Официальный сайт janmille 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Звуки [в] и [в’].

Размещено: Людмила Юрьевна Лобысева - пн, 05/11/2012 - 10:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лобысева Людмила Юрьевна
Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Логопедия
Цель урока: 

Уточнить знания детей о звуках [в] и [в’].

Образовательные задачи.

- Уточнить артикуляцию звуков [в] и [в’].

- Уточнить характеристику звуков [в] и [в’].

- Совершенствовать фонематический анализ.

- Совершенствовать слоговой анализ.

- Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Коррекционно-развивающие задачи.

- Развивать мышление.

- Развивать слуховое внимание.

- Развивать общую моторику.

-Развивать связную речь.

Воспитательные задачи.

- Воспитывать доброжелательность.

- Воспитывать самостоятельность.

- Воспитывать культуру общения.

Используемая методическая литература: 

Бахарева К. С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 218 с.                                Егорова О. В. Звуки В, Вь, Ф, Фь. - М.: Гном и Д, 2005. - 24с.                                                                                                                                Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками/ Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.                                                                                                                     

Используемое оборудование: 

игрушка воробей, велосипеда,  синий и зелёный кружки с колокольчиками, мяч, 2 слоговых домика для слов из 2 и из 3 слогов, картинки с изображением сливы, муравья, ковра, вагона, соловья, коровы, варежки, травы, ивы, ковра, паровоза, вилки, ведра, врача, вишни, вазы, серия сюжетных картин (4 картинки), 8 зеркал.

Краткое описание: 
Уточнению и дифференциации мягких и твёрдых согласных звуков, в том числе и звуков [в] и [в’], уделяется большое внимание в старшей группе речевого детского сада. Дошкольники этой возрастной группы с ОНР часто испытывают трудности в выделении звуков [в] и [в’] среди других. Они могут смешивать звуки [в] и [в’] в произношении.

Конспект логопедического занятия

Ход занятия

I.Организационный момент. Отгадывание загадки (задачи: активизировать внимание, развивать мышление, активизировать уже имеющиеся знания по звуковому анализу, формировать мотивацию к выполнению заданий, воспитывать культуру общения).

- Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку.Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?

- Воробей

- Как вы догадались, что это воробей? Какие слова в загадке вам помогли?

- Воробей чирикает: чик-чирик, он прыгает и клюёт зёрнышки (логопед достаёт игрушку воробья).  

- Здравствуйте дети (слова воробья).

- Здравствуй.

- Доброе утро.

- Приветствую.

- Назовите первый звук в слове воробей?

- Первый звук в слове воробей - [в].

II.Основная часть.

1.Уточнение артикуляции и характеристики звука [в](задачи: уточнить артикуляцию и  характеристику звука [в], учить использовать символические схемы; если кто-то из детей отвечает неправильно прошу его посмотреть, как произносит логопед или проверить дрожит ли горлышко логопеда).

Логопед раздаёт детям зеркала.

- Возьмите зеркала и произнесите звук [в].

- В.

- Отложите зеркала (логопед собирает зеркала). Что делает нижняя губа, когда вы произносите звук [в]?

- Нижняя губа немного вытянута и прижата к верхним зубам.

- Что делает верхняя губа, когда мы произносим звук [в]?

- Верхняя губа слегка приподнята.

- Что делает язык, когда мы произносим звук [в]?

- Язык лежит внизу.

- Что-нибудь мешает воздуху проходить через рот?

- Губы и зубы.

- Значит этот звук [в] какой?

- Звук [в] согласный.

- Поднесите руку к горлу и произнесите звук [в].

- В.

- Горло дрожит?

- Дрожит.

- Значит звук [в] какой?

- Звук [в] звонкий.

- Звук [в]твёрдый или мягкий?

- Звук [в]твёрдый.

- Каким кружочком обозначим этот звук?

- Синим кружком с колокольчиком.

- Покажите кружок.

Дети показывают синие кружки с колокольчиками. Логопед помещает на доску синий кружок с колокольчиком.

2. Игра «Поймай звук  [в]» (задачи: учить узнавать звук [в]среди других звуков, формировать мотивацию, развивать слуховое внимание).

- Воробей предлагает нам поиграть. Я буду произносить звуки. Когда услышите звук [в], хлопните в ладоши. Слушайте внимательно: в, к, в, з, в, в, л, т, б, в.

3. Уточнение артикуляции и характеристики звука [в’](задачи: уточнить артикуляцию и  характеристику звука [в’], учить выделять первый звук в слове, в учить использовать символические схемы, если кто-то из детей отвечает неправильно прошу его посмотреть, как произносит логопед или проверить дрожит ли горлышко логопеда).

- У воробья есть велосипед (логопед помещает на доску картинку с изображением велосипеда). Назовите первый звук в слове велосипед.

- Звук [в’].

-Возьмите зеркала и произнесите звук [в’].

- Вь.

- Что делает нижняя губа, когда мы произносим звук [в’]?

- Нижняя губа немного вытянута.

- Что делает верхняя губа, когда мы произносим звук [в’]?

- Верхняя губа слегка приподнята.

- Что делает язык, когда мы произносим звук [в’]?

- Язык приподнимается в форме маленькой горочки.

- Что-нибудь мешает воздуху проходить через рот?

- Губы и зубы.

- Значит звук [в’]какой?

- Согласный.

- Поднесите руку к горлу и произнесите звук [в’].

- Вь.

- Горло дрожит?

- Дрожит.

- Значит звук [в’]какой?

- Звук [в’]звонкий.

- Звук [в’]твёрдый или мягкий?

- Звук [в’]мягкий .

- Каким кружочком обозначается звук [в’]?

- Звук [в’] обозначается зелёным кружком с колокольчиком.

- Покажите этот кружок.

Дети показывают зелёные кружки с колокольчиком.

- Чем отличаются звуки [в]и [в’]?

- Звук [в]твёрдый, а звук [в’] мягкий.

4. Динамическая пауза. Игра «Птицы» (задачи: развивать общую моторику, формировать мотивацию, учить узавать звук [в] в словах).

- Ребята, воробей предлагает нам поиграть с птицами. Подойдите ко мне и встаньте в круг.

Ах, ты совушка – сова,(бегут по кругу и машут руками)

Ты, большая голова,(бегут по кругу и машут руками)

Глазками хлоп – хлоп,(сжимают и разжимают кулаки)

Ножками топ – топ,(топают ногами)

Села, посидела(приседают)

И дальше полетела.(бегут по кругу и машут руками)

Воробьишки – воробьи,(останавливаются, хлопают руками по бокам)

Маленькие пташки,(вытягивают ладони перед собой)

Надевайте поскорей(руками «накидывают» рубашки)

Новые рубашки.

В гости вас ворона ждет,(хлопают в ладоши на каждое слово)

Пироги для вас печет.(вытягивают ладони перед собой)

Поскорее, поскорей(бегут по кругу и машут руками)

В гости вы летите к ней!

Прилетели! (останавливаются)

Какой одинаковый звук есть в словах сова, воробей, ворона?

- Звук [в].

5. Игра «Скажи наоборот»(задачи: учить преобразовывать слоги, формировать мотивацию, развивать общую моторику, Арсентию Г., Никите Г. и Максиму А. я задавала дополнительные вопросы).

- Ребята, воробей просит вас изменить слоги. Я буду произносить слоги и бросать вам мяч. А вы заменяйте первый звук на [в]и возвращайте мяч. Вя.

- Ва.

- Ве.

- Вэ.

- Вю.

- Ву.

- Вё.

- Во.

- Фа.

- Ва.

- Фо.

- Во.

- Фэ.

- Вэ.

- Фы.

- Вы.

- Молодцы, садитесь.

6. Игра «Слоговые домики» (Задачи: формировать слоговой анализ, мотивацию, обогащать и уточнять словарь, воспитывать самостоятельность и доброжелательность, если ребёнок неправильно отвечает, логопед просит его положить руку под подбородок и посчитать сколько раз при произнесении слова он опустился).

- Воробей прилетел к двум домикам.  Вы знаете, кто такие жильцы?

- Жильцы – это те, кто живут в доме.

- Верно. В левый домик должны заселиться жильцы, в названии которых 2 слога. В правый домик должны заселиться жильцы, в названии которых 3 слога. По очереди выберите на столе картинки, назовите, посчитайте слоги в их названиях и поселите жильцов.

- Это сли-ва. В слове слива 2 слога.

- Это ва-за. В слове ваза 2 слога.

- Это ва-реж-ки. В слове варежки 3 слога.

- Это ди-ван. В слове ди-ван 2 слога.

- Это ко-вёр. В слове ковёр 2 слога.

- Это ко-ро-ва. В слове корова 3 слога.

- Это му-ра-вей. В слове муравей 3 слога.

- Это со-ло-вей. В слове соловей 3 слога.

- Молодцы! Вы расселили всех жильцов.

7. Игра «Похвали предмет» (задачи: учить согласовывать прилагательные с существительными, формировать мотивацию, воспитывать доброжелательность).

- По очереди похвалите предметы, которые перед вами и назовите их. Например, вкусная ватрушка.

- Высокая трава.

- Маленькие вишни.

- Заботливый врач.

- Зелёный вагон.

- Быстрый паровоз.

- Зелёная ива.

- Острая вилка.

- Прочное ведро.

8. Составление предложений по сюжетным картинам (задачи: развивать диалогическую речь, формировать мотивацию, развивать доброжелательность).

- Воробей принёс картинки. Но не может их расставить их по порядку.Сеня, помоги, пожалуйста, воробью (Сеня расставляет картинки). Молодец, садись.

- Ребята, на картинке девочка и мальчик. Их зовут Вика и Вова. Как вы думаете звали мишку?

- Мишку звали Винни-Пух.

-Воробей подготовил вам вопросы по этим картинкам. Слушайте внимательно.

- В какоё время года произошло то, что изображено на картинках?

- Это произошло зимой.

- Кого Вика везла на санках?

- Вика везла Винни-Пуха.

- А что делал в это время Вова?

- Вова катался на лыжах.

- Что случилось с Винни-Пухом, когда Вика катала его на санках?

- Он вывалился из санок на снег.

- Кто нашёл Винни-Пуха?

- Винни-Пуха нашёл Вова.

- Что сделал Вова, когда нашёл мишку?

- Вова отдал Винни-Пуха  Вике.

9. Составление рассказа по серии сюжетных картин (задачи: развивать связную речь, воспитывать культуру общения).

- Саша, составь рассказ по картинкам.

- Однажды зимой Вика катала Винни-Пуха на санках. Мишка выпал из санок, а Вика этого не заметила. Винни-пух остался на снегу. Вова катался по этим местам на лыжах и нашёл Винни-Пуха. Мальчик догнал Вику и отдал ей Винни-Пуха. Вика очень обрадовалась и сказала Вове: «Спасибо!»

- Теперь, Никита, составь рассказ.

Никита составляет рассказ.

- Молодцы, ребята, воробью очень понравилось с вами играть. Но ему пора улетать и он прощается с вами. Что мы скажем воробью на прощанье?

- До свиданья.

- До новых встреч.

III.Итог занятия (задача: закрепление пройденного материала).

- Ребята, о каких звуках мы сегодня говорили?

- Мы говорили о звуках [в]и [в’].

- Что делают губы, когда мы произносим звук [в]?

- Нижняя губа немного вытянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята.

- Что делает язык, когда мы произносим звук [в]?

- Язык лежит внизу.

- Дайте характеристику звуку [в].

- Согласный, твёрдый, звонкий.

- Что делают  губы, когда мы произносим звук [в’]?

- Нижняя губа немного вытянута, верхняя губа слегка приподнята.

- Что делает язык, когда мы произносим звук [в’]?

- Язык приподнимается в форме маленькой горочки.

- Дайте характеристику звуку [в’].

- Согласный, мягкий, звонкий.

- Чем отличаются звуки [в] и [в’]?

- Звук [в] твёрдый, а звук [в’] мягкий.


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

На: Звуки [в] и [в’].


Спасибо за интересный и подробный конспект. Некоторые задания возьму себе).




Фото пользователя Светлана Николаевна Комарова

На: Звуки [в] и [в’].


Интересно, Татьяна Владимировна, какие именно задания Вам приглянулись и почему? Может быть  стоит обратить на них внимание коллег? 



Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн