работа с семьёй - важная часть воспитательной работы в ОУ. Микроклимат в семье оказывает влияние на развитие и обучение ребёнка. эта работа включает в себя несколько направлений: диагностика, педагогическое просвещение, сопровождение, профилактика и коррекция недостатков семейного воспитания.
Неблагополучная семья – это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.
Комментарий был изменен с момента создания (Порозова Евгения, Tue, 02/10/2012 - 10:36).
Актуальность данной темы состоит в том, что семья в современных условиях нуждается в социальной поддержке, которую может оказать социальный педагог школы. Цель его работы - создание благоприятных условий в семье для личностного развития ребёнка, оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.
Вариант алгоритма работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении
Комплексная диагностика семьи
1.Выявление готовности семьи к вмешательству извне и в соответствии с ней форм и методов реабилитационной работы:
Диагностика первоначального положения семьи на момент выявления
-степень «социальной опасности» положения (длительность наличия проблемы, уровень сложности);
-материальное положение (источники доходов- постоянный или временный характер, доход на члена семьи);
- социально бытовые характеристики (налаженность быта, обустроенность домашней обстановки, распорядок дня);
-психологический статус (степень внутрисемейных отношений, связи с ближайшими родственниками, семейные роли и авторитеты, причины возникновения социально опасного положения);
3.Диагностика динамики ситуации (насколько быстро ухудшается ситуация- причины, темп, от кого зависит разрешение);
4. Выявление социальных контактов семьи (изучение людей, с которыми больше всего общаются члены семьи, особенно те, кто является причиной кризисной ситуации или от кого зависит ее разрешение). Реабилитационная работа с семьей
Семья:
наблюдать за взаимоотношениями в семье и их влиянием на развитие кризисной ситуации;
разработать программу взаимодействия членов семьи со специалистами;
установить контакт со всеми людьми, имеющими отношение к данной семье в частности к докризисной ситуации;
Образование, трудоустройство:
-помощь в трудоустройстве, содействие занятости;
-налаживание внутриобразовательных контактов детей и подростков.
Поведение:
- обсудить поступки, подчеркивающие кризисность ситуации, постараться выделить и разобрать проблемы, связанные с совершением этих поступков.
Здоровье:
содействие оздоровлению;
помощь в организации лечения;
поддержка интереса к здоровому образу жизни.
Личностное развитие:
- развивать положительные качества личности;
формировать позитивную мотивацию к работе, учебе, решению проблемы.
Дальнейшие планы:
-разработать кратковременный план работы;
-выяснять эффективность реабилитационного процесса;
-постоянно встречаться с семьей. Оценка эффективности работы.
Анализ эффективности работы необходимо проводить вместе с клиентами, т.к. разрешение кризисной ситуации необходимо прежде всего семье, именно члены семьи оценивают насколько помогли им специалисты.
Критерии выявления эффективности:
Социальный педагог - это равноправный педагогического коллектива, обеспечивающий социальную защиту прав детей, семьи, благоприятные условаия для обкчения и восптания ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.
Наша воспитательная позиция заключется в принятиии ребенка, как личности, принании его индивидуального соеобразия, его права проявлять собственое "Я".
Комментарий был изменен с момента создания (MILA61, Tue, 02/10/2012 - 10:55).
Поздравляю Вас с профессиональным праздником, международным днем социального педагога! Желаю хорошего настроения и творческих успехов!
Теперь по теме:
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей.
Добрый день! С праздником, уважаемые коллеги! Желаю Вам успехов в работе!
Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.
Требуется повседневная защита социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.
Именно в таких семьях у ребенка наблюдается отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.
Здоровая семья – залог светлого и счастливого будущего для детей, взрослых, общества и человечества в целом !!!
Уважаемая Екатерина Сергеевна! Благодарим Вас за содержательные и интересные лекции для социальных педагогов! Мы в своей работе сталкиваемся с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.
Требуется повседневная защита социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.
Именно в таких семьях у ребенка наблюдается отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.
Социальный педагог необходим в каждой школе, так как многие родители испытывают трудности в воспитании ребенка. В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.
Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и должен осуществлять социальный педагог.
На курсах нам рассказали о новых методах и технологиях по работе с семьёй. Но хотелось бы больше практики.
Уважаемые коллеги!
Высказываем свое мнение, делимся опытом!