Submitted by Елена Николаевна Гришина on Sat, 03/11/2012 - 10:55
1. Аналитическая часть
Выбрав тему социального проекта, я приступила к сбору информации. Были проведены:
· анкетирование обучающихся, родителей, педагогов школы с целью выявления актуальности этой проблемы - нужна ли правовая страничка на сайте школы;
· правовая викторина среди обучающихся 7-11 классов, которая показала недостаточный уровень правовых знаний подростков. Правовая безграмотность - одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы обучающихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства. Обучающиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону. Анкетирование обучающихся, проводимое в 7-11 классах, подтвердило эти факты.
· О правовой неосведомленности свидетельствует и судебно-следственная практика. Кража вещей, рэкет, драки с нанесением телесных повреждений, истязания - все это совершается подростками, нередко находящимися в неведении об ответственности за сделанное.
· По данным правоохранительных источников за последние пять лет число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, возросло на 50,4%, а количество правонарушений - на 44,5%. Рост преступности уже давно стал обыденностью. Подростки в возрасте от 14 до 18 лет составляют около 8% населения, а на их долю приходится 16% всех раскрытых преступлений.
· Иллюстрацией к вышеприведенному могут служить данные анкеты "Как ты обычно проводишь свободное время?", проводимой среди 15 обучающихся школы, состоящих на внутри школьном учете и в ОДН:
Люблю:
читать - 3 чел.,
выставки - 2 чел.,
цирк - 15 чел.,
смотреть телевизор - 15 чел.,
гулять на улице - 15 чел.,
заниматься спортом - 6 чел.,
техникой - 2 чел.,
в кружках - 2 чел.
· Данные анкетирования обучающихся 5 - 11 классов, характеризующие
степень общения и совместного времяпрепровождения детей и родителей
Класс
Совместное общение
Совместное времяпрепровождение
5
70
65
6
60
50
7
50
40
8
40
30
9
30
30
10
30
10
11
30
10
2. Цели и задачи
Цель данного проекта:Создание и поддержка правовой информационной странички на сайте МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Дзержинска.
Для реализации были поставлены следующие задачи:
· Сформировать информационную базу для создания странички;
· Организовать группу взрослых и ребят для функционирования странички;
· Способствовать повышению уровня правовой грамотности среди обучающихся, родителей (законных представителей) и преподавателей МБОУ СОШ № 37.
3. Содержание деятельности
Механизм реализации проекта предусматривает три этапа:
1 этап (ноябрь - декабрь) подготовительный:
· Проведение социологических опросов, выявление актуальности, постановка целей и задач, получение необходимых знаний для реализации проекта;
· Кадровое обеспечение;
· Обучение активистов проекта.
2 этап (январь-февраль) – основной этап:
· Распределение обязанностей по реализации проекта;
· Проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта.
3 этап (март) – итоговый:
· Готовая правовая информационная страничка на сайте школы;
· Подготовленная команда для проведения дальнейшей работы.
4. Механизм реализации
№
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Ожидаемые результаты
1 этап - подготовительный
Ноябрь
Декабрь
1
Общее собрание, участников проекта
Ноябрь
Соц. педагог
Ст. вожатая
Принятие решения о разработке и реализации проекта
2
Проведение социологических опросов
Ноябрь
Инициативная проектная группа
Обоснование востребованности проекта его объем, пути решения
3
Встреча с администрацией школы для обсуждения плана реализации проекта
Декабрь
Инициативная группа
План реализации проекта
4
Беседа с учителем информатики
декабрь
Инициативная группа
Определение технического оснащения проекта и ресурсов, затраченных на его реализацию
5
Встреча с учителем обществознания, инспектором ОДН
февраль
Инициативная группа
Получение информации
по правовым знаниям
2 этап –
основной
Январь
Февраль
6
Разработка тематического планирования занятий актива
Январь
Соц. педагог
Учитель обществознания
Инспектор ОДН
Ст. вожатая
Готовое тематическое планирование
7
Подготовка материалов для занятий с активом
Январь
Соц. педагог
Учитель обществознания
Инспектор ОДН
Ст. вожатая
Готовый материал
8
Начало занятий
Январь
Ст. вожатая
Соц. Педагог
Учитель обществознания
Инспектор ОДН
Получение необходимых знаний
9
Проведение акции «Единый день правопорядка»
Февраль
Инспектор ОДН
Учитель обществознания
Приобщение обучающихся к правовому обучению
10
Выпуск буклетов и листовок
Февраль
Соц. педагог
Ст. вожатая
Готовые буклеты и листовки
11
Конкурс стенных газет «Мои права и обязанности»
Февраль
Соц. Педагог
Ст. вожатая
Пропаганда правовых знаний
9
Работа над макетом правовой информационной странички
Встреча участников проекта и ребят асоциального поведения, обсуждение правовой странички и дальнейшего плана работы
5. Кадровое обеспечение
1. Внутренняя среда:
· Администрация МБОУ СОШ № 37;
· Преподаватели обществознания;
· Преподаватели информации;
· Заведующая библиотекой;
· Социальный педагог;
· Старшая вожатая;
2. Внешняя среда:
· Представители УВД г.Дзержинска;
· Инспектор ОДН ОП № 3 г.Дзержинска;
· МБОУ ДОД «Центр молодежных инициатив».
6. Ожидаемые результаты
1. Готовая правовая страничка на сайте школы;
2. Подготовленная команда обучающихся и взрослых для дальнейшей работы над страничкой сайта;
3. Приобретение практических знаний по правовому воспитанию;
4. Умение применять на практике полученные знания;
5. Повышение уровня правовой грамотности среди обучающихся, родителей и педагогов;
6. Сплочение коллектива через участие в совместной деятельности.
7. Критерии эффективности
1. Качественные показатели:
· Востребованность проекта;
· Создание правовой информационной странички на сайте школы;
· Обучение ребят;
· Привлечение социальных партнеров;
· Распространение опыта между другими образовательными учреждениями.
· Дальнейшая внеурочная работа по данному направлению.
2. Количественные показатели:
· Увеличение количества участников проекта. В ходе работы над проектом количество участников увеличилось с 7 до 20 человек.
· Выпущено 30 буклетов «Правило, закон и порядок », 30 листовок «Твоя безопасность», распространялись памятки о видах административных правонарушениях.
8. Аналитическая записка о реализации проекта
Социальный проект направлен на создание правовой информационной странички на сайте школы. Проект реализуется группой ребят и взрослых под руководством социального педагога. Работа начинается в ноябре 2011г. и заканчивается в апреле 2012г.
Вся работа делится на 3 этапа (подготовительный, основной, итоговый). На подготовительном этапе определилась тема проекта, изучалась возможность реализации. Ставятся цели и задачи:
Цель проекта– создание и поддержка правовой информационной странички на сайте школы.
Для реализации цели поставлены задачи:
· Сформировать информационную базу для создания странички;
· Организовать группу взрослых и ребят для функционирования странички;
· Повысить уровень правовой грамотности среди обучающихся и преподавателей.
Тема социального проекта и план его реализации были одобрены администрацией школы. Встреча с преподавателями информатики и обществознания дала конкретные данные по технической и информационной составляющим проекта, помогла составить список необходимого оборудования и наглядного материала.
Разработан план реализации проекта, определен круг потенциальных социальных партнеров.
Далее проект входит в основную стадию реализации. Спонсором проекта стала администрация МБОУ СОШ № 37, на базе которой был реализован проект. Школа предоставила помещение для занятий инициативной группы и необходимое оборудование. Далее планируется обучение инициативной группы, в результате которых ребята научатся создавать странички сайта, заполнять ее информацией, проводить занятия со сверстниками. Обучающиеся были ознакомлены с наиболее частыми правонарушениями подростков и мерами наказания, предусмотренными за совершение этих правонарушений. Ознакомлены со статьями КоАП РФ (распитие спиртосодержащей продукции, пива; появление в общественных местах в нетрезвом виде, а также антиобщественное поведение: бродяжничество, употребление ПАВ, попрошайничество).
Был проведен «круглый стол» по правовой грамотности и профилактике правонарушений среди подростков. В мероприятии приняли участие учителя, подростки и их родители. В центре внимания участников «круглого стола» были два основных вопроса: правовая культура всех участников образовательного процесса и профилактика преступлений и правонарушений среди подростков. В ходе дискуссии каждый из представителей высказал свое мнение и вынес предложение по решению обозначенных вопросов. По результатам «круглого стола» было принято решение об обсуждении данных тем с более широким кругом участников. Завершилась работа над проектом презентацией правовой информационной странички на сайте школы, раздачей буклетов и листовок.
Таким образом, на основании данной работы можно сделать вывод о необходимости организации в школе систематической работы по формированию правовой культуры обучающихся. Правовое воспитание и обучение призвано сформировать у обучающихся современное правовое мышление, гражданскую и социальную ответственность, аналитическое восприятие мира, умение вырабатывать собственную точку зрения на правовые явления, помочь подросткам войти в жизнь более терпимыми, миролюбивыми, с ответственностью за свое поведение и совершаемые поступки.