Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ФГОС. Литература. Рабочая программа и к-т планирование. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 9 класс

Выберите действие:

 

  Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Нижнебаскунчакская Средняя Общеобразовательная Школа Муниципальное Образование «Ахтубинский район» имени К.К.Искалиева»

 

 

 «Утверждаю».

Директор МБОУ«Нижнебаскунчакская СОШ МО «Ахтубинский район» имени К.К.Искалиева»  _______________ / Узлов А.П./

«_____» ________________ 2012  г.

 

 

  «Согласовано».

Заместитель директора по УВР

________________ /Дьякова С.О./

«_____» ________________ 2012  г.

 

  «Согласовано».

Руководитель МО________________

Протокол № ___ от

«_____» ________________ 2012  г.

 

 

  Рабочая программа по литературе  для учащихся  9 класса  среднего общего образования    (базовый уровень) на 2012-2013 учебный год

учителя русского языка  и литературы   Шакесовой Ш.Л.

                 (первая квалификационная категория)

 

Учебник:

Коровина В.Я. «Литература учебник-хрестоматия для 9 класса».-М.: Просвещение, 2011

 

 

 

Адаптирована  на основе  авторской программы:

 

«ФГОС. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы» Москва «Просвещение» 2011 год

 

 

 

                     

 

 

                           п. Н.Баскунчак  2012-2013 уч.г

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Аннотация: суть программы, на кого рассчитана.

 

Согласно требованиям к метапредметным результатам в программе последовательно выдерживается направленность на обучение поиску и селективной обработке учебной информации;  на формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).

 

  В основу программы  положен принцип вовлечения учащихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернета.

 

Настоящая программа по русскому языку адресована «Нижнебаскунчакской средней общеобразовательной школе», 9 классу обучающихся.

 

Особенность по отношению к ФГОС  ООО.

 

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов создана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования  и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения Программы развития универсальных учебных действий для общего образования. Кроме того, настоящая программа в определенной степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы»(М.: Просвещение,2009,2010) и учитывает содержание «Примерных программ основного общего образования. Литература» (М.: Просвещение,2010,2011)

       

 

Концепция (основная идея  программы).

 

                Концепция программы – это образование личностно развивающее, граждански и    

             глобально  ориентированное, экоадекватное, духовно-нравственное.

                Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно

научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

             Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

 Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы

необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

             Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи  слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии

(эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не

случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

 

            Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII,  XIX  и  XX  веков.

           Программа включает в себя художественные произведения русской  литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

           Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.  

              Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

 

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).

 

В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования.

 

В какую образовательную область входит данный учебный предмет.

 

Предмет «Литература» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».

 

Главные  цели   учебного предмет «Литература»  для ступени обучения:

 

 • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

 

 • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

 

 • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

 

 • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

 

 • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

 

 • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

 

 • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

 

 

Сроки реализации программы.

 

       Программа реализуется в течение одного года.

 

 

Основные принципы отбора   материала и краткое пояснение логики структуры программы.

Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).

В связи сэтим в программе выделяются следующие разделы:

           

Содержание

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Из древнерусской литературы.

Из литературы XVIIIвека.

Из литературы XIXвека.

Из литературы XXвека.

Из зарубежной литературы.

 

Предполагаемые результаты.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
  • авторов и содержание изученных произведений;
  • основные  теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

 

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;
  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
  • оценивать проблематику современной литературы;
  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

 

 

 

                        Система оценивания конечных результатов обучения(кратко):

 

Критерии оценивания устных ответов по литературе.

 

Школьная отметка

Критерии оценивания

«5»

Ученик понимает суть проблематики вопроса и показывает глубокое понимание учебного материала, даёт аргументированный ответ с опорой на текст произведения, оперирует понятиями, соблюдает необходимые речевые нормы высказывания и не допускает фактических ошибок

«4»

Ученик понимает суть проблематики вопроса и в целом показывает знание учебного материала, даёт аргументированный ответ с опорой на текст произведения, но допускает отдельные смысловые и речевые ошибки

«3»

Ученик поверхностно понимает суть проблематики вопроса, показывает частичное знание учебного материала, в ответе не привлекает текст художественного произведения, допускает фактические и речевые ошибки.

«2»

Ученик не понимает сути проблематики вопроса и не обнаруживает знание учебного материала и текста художественного произведения.

 

Основной инструментарий для оценивания  результатов (заданий, практических работ, характерных при обучении по данной программе на протяжении всей ступени обучения).

Итоги проверочных заданий по литературе:

 

1. чтение статьи учебника и её пересказ;

10. словарная работа;

2. чтение изучаемых произведений;

11. выразительное чтение;

3. комментированное чтение;

12. чтение наизусть;

4. беседа по прочитанному материалу;

13. анализ стихотворения;

5. пересказ отрывка;

14. сопоставительный анализ стихотворения;

6. анализ эпизода;

15. устное сочинение-рассуждение;

7. самостоятельное чтение произведений, рекомендуемых программой и интересующих ученика;

16. сопоставление героев древности и героя современной литературы, кинофильма, мультипликации;

8. презентация самостоятельно прочитанного произведения, отзыв;

17. подготовка сообщений, докладов, творческих проектов;

9. письменное сочинение по произведению;

18. сочинение-миниатюра;

 

Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа по литературе   для учащихся  9 класса  среднего общего образования    (базовый уровень) разработана  на основе программы «ФГОС. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы» Москва «Просвещение» 2011 год.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

         Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

 

  Задачи:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитиеэмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

 

Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.

 

Технологии,используемые в учебном процессе:

 

1.Здоровьесберегающие технологии

2. Компьютерные технологии

3. Метод проектов

4. Модульные технологии

5. Игровые технологии

 

 

              Средства обучения

-тестовые задания;

-раздаточный материал;

- ИКТ;

- интерактивная доска.

 

 

Методы и приёмы  обучения:

 

-объяснительно-иллюстративный;

-проблемное изложение;

-частично-поисковый;

-исследовательский.

 

     В процессе изучения курса используются следующие  виды контроля:

  • текущий,
  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворениякомментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;
  • итоговый: анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов

      методы контроля:

 устные (опрос, взаимоопрос); письменные (письменный опрос, тесты),       программированные (медиапрезентации), комбинированные (самоконтроль,

 рефлексия, смотр знаний, олимпиады, представление читательских интересов).

 

Формыорганизации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

 

Виды и формы контроля: сочинения, тесты.

Количество учебных часов

  1. Данная программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Обучение ведётся по учебнику Коровиной В.Я. «Литература учебник-хрестоматия для 9 класса».-М.: Просвещение, 2011

 

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МОУ МОУ«Нижнебаскунчакская СОШ МО «Ахтубинский район» имени К.К.Искалиева».

 

 Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 455 ч,  в том числе  в  9классе – 105 часов (3 часа в неделю)

 

Результаты освоения  учебного предмета.

 

Личностные  

Метапредметные

Предметные

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к

 Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание

 своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,

 своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение

 гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального

 российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

 

2) формирование

 ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к

 саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

 осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

 образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных

 предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе

 формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в

 социально значимом труде;

 

3) формирование

 целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и

 общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное

 многообразие современного мира;

 

4) формирование

 осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,

 его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к

 истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и

 народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и

 достигать в нём взаимопонимания;

 

5) освоение

 социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и

 сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном

 самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с

 учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

 

6) развитие

 морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе

 личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,

 осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 

7) формирование

 коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со

 сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе

 образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и

 других видов деятельности;

 

8) формирование

 ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил

 индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,

 угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

 

9) формирование

 основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического

 мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

 

10) осознание

 значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,

 уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 

11) развитие

 эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и

 мира,  творческой деятельности эстетического характера.

 

 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать

 для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

 интересы своей познавательной деятельности;

 

2) умение  самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе

 альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы

 решения учебных и познавательных задач;

 

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

 своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

 действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои

 действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные

 возможности её решения;

 

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного

 выбора в учебной и познавательной деятельности;

 

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

 классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для

 классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить

 логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по

 аналогии) и делать выводы;

 

7)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

 для решения учебных и познавательных задач;

 

8) смысловое

 чтение;

 

9) умение организовывать

 учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

   работатьиндивидуально и в группе: находить

 общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

 формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

 для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции

 своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической

 контекстной речью;

 

11) формирование

 и развитие компетентности в области использования

 информационно-коммуникационных технологий

 

1) в познавательной сфере:

 

 • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 

 • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 

 • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 

 • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

 

 • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 

 

 2) в ценностно-ориентационной сфере:

 

 • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

 

 • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

 

 • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 

 • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

 

 

 3) в коммуникативной сфере:

 

 • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 

 • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 

 • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

 

 

 4) в эстетической сфере:

 

 • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

 

 • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

Содержательные линии предмета:

 

  Основу литературного образования в 9 классе составляет чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Модель структурыкурса в 9-м классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.В 9 классе – расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, авторами («Слово о полку Игореве…», А. Грибоедов, Н. Карамзин и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

 Идея программы – изучение литературы от фольклора до древнерусской литературы, от нее к русской литературе 18, 19 и 20 веков.

Одна из ведущих проблем, которая затрагивается в курсе 9 класса – литература  духовной жизни человека, знакомство с шедеврами родной литературы. Программа является модифицированной. Последовательность изучения тем не изменена. Чтобы создать целостность образовательной системы, устанавливаются проблемно-тематические и временные связи через сопоставительный и контекстовый путь обучения, поэтому изучение региональной литературы в 9 классе строится на параллельно-сопоставительном принципе, проблема для обсуждения – исторический факт и его художественная интерпретация.

Программа 9 класса по литературе формирует у учащихся умение интерпретировать произведения и высказать свои суждения в процессе анализа/

Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки, список образовательных экскурсий.

 В разделе «Примерное тематическое планирование» представлены примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

                Примерная программа также включает раздел  «Учебно-методический комплект».

 

 

                       Содержание программы по литературе  для 9 класса.

 

         Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и раз­витие творческой читательской самостоятельности.

Теориялитературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памят­ника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

История литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIIIвека

Характеристика русской литературы XVIIIвека. Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского лите­ратурного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Ве­личества государыни Императрицы Елизаветы Пет­ровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теориялитературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости  сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.

«Путешествие  из   Петербурга   в   Москву».   (Обзор.)

Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества.

Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия, его  содержательное  наполнение.   Черты  сентиментализма в произведении.

Теориялитературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм.  Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Новые черты русской литературы.

Теория  литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из русской литературы XIXвека

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIXвека. Поэзия, проза, драматургия XIXвека в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможно­сти поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: фантастика, фольклорное начало, атмо­сфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж,

роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения тради­ционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской пиры. Светлана — пленительный образ русской девуш­ки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теориялитературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии, критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терза­ний»)  Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

( Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», « Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», « Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоре­чие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Структура текста. Россия в ро­мане. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пуш­кина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленско­го и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зер­кале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская крити­ка начала XXвека; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейст­ва». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере

творчества.

Теориялитературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество

(Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Ге рой нашего времени» — первый психологический рома! в русской литературе, роман о незаурядной личности Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский)

Печорин  и  Максим  Максимыч.   Печорин  и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» ее философско-композиционное значение..  Поэзия Лермонтова «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», ««И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю..,

«Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночест­ва, тема любви, поэта и поэзии.

Теориялитературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологиче­ский роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» — история создания.. Система образов. Мертвые и живые ду­ши. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной коме­дией» Данте, с плутовским романом. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эво­люция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволю­ции образа автора — от сатирика к пророку и проповед­нику. Поэма в оценках Белинского.

Александр Николаевич Островский.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном  мире.

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писа­теле.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, не­счастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теориялитературы. Повесть (развитие поня­тия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии.   Формирование  личности   юного   героя   по­вести,  его стремление к нравственному обновлению Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными   недостатками:   самолюбованием,   тщеславием, скептицизмом.  Возрождение веры в победы добра,  в возможность счастья.  Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форм., раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися  индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника».

Из русской прозы XXвека

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаиче­ских произведений XXвека, о ведущих прозаиках Рос­сии.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов про­изведения. Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в помести.

Теориялитературы. Художественная фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.

Рассказ «Судьба человека».

Александр Исаевич Солженицын.  «Матренин двор».

Из русской поэзии XXвека

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XXвека.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Об­разы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жа­лею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшен­ный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народ­но-песенная основа произведений поэта. Сквозные об­разы в лирике Есенина. Тема России — главная в есе­нинской поэзии.

Владимир Владимирович  Маяковский.  Слово о

поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от­рывок) и другие стихотворения по выбору учителя и уча­щихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде по­эта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Бло­ку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенно­сти поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в твор­ческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О кра­соте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обоб­щений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Бе­лая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNODOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики  стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Вес­на в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина ли­рики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность поэзии. Приобщение вечных тем к совре­менности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о по­эте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Рже­вом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теориялитературы. То­ническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ  веков.

Из зарубежной литературы

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

         Гораций.Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...».Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

Данте Алигьери.Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

 

        У.Шекспир.Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

И..В.Гете.Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

 

Список произведений для заучивания наизусть.

 

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).

Н.М. Карамзин. Осень.

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»

«Евгений Онегин» (отрывок)

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. молитва.

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)

В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)

 

Список литературы для самостоятельного чтения.

 

Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

Д. И. Фонвизин. Бригадир.

Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.

А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Н. М. Карамзин. История государства Российского.

А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Ма­ленькие трагедии.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Н. В. Гоголь. Петербургские повести.

А. Н. Островский. Пьесы.

Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.

И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.

Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.

Ф. М. Достоевский. Белые ночи.

А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.

И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

М. Горький. Мои университеты.

Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Ма­яковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Руб­цова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.

М. А. Булгаков. Рассказы.

Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.

Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Ты­нянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустов­ского  и др.

Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Исканде­ра  и др.

Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева    и др.

Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.

Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакла­нова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.

ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения

О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.

 

 

Учебно-тематический план.

 

Содержание

Кол-во часов

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1

Из древнерусской литературы.

2

Из литературы XVIIIвека.

10

Из литературы XIXвека.

54

Из литературы XXвека.

27

Из зарубежной литературы.

11

ИТОГО

105

 

 

 

Количество часов:

Всего – 102, в неделю -3 часа.

Плановых контрольных уроков -  4

Уроков развития речи - 9,    в т.ч.  4 классных,   5 домашних сочинений

Уроков внеклассного чтения - 9

 

ИТОГО: 105

 

Учебно-методический комплект:

 

Учебник:

Коровина В.Я. «Литература учебник-хрестоматия для 9 класса».-М.: Просвещение, 2011

 

Методическое пособиедля учителя:

 

1. Золотарева И.В. «Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс.4-е изд., перераб. и доп.» - М.: ВАКО, 2007

2.Н.А.Миронова «Тематическое и поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматиии  «Литература.9 класс» Автор-составитель  В.Я.Коровина - М.: Экзамен, 2003

3. Литература: 9 класс.: «Поурочные планы по учебнику-хрестоматии  В.Я.Коровиной, И.С. Збарского, В.И.Коровиной – 2-е изд., – Волгоград.: Издательство «Учитель», 2006

 

 

Пособия для учащихся:

 

  1. Зарубежная литература: 8-9 классы: Учебник / Шайтанов И.О., Свердлов М.И.; под ред. И.О. Шайтанова. - М.: Просвещение, 2006.

2.Литература.   9  кл.:  Учебник для  общеобразовательных  учреждений.   В  2-х  ч./ Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

   3.Литература. 9 кл.: Хрестоматия художественных произведений / Сост. Коровина В.Я.   и др. - М.:
Просвещение, 2008.

   4.Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 9 класс / Авт.-   сост.   В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2006.

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Рабочая программа по литературе 9 кл Шакесовой Ш.Л..docx 63.68 KB
к-т план-е уроков литературы в 9 кл Шакесовой Ш.Л..docx 64.89 KB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн