Официальный сайт flashgamer 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Автоматизация звука "С" в начале слова.

Submitted by Ольга Станиславовна Сивочко on чт, 22/11/2012 - 03:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сивочко Ольга Станиславовна
Место работы, должность: 
г.Псков, Центр ППРиК, учитель-логопед.
Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: 
Иная категория
Предмет(ы): 
Логопедия
Цель урока: 

 

 

Цель: Автоматизация звука в слогах, введение звука «С» в слово и его автоматизация в начале слова.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
3
Используемое оборудование: 

 

Оборудование: зеркала, сигнальные карточки" холодного ветерка" для звука "С", (раздаточный материал на каждого ребёнкана), картинка  осеннего дерева с листочками, на обратной стороне листочков  символы гласных звуков для демонстрации, 2 аудиозаписи «Звуки природы» - ветер; дождь, картинка осени: дети под дождём с зонтиком и в сапожках,«лабиринт» с картинками на звук «С» в начале слова, 4 карточки с односложными словами на звук «С», человечек - Дразняшка, игрушка киндер-сюрприза Сова.

 

Краткое описание: 
: Закрепление знаний об автоматизируемом звуке. Автоматизация звука «С» в слогах. Введение звука «с» в слово. Отработка звука в начале слова. Развитие фонематического слуха. Формирование навыка звукового анализа слогов и слов. Развитие голоса, ритма, речи с движением. Активизация памяти, внимания, мышления. Работа над речевым дыханием и голосом. Воспитание внимательного отношения к себе, друг к другу ; к речи своей и окружающих.

 

(Ход  занятия:  

1.Организационный момент.

Закроем глаза и послушаем  необычную музыку. Это звуки  природы. Вслушайтесь в эти звуки.

( Включаю запись ЗВУКИ ПРИРОДЫ «Ветер» - слышен  шум  ветра, шелеста деревьев.,см. Приложение.)

Что вы себе представили? Откройте глаза и расскажите.

- Дует сильный ветер. Гнутся деревья. Ломаются ветки. Ветер срывает и несёт листья. Листья шелестят.

-  Какое сейчас время года? (осень) Посмотрите на картинку.(  см Приложение)

-  Что вы здесь  видите?  Дождь... Люди  идут с зонтиками. Одеты в куртки, шапки на голове. На ногах сапожки. Деревья все с разноцветными листочками. На улице холодно.  Дует ветер – срывает листочки с деревьев. Они кружатся и опускаются на землю.   Какого цвета листья вы видели  осенью на деревьях?- Красные ,жёлтые, зелёные, оранжевые, коричневые и  зелёные.

-  Посмотрите, какое у нас красивое дерево на картинке. И листочки на нём необычные.( см. Приложение)

2. Основная часть занятия.

Уточнение нормальной  артикуляции звука  «С».

 Характеристика звука «С».

 Звук «С» - согласный, твёрдый, глухой звук.

 

-  Давайте вспомним песенку  холодного ветерка.

 Песенка  «холодного ветерка» : СССССС…. изолированный звук «С».

 Как правильно произносить этот звук?

 - при правильном произношении звука с губы в улыбке, верхние и нижние передние зубы обнажены, зубки сближены, широкий кончик  языка находится за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним резцам, посередине языка идет тонкая, холодная воздушная струя, горлышко молчит.

Подули на ладошку: С-С-С …(резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым). . Слежу за правильным положением губ, языка и наличием воздушной струи у детей.

-что ещё напоминает вам этот звук? – насос накачивает воздух в шину - ссс, водичка льётся струйкой - ссс, паровоз выпускает пар - ссс. ( Воспитание длительного выдоха на звуке «С».)

Произношение звука «С»  с движением:

(Картинка осеннего дерева с прикреплёнными разноцветными  листочками- карточками, которые будут «облетать», когда на них будет дуть ветер.  На оборотной стороне листочков нарисованы схемы- символы гласных звуков.)

-  С нашего дерева листочки будет срывать ваш  холодный ветерок.

-Песенка «холодного ветерка»: «С - С - С -  С». Вы дотрагиваетесь до листочка на дереве, дуете на него - «Ссс», и он медленно летит, кружится  и падает на землю.

Ребёнок «снимает» листочек с места на дереве и ведёт его вниз  по нарисованному для него пути, произнося  длительно изолированный звук «С» на выдохе: СССС…ССССС….СССС (Слежу  за правильной артикуляцией звука «С» и дыханием).

Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

 Собрать опавшие листья.  Перевернуть на обратную сторону – там изображены символы гласных звуков. (см. Приложение) Я работаю на наборном полотне. Дети индивидуально -  с раздаточным материалом.  Звуковые дорожки - полоска серого цвета, листики -  с символами гласных).

-  Повторим гласные звуки. (Закрепление  пройденного ранее материала.) -  Сколько их?- 6.

-Вспомните, как нужно петь гласные звуки? -  На выдохе. Воздух не встречает преграды. Язык опущен вниз. Хорошо артикулируя губами каждый звук. На мягкой атаке голоса.

-Сели ровно. Правильно подышим.  Вдох  носом – выдох ртом. Плечи не поднимать. Надувается живот, как шарик на вдохе и сдувается на выдохе.  (Упражнение  на отработку диафрагмального  дыхания. Контроль рукой.)

 -Делаем глубокий вдох, на выдохе спокойно поём гласные звуки по символам на листьях:

 А-О-У - Ы-Э-И.

(логопед выкладывает символы гласных звуков  на демонстрационной доске)

-Споём весь ряд гласных звуков все вместе по символам.

- Возьмите свои листочки с символами гласных. Я  буду петь гласные звуки, вы должны выложить листочки с гласными  на свою дорожку.

 ( пою по два гласных звука : А-А-А-У-У-У.  Дети выкладывают на своих дорожках.)

- Сколько звуков я спела? – два.       Какой 1-ый? Какой 2-ой? Поём вместе.

- А теперь споём вначале громко эти звуки. А потом тихо.

-Теперь громко споём первый звук – второй тихо. И наоборот.

 - Выполним упражнение: дует ветерок, когда я поднимаю символ-карточку « ветерка» (на обратной стороне  карточки нарисован синий кружочек -  твёрдый  согласный), а когда я поднимаю листочек с гласным звуком, вы поёте его вслед за «ветерком»: С-С-С…. А-А-А. Теперь вместе  два звука: СА ( поют за логопедом сопряжено) Обращать внимание детей на чёткую артикуляцию каждого звука.

-  И так далее с другими гласными: СО, СУ, СЫ,СЭ,СИ. ( выкладываю  на наборном полотне по порядку  два звуковых  символа.  Слоги  поём неторопливо,  следя за переключением артикуляционных органов с одного звука на другой)

Автоматизация звука «С» в слогах.

- повторить за мной слоговой ряд ( отражённо) :

 са-са-са            со-со-со                  со-со-со              су-су-су

- меняя ударный слог:

 со-со-су             са-су-со                   сы-со-са             су-сы-сэ

 

 Физминутка.

Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки природы сейчас для вас прозвучат?

 (Включаю запись  ЗВУКИ ПРИРОДЫ « Осенний дождь», см. Приложение.)

 – звуки дождя, грозы, гремит гром, дует ветер, шелестят листья. Посмотрите на картинку. Кто здесь нарисован? (картинка осени, где девочка идёт по дорожке под зонтиком в новых сапожках). Что у девочки на ножках ? Выполняем за мной движения.

 «Ножки»:

Нарядили ножки                  (Нагнуться и показать   руками, как мы надеваем на ноги сапожки,      

В новые сапожки                   на одну и на другую ногу, ножки ставим вперёд на пяточку)

Вы шагайте, ножки,               (Руки поставить на пояс и ритмично шагать на месте ) 

Прямо по дорожке.                                                              

 Вы шагайте-топайте,                         (Постукиваем   поочерёдно по правой и левой ноге ладошками )               

По лужам не шлёпайте                                                                                   

В грязь не заходите,                                                     (Погрозить  пальчиком)

 Сапожки не рвите.                                                                                        

( Юлия Соколова «Игры с пальчиками»)

 

 Автоматизация звука «С» в начале слова.

На наборном полотне картинки: односложные слова  со звуком  «С» в начале слова:

 сок, суп, сад, сын.

-Послушайте, с какого звука начинаются эти слова? ( произношу слова )

– со звука  «С» ,утрируя его : сссс-уп.

- назовём эти слова вместе (сопряжённое произношение слов), контроль звука «С».

- теперь, каждый сам.

  Игра: «отгадай звук».

-Какой гласный звук слышится  в каждом из этих слов? Давайте каждому слову сделаем подарок и отдадим  листик  с  его гласным. Послушайте, я  спою  эти слова, а вы  поставьте под картинкой  карточку-символ гласного звука, который  слышите в этом слове.

-споём  эти слова вместе. Правильно произносить  звук «С», который стоит в начале слова, и  следующий за ним - гласный звук.

    Игра: «закрой глаза и повтори эти слова по порядку».

 - а теперь каждый из вас сам произнесёт весь ряд слов по порядку. (Каждый ребёнок называет ряд слов, закрыв глаза.)

   Игра: «найди свой звук».

- Я  перепутаю листочки с гласными, а вам раздам картинки. Вы должны спеть своё слово и найти его гласную на доске и поставить свою картинку на место. Помните про звук «С».  – Напоминаю: чтобы справиться с заданием,  нужно  спеть  это слово и  правильно произнести  первый звук «С».

Игра: « присядь, когда услышишь звук».

- Встаньте.  Повернитесь ко мне спиной. Я буду называть слова со звуком «С» ,а вы когда услышите в слове звук «С» -должны будете быстро присесть и встать: сандалии, лес, стакан, корова, машина, сон, кусты, забор, лапа ,солдат, сухой, микстура, мак, пёс.

Автоматизация звука «С» в начале слова. Развитие самоконтроля.

Посмотрите  на  панно с картинками:( Салют,самолёт,сани,самокат,сапоги,собака,сом,соты,сук,сумка,соль,сыр) Во всех словах встречается звук «С». Нужно  назвать слова и проследить за правильным произношением звука «С». Можете воспользоваться зеркалом. Чтобы вы помнили, что каждый должен САМ  следить за правильностью своей речи, к нам пришёл  вот этот  смешной человечек. Его зовут  «Дразняшка». (показываю картинку)  Вы наверное знаете ребят, которые любят дразнить и обижать тех, у кого что-нибудь не получается (провести небольшой диалог).  Например, бывает очень неприятно, когда кто-то  смеётся, что у тебя не получается правильно сказать «непослушный звук». Но  Дразняшка  наш весёлый и добрый, и он  наоборот -  хочет, чтобы у нас всё получилось. И мы потом вместе порадовались и не дразнили тех, у кого ещё не получается. А помогали, потому, что знаем -  это не просто и нужно быть терпеливым, внимательным, доброжелательным  и старательным. Я думаю, мы полюбим этого смешного человечка. Он станет нашей «напоминалочкой» в работе над  нашими звуками.

- А это  кто у меня? ( Игрушка: маленькая  фигурка совы.) –Это ещё одна наша помощница  -  умница-разумница  -  Сова Соня. Сегодня она вам тоже будет помогать. Нужно правильно  произнести название картинки, к которой она «подлетит». Сами решите,  на  какую  картинку она «сядет». Туда поставьте фигурку совы, и правильно произнесите  это слово, помня о звуке «С».

 ( ребёнок называет  слова по картинкам  со звуком «С» в начале слова )

- где стоит звук «С» в этих словах? – В начале слова.

 Итог занятия.

Молодцы. Вы хорошо сегодня поработали. Все очень постарались.

Что мы учились делать на занятии?

Правильно произносить звук «С», петь гласные звуки, находить гласный звук в слове, петь слова, составлять  слоги со звуком «С», произносить звук «С» в словах.

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Звуки-природы-шелест-листьев(muzoferma.com).mp3 4.51 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн