8. Обеспечить работу имеющегося в школах периферийного оборудования, подключив его к компьютеру под управлением ОС Windows.
  9. Обеспечить школы лицензионной ОС Windows для части имеющихся компьютеров. 
  10. Риск - несовместимость ОС Linuxсо значительной частью имеющихся в школах цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Решения:
  11. Для запуска части дисков использовать альтернативный способ реализации Windows API — WINE.
  12. Для обеспечения работы всех ЦОР использовать компьютеры с установленной лицензионной  ОС Windows.
  13. Риск - недостаточное методическое обеспечение обучения информатике и ИКТ на основе ПСПО. Так, только 3-е издание УМК «Информатика и ИКТ» Н.Д. Угриновича для 8-9 и 10-11 классов для базового обучения и для 10-11 классов профильного обучения содержит практические и теоретические материалы не только по ОС Windows, но и Linuxи ПСПО.  Решения:
  14. Обеспечить учащихся и учителей информатики вышеуказанным УМК.
  15. Производить закупки и распространение только тех УМК, которые имеют задания по Linuxи ПСПО.
  16. Использовать дополнительные к имеющимся УМК по информатике и ИКТ учебно-методические пособия для учащихся, которые должны содержать компьютерные практикумы по ПСПО для основной и старшей школы.
  17. Формировать банк практических заданий к УМК по информатике по Linuxи ПСПО.
  18. Риск - недостаточный уровень психологической и технологической готовности педагогических коллективов к применению СПО. Решения:
  19. Разъяснение сущности и необходимости перехода на применение ПСПО администрациями школ, комитетами по образованию.
  20. Постепенное внедрение ПСПО в школе путём перехода на применение кроссплатформенных приложений в работе учителя.
  21. Повышение квалификации на различных уровнях: внутришкольном, муниципальном (методические объединения), краевом (семинары и курсы ПК).
  22. Риск - недостаточное количество и качество учебно-методических материалов по СПО. Решения:
  23. Необходима разработка, издание и распространение печатной и электронной учебно-методической литературы для педагогов по использованию ПСПО.
  24. Необходимо создание базы данных педагогического и управленческого опыта по внедрению и применению ПСПО.
  25. Риск - возможное снижение качества подготовки выпускников, которые при широком применении ПСПО в школе могут в итоге не уметь работать в ОС Windows - самой распространённой операционной системе в мире. Решения:
  26. Обучение информатике как на основе Windowsи совместимых прикладных программ, так и ПСПО.
  27. Обеспечение школ лицензиями Windowsв количестве, достаточном для осуществления обучения информатике на основе как ОС Windows, так и ОС Linux.
  28. Риск - недостаточная подготовка кадров в педагогических вузах по СПО.  Решение:
  29. Обеспечение подготовки студентов педагогических вузов по ИКТ на основе как Windowsи совместимых прикладных программ, так и ПСПО, не только учителей информатики, но и других предметов.

Приведём основные выводы по результатам проведенного «Информикой» мониторингового исследования «Оценка уровня использования пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации».

Стратегия и единый план внедрения СПО в школы, необходимые для массового перехода российских общеобразовательных учреждений на свободное программное обеспечение, отсутствуют.

Например, становится очевидным, что переход на СПО необходим не только в школе, но и в управленческих структурах образования, поскольку повсеместно будут возникать неизбежные нестыковки форматов при обмене данными (например, между OpenOffice.org и MS Office, в особенности, 2007). Этот факт в состоянии существенно усложнить работу администраторов школ, которые во все больших объемах готовят и передают по инстанциям отчетную документацию в электронном виде.

Однако наиболее важным для сферы образования является решение проблем так называемой миграции унаследованных приложений, в частности, обучающих мультимедийных программ и интерактивных электронных образовательных ресурсов, для поддержки которых существуют оригинальные программные оболочки. В рамках решения этой проблемы следует, прежде всего, выявить унаследованные учебные приложения, затрудняющие миграцию на СПО и нуждающиеся в приоритетной адаптации или разработке свободно распространяемого аналога. Не менее острой будет проблема разработки и апробации обновленных методик работы с унаследованными приложениями.

Следует отметить еще несколько проблем, которые должны быть исследованы и включены в единый план внедрения СПО в ОУ. К ним относятся:

- разработка стандартных решений для информационно-технологической поддержки образовательного процесса в ОУ;

- интеграция СПО в существующую инфраструктуру ОУ;

- обеспечение совместимости СПО с имеющейся аппаратной частью и периферийными устройствами.

Наряду со специфическими проблемами перехода ОУ на СПО, не менее важно, чтобы в стратегии и едином плане внедрения были разработаны мероприятия, направленные на:

  • стимулирование процессов внедрения и освоения СПО в ОУ;
  • обучение пользователей;
  • подготовку и распространение справочных и методических материалов;
  • обеспечение технической поддержки.

  


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн