Submitted by Ольга Станиславовна Сивочко on чт, 22/11/2012 - 03:44
(Ход занятия:
1.Организационный момент.
Закроем глаза и послушаем необычную музыку. Это звуки природы. Вслушайтесь в эти звуки.
( Включаю запись ЗВУКИ ПРИРОДЫ «Ветер» - слышен шум ветра, шелеста деревьев.,см. Приложение.)
Что вы себе представили? Откройте глаза и расскажите.
- Дует сильный ветер. Гнутся деревья. Ломаются ветки. Ветер срывает и несёт листья. Листья шелестят.
- Какое сейчас время года? (осень) Посмотрите на картинку.( см Приложение)
- Что вы здесь видите? Дождь... Люди идут с зонтиками. Одеты в куртки, шапки на голове. На ногах сапожки. Деревья все с разноцветными листочками. На улице холодно. Дует ветер – срывает листочки с деревьев. Они кружатся и опускаются на землю. Какого цвета листья вы видели осенью на деревьях?- Красные ,жёлтые, зелёные, оранжевые, коричневые и зелёные.
- Посмотрите, какое у нас красивое дерево на картинке. И листочки на нём необычные.( см. Приложение)
2. Основная часть занятия.
Уточнение нормальной артикуляции звука «С».
Характеристика звука «С».
Звук «С» - согласный, твёрдый, глухой звук.
- Давайте вспомним песенку холодного ветерка.
Песенка «холодного ветерка» : СССССС…. изолированный звук «С».
Как правильно произносить этот звук?
- при правильном произношении звука с губы в улыбке, верхние и нижние передние зубы обнажены, зубки сближены, широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним резцам, посередине языка идет тонкая, холодная воздушная струя, горлышко молчит.
Подули на ладошку: С-С-С …(резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым). . Слежу за правильным положением губ, языка и наличием воздушной струи у детей.
-что ещё напоминает вам этот звук? – насос накачивает воздух в шину - ссс, водичка льётся струйкой - ссс, паровоз выпускает пар - ссс. ( Воспитание длительного выдоха на звуке «С».)
Произношение звука «С» с движением:
(Картинка осеннего дерева с прикреплёнными разноцветными листочками- карточками, которые будут «облетать», когда на них будет дуть ветер. На оборотной стороне листочков нарисованы схемы- символы гласных звуков.)
- С нашего дерева листочки будет срывать ваш холодный ветерок.
-Песенка «холодного ветерка»: «С - С - С - С». Вы дотрагиваетесь до листочка на дереве, дуете на него - «Ссс», и он медленно летит, кружится и падает на землю.
Ребёнок «снимает» листочек с места на дереве и ведёт его вниз по нарисованному для него пути, произнося длительно изолированный звук «С» на выдохе: СССС…ССССС….СССС (Слежу за правильной артикуляцией звука «С» и дыханием).
Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Собрать опавшие листья. Перевернуть на обратную сторону – там изображены символы гласных звуков. (см. Приложение) Я работаю на наборном полотне. Дети индивидуально - с раздаточным материалом. Звуковые дорожки - полоска серого цвета, листики - с символами гласных).
- Повторим гласные звуки. (Закрепление пройденного ранее материала.) - Сколько их?- 6.
-Вспомните, как нужно петь гласные звуки? - На выдохе. Воздух не встречает преграды. Язык опущен вниз. Хорошо артикулируя губами каждый звук. На мягкой атаке голоса.
-Сели ровно. Правильно подышим. Вдох носом – выдох ртом. Плечи не поднимать. Надувается живот, как шарик на вдохе и сдувается на выдохе. (Упражнение на отработку диафрагмального дыхания. Контроль рукой.)
-Делаем глубокий вдох, на выдохе спокойно поём гласные звуки по символам на листьях:
А-О-У - Ы-Э-И.
(логопед выкладывает символы гласных звуков на демонстрационной доске)
-Споём весь ряд гласных звуков все вместе по символам.
- Возьмите свои листочки с символами гласных. Я буду петь гласные звуки, вы должны выложить листочки с гласными на свою дорожку.
( пою по два гласных звука : А-А-А-У-У-У. Дети выкладывают на своих дорожках.)
- Сколько звуков я спела? – два. Какой 1-ый? Какой 2-ой? Поём вместе.
- А теперь споём вначале громко эти звуки. А потом тихо.
-Теперь громко споём первый звук – второй тихо. И наоборот.
- Выполним упражнение: дует ветерок, когда я поднимаю символ-карточку « ветерка» (на обратной стороне карточки нарисован синий кружочек - твёрдый согласный), а когда я поднимаю листочек с гласным звуком, вы поёте его вслед за «ветерком»: С-С-С…. А-А-А. Теперь вместе два звука: СА ( поют за логопедом сопряжено) Обращать внимание детей на чёткую артикуляцию каждого звука.
- И так далее с другими гласными: СО, СУ, СЫ,СЭ,СИ. ( выкладываю на наборном полотне по порядку два звуковых символа. Слоги поём неторопливо, следя за переключением артикуляционных органов с одного звука на другой)
Автоматизация звука «С» в слогах.
- повторить за мной слоговой ряд ( отражённо) :
са-са-са со-со-со со-со-со су-су-су
- меняя ударный слог:
со-со-су са-су-со сы-со-са су-сы-сэ
Физминутка.
Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки природы сейчас для вас прозвучат?
(Включаю записьЗВУКИ ПРИРОДЫ « Осенний дождь», см. Приложение.)
– звуки дождя, грозы, гремит гром, дует ветер, шелестят листья. Посмотрите на картинку. Кто здесь нарисован? (картинка осени, где девочка идёт по дорожке под зонтиком в новых сапожках). Что у девочки на ножках ? Выполняем за мной движения.
«Ножки»:
Нарядили ножки (Нагнуться и показать руками, как мы надеваем на ноги сапожки,
В новые сапожки на одну и на другую ногу, ножки ставим вперёд на пяточку)
Вы шагайте, ножки, (Руки поставить на пояс и ритмично шагать на месте )
Прямо по дорожке.
Вы шагайте-топайте, (Постукиваем поочерёдно по правой и левой ноге ладошками )
По лужам не шлёпайте
В грязь не заходите, (Погрозить пальчиком)
Сапожки не рвите.
( Юлия Соколова «Игры с пальчиками»)
Автоматизация звука «С» в начале слова.
На наборном полотне картинки: односложные слова со звуком «С» в начале слова:
сок, суп, сад, сын.
-Послушайте, с какого звука начинаются эти слова? ( произношу слова )
– со звука «С» ,утрируя его : сссс-уп.
- назовём эти слова вместе (сопряжённое произношение слов), контроль звука «С».
- теперь, каждый сам.
Игра: «отгадай звук».
-Какой гласный звук слышится в каждом из этих слов? Давайте каждому слову сделаем подарок и отдадим листик с его гласным. Послушайте, я спою эти слова, а вы поставьте под картинкой карточку-символ гласного звука, который слышите в этом слове.
-споём эти слова вместе. Правильно произносить звук «С», который стоит в начале слова, и следующий за ним - гласный звук.
Игра: «закрой глаза и повтори эти слова по порядку».
- а теперь каждый из вас сам произнесёт весь ряд слов по порядку. (Каждый ребёнок называет ряд слов, закрыв глаза.)
Игра: «найди свой звук».
- Я перепутаю листочки с гласными, а вам раздам картинки. Вы должны спеть своё слово и найти его гласную на доске и поставить свою картинку на место. Помните про звук «С». – Напоминаю: чтобы справиться с заданием, нужно спеть это слово и правильно произнести первый звук «С».
Игра: « присядь, когда услышишь звук».
- Встаньте. Повернитесь ко мне спиной. Я буду называть слова со звуком «С» ,а вы когда услышите в слове звук «С» -должны будете быстро присесть и встать: сандалии, лес, стакан, корова, машина, сон, кусты, забор, лапа ,солдат, сухой, микстура, мак, пёс.
Автоматизация звука «С» в начале слова. Развитие самоконтроля.
Посмотрите на панно с картинками:( Салют,самолёт,сани,самокат,сапоги,собака,сом,соты,сук,сумка,соль,сыр) Во всех словах встречается звук «С». Нужно назвать слова и проследить за правильным произношением звука «С». Можете воспользоваться зеркалом. Чтобы вы помнили, что каждый должен САМ следить за правильностью своей речи, к нам пришёл вот этот смешной человечек. Его зовут «Дразняшка». (показываю картинку) Вы наверное знаете ребят, которые любят дразнить и обижать тех, у кого что-нибудь не получается (провести небольшой диалог). Например, бывает очень неприятно, когда кто-то смеётся, что у тебя не получается правильно сказать «непослушный звук». Но Дразняшка наш весёлый и добрый, и он наоборот - хочет, чтобы у нас всё получилось. И мы потом вместе порадовались и не дразнили тех, у кого ещё не получается. А помогали, потому, что знаем - это не просто и нужно быть терпеливым, внимательным, доброжелательным и старательным. Я думаю, мы полюбим этого смешного человечка. Он станет нашей «напоминалочкой» в работе над нашими звуками.
- А это кто у меня? ( Игрушка: маленькая фигурка совы.) –Это ещё одна наша помощница - умница-разумница - Сова Соня. Сегодня она вам тоже будет помогать. Нужно правильно произнести название картинки, к которой она «подлетит». Сами решите, на какую картинку она «сядет». Туда поставьте фигурку совы, и правильно произнесите это слово, помня о звуке «С».
( ребёнок называет слова по картинкам со звуком «С» в начале слова )
- где стоит звук «С» в этих словах? – В начале слова.
Итог занятия.
Молодцы. Вы хорошо сегодня поработали. Все очень постарались.
Что мы учились делать на занятии?
Правильно произносить звук «С», петь гласные звуки, находить гласный звук в слове, петь слова, составлять слоги со звуком «С», произносить звук «С» в словах.