Размещено: Людмила Юрьевна Лобысева - пн, 05/11/2012 - 10:38
Конспект логопедического занятия
Ход занятия
I.Организационный момент. Отгадывание загадки (задачи: активизировать внимание, развивать мышление, активизировать уже имеющиеся знания по звуковому анализу, формировать мотивацию к выполнению заданий, воспитывать культуру общения).
- Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку.Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
- Воробей
- Как вы догадались, что это воробей? Какие слова в загадке вам помогли?
- Воробей чирикает: чик-чирик, он прыгает и клюёт зёрнышки (логопед достаёт игрушку воробья).
- Здравствуйте дети (слова воробья).
- Здравствуй.
- Доброе утро.
- Приветствую.
- Назовите первый звук в слове воробей?
- Первый звук в слове воробей - [в].
II.Основная часть.
1.Уточнение артикуляции и характеристики звука[в](задачи: уточнить артикуляцию и характеристику звука [в], учить использовать символические схемы; если кто-то из детей отвечает неправильно прошу его посмотреть, как произносит логопед или проверить дрожит ли горлышко логопеда).
Логопед раздаёт детям зеркала.
- Возьмите зеркала и произнесите звук [в].
- В.
- Отложите зеркала (логопед собирает зеркала). Что делает нижняя губа, когда вы произносите звук [в]?
- Нижняя губа немного вытянута и прижата к верхним зубам.
- Что делает верхняя губа, когда мы произносим звук [в]?
- Верхняя губа слегка приподнята.
- Что делает язык, когда мы произносим звук [в]?
- Язык лежит внизу.
- Что-нибудь мешает воздуху проходить через рот?
- Губы и зубы.
- Значит этот звук [в] какой?
- Звук [в] согласный.
- Поднесите руку к горлу и произнесите звук [в].
- В.
- Горло дрожит?
- Дрожит.
- Значит звук [в] какой?
- Звук [в] звонкий.
- Звук [в]твёрдый или мягкий?
- Звук [в]твёрдый.
- Каким кружочком обозначим этот звук?
- Синим кружком с колокольчиком.
- Покажите кружок.
Дети показывают синие кружки с колокольчиками. Логопед помещает на доску синий кружок с колокольчиком.
2. Игра «Поймай звук [в]» (задачи: учить узнавать звук [в]среди других звуков, формировать мотивацию, развивать слуховое внимание).
- Воробей предлагает нам поиграть. Я буду произносить звуки. Когда услышите звук [в], хлопните в ладоши. Слушайте внимательно: в, к, в, з, в, в, л, т, б, в.
3. Уточнение артикуляции и характеристики звука[в’](задачи: уточнить артикуляцию и характеристику звука [в’], учить выделять первый звук в слове, в учить использовать символические схемы, если кто-то из детей отвечает неправильно прошу его посмотреть, как произносит логопед или проверить дрожит ли горлышко логопеда).
- У воробья есть велосипед (логопед помещает на доску картинку с изображением велосипеда). Назовите первый звук в слове велосипед.
- Звук [в’].
-Возьмите зеркала и произнесите звук [в’].
- Вь.
- Что делает нижняя губа, когда мы произносим звук [в’]?
- Нижняя губа немного вытянута.
- Что делает верхняя губа, когда мы произносим звук [в’]?
- Верхняя губа слегка приподнята.
- Что делает язык, когда мы произносим звук [в’]?
- Язык приподнимается в форме маленькой горочки.
- Что-нибудь мешает воздуху проходить через рот?
- Губы и зубы.
- Значит звук [в’]какой?
- Согласный.
- Поднесите руку к горлу и произнесите звук [в’].
- Вь.
- Горло дрожит?
- Дрожит.
- Значит звук [в’]какой?
- Звук [в’]звонкий.
- Звук [в’]твёрдый или мягкий?
- Звук [в’]мягкий .
- Каким кружочком обозначается звук [в’]?
- Звук [в’] обозначается зелёным кружком с колокольчиком.
- Покажите этот кружок.
Дети показывают зелёные кружки с колокольчиком.
- Чем отличаются звуки [в]и [в’]?
- Звук [в]твёрдый, а звук [в’] мягкий.
4. Динамическая пауза. Игра «Птицы» (задачи: развивать общую моторику, формировать мотивацию, учить узавать звук [в] в словах).
- Ребята, воробей предлагает нам поиграть с птицами. Подойдите ко мне и встаньте в круг.
Ах, ты совушка – сова,(бегут по кругу и машут руками)
Ты, большая голова,(бегут по кругу и машут руками)
Глазками хлоп – хлоп,(сжимают и разжимают кулаки)
Ножками топ – топ,(топают ногами)
Села, посидела(приседают)
И дальше полетела.(бегут по кругу и машут руками)
Воробьишки – воробьи,(останавливаются, хлопают руками по бокам)
Маленькие пташки,(вытягивают ладони перед собой)
Надевайте поскорей(руками «накидывают» рубашки)
Новые рубашки.
В гости вас ворона ждет,(хлопают в ладоши на каждое слово)
Пироги для вас печет.(вытягивают ладони перед собой)
Поскорее, поскорей(бегут по кругу и машут руками)
В гости вы летите к ней!
Прилетели! (останавливаются)
Какой одинаковый звук есть в словах сова, воробей, ворона?
- Звук [в].
5. Игра «Скажи наоборот»(задачи: учить преобразовывать слоги, формировать мотивацию, развивать общую моторику, Арсентию Г., Никите Г. и Максиму А. я задавала дополнительные вопросы).
- Ребята, воробей просит вас изменить слоги. Я буду произносить слоги и бросать вам мяч. А вы заменяйте первый звук на [в]и возвращайте мяч. Вя.
- Ва.
- Ве.
- Вэ.
- Вю.
- Ву.
- Вё.
- Во.
- Фа.
- Ва.
- Фо.
- Во.
- Фэ.
- Вэ.
- Фы.
- Вы.
- Молодцы, садитесь.
6. Игра «Слоговые домики» (Задачи: формировать слоговой анализ, мотивацию, обогащать и уточнять словарь, воспитывать самостоятельность и доброжелательность, если ребёнок неправильно отвечает, логопед просит его положить руку под подбородок и посчитать сколько раз при произнесении слова он опустился).
- Воробей прилетел к двум домикам. Вы знаете, кто такие жильцы?
- Жильцы – это те, кто живут в доме.
- Верно. В левый домик должны заселиться жильцы, в названии которых 2 слога. В правый домик должны заселиться жильцы, в названии которых 3 слога. По очереди выберите на столе картинки, назовите, посчитайте слоги в их названиях и поселите жильцов.
- Это сли-ва. В слове слива 2 слога.
- Это ва-за. В слове ваза 2 слога.
- Это ва-реж-ки. В слове варежки 3 слога.
- Это ди-ван. В слове ди-ван 2 слога.
- Это ко-вёр. В слове ковёр 2 слога.
- Это ко-ро-ва. В слове корова 3 слога.
- Это му-ра-вей. В слове муравей 3 слога.
- Это со-ло-вей. В слове соловей 3 слога.
- Молодцы! Вы расселили всех жильцов.
7. Игра «Похвали предмет» (задачи: учить согласовывать прилагательные с существительными, формировать мотивацию, воспитывать доброжелательность).
- По очереди похвалите предметы, которые перед вами и назовите их. Например, вкусная ватрушка.
- Воробей принёс картинки. Но не может их расставить их по порядку.Сеня, помоги, пожалуйста, воробью (Сеня расставляет картинки). Молодец, садись.
- Ребята, на картинке девочка и мальчик. Их зовут Вика и Вова. Как вы думаете звали мишку?
- Мишку звали Винни-Пух.
-Воробей подготовил вам вопросы по этим картинкам. Слушайте внимательно.
- В какоё время года произошло то, что изображено на картинках?
- Это произошло зимой.
- Кого Вика везла на санках?
- Вика везла Винни-Пуха.
- А что делал в это время Вова?
- Вова катался на лыжах.
- Что случилось с Винни-Пухом, когда Вика катала его на санках?
- Он вывалился из санок на снег.
- Кто нашёл Винни-Пуха?
- Винни-Пуха нашёл Вова.
- Что сделал Вова, когда нашёл мишку?
- Вова отдал Винни-Пуха Вике.
9. Составление рассказа по серии сюжетных картин (задачи: развивать связную речь, воспитывать культуру общения).
- Саша, составь рассказ по картинкам.
- Однажды зимой Вика катала Винни-Пуха на санках. Мишка выпал из санок, а Вика этого не заметила. Винни-пух остался на снегу. Вова катался по этим местам на лыжах и нашёл Винни-Пуха. Мальчик догнал Вику и отдал ей Винни-Пуха. Вика очень обрадовалась и сказала Вове: «Спасибо!»
- Теперь, Никита, составь рассказ.
Никита составляет рассказ.
- Молодцы, ребята, воробью очень понравилось с вами играть. Но ему пора улетать и он прощается с вами. Что мы скажем воробью на прощанье?
- До свиданья.
- До новых встреч.
III.Итог занятия (задача: закрепление пройденного материала).
- Ребята, о каких звуках мы сегодня говорили?
- Мы говорили о звуках [в]и [в’].
- Что делают губы, когда мы произносим звук [в]?
- Нижняя губа немного вытянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята.
- Что делает язык, когда мы произносим звук [в]?
- Язык лежит внизу.
- Дайте характеристику звуку [в].
- Согласный, твёрдый, звонкий.
- Что делают губы, когда мы произносим звук [в’]?
- Нижняя губа немного вытянута, верхняя губа слегка приподнята.
На: Звуки [в] и [в’].
Спасибо за интересный и подробный конспект. Некоторые задания возьму себе).
На: Звуки [в] и [в’].
Интересно, Татьяна Владимировна, какие именно задания Вам приглянулись и почему? Может быть стоит обратить на них внимание коллег?