Вы не зарегистрированы

Авторизация



Возрождение казачества в 90-е годы 20 века, как политической силы общества

Submitted by Нина Вячеславовна Мармилова on Sat, 15/12/2012 - 21:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мармилова Нина Вячеславовна
Место работы, должность: 
учитель истории и обществознания МБОУ г.Астрахани «СОШ№53»
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Политология
Предмет(ы): 
Право
Цель урока: 

проследить процесс возрождения казачества в России, сформировать умения учащихся работать в группах

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
8
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

1.Бугай Н.Ф., Гонов А.М. “По решению правительства Союза ССР” Нальчик           Издат. дом Эль-Фа, 2003 г.

2. Главацкий М.Е. “Хрестоматия по истории России 1917 – 1940 г.г.”, М. 1995 г.                  

 

Используемая методическая литература: 

 

1.Гордеев А.А. “История казачества” М. Вече 2006                                                                                                                                

2.Журнал “Родина” Казаки. Спецвыпуск. 5-2004 г.

3.История Астраханского края   изд.АГУ                                                                       

Используемое оборудование: 

1.мультимедиа презентация ;                                                                                                 

2.сигнальные карточки для рефлексии;                                                                                 

3.выставка книг по теме «Казачество»;                                                                                  

4.выставка сочинений «Слава тебе, Господи, что мы казаки…». Из   молитвы  донских казаков.                                                                                                                                          

Используемые ЦОР: 

1.  мультимедиа презентация ;                                                                                                 

2.сигнальные карточки для рефлексии;                                                                                 

3.выставка книг по теме «Казачество»;                                                                                  

4.выставка сочинений «Слава тебе, Господи, что мы казаки…». Из   молитвы  донских казаков.                                                                                                                                                   

Краткое описание: 
Урок посвящен возрождению казачества

 

 Цель: проследить процесс возрождения казачества в России, сформировать умения учащихся работать в группах.                                                               

  Задачи:

1.выяснить происхождение слов “казак”, “казачество”,основные версии происхождения казачества, особенности характера казаков, образа жизни. С чего началось забвение казаков?

2.выяснить отношение общества к проблеме возрождения казачества в нашей стране и крае, как политической силы общества;

3.узнать, как и кем данная проблема решается на государственном, областном,  уровнях;                                                                                                                     Планируемый результат: усвоение учащимися процесса возрождение казачества как политической силы общества в том виде, в котором оно было раньше возможно ли в наше время?. Необходимость сохранения памяти о культурных традициях казаков, об их роли , которую они играли в истории нашего Отечества,  и передавать эту память своим потомкам.

Личностные:  осмысление  социально-нравственного опыта поколений.                

Предметные: систематизировать информацию из источников раскрывая познавательную деятельность.                                                                                                               Межпредметные: умение работать с информацией, используя современные источники на электронных носителях, краеведение.                                                                              

Понятийный аппарат:казаки, казачество, казачье войско, казачий круг.                       

Мотивация: просмотр видео «Казаки»                                                                                                      

Тип урока: урок изучения нового материала .
Вид урока: презентация исторических источников.
ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:

1.по источнику знаний - демонстративно-иллюстративный;                    

2.по характеру познавательной деятельности - частично-поисковый, исследовательский;      

3.по дидактической цели - изучение нового материала.                                              

Оборудование:                                                                                                                     

1.мультимедиа презентация ;                                                                                                

2.сигнальные карточки для рефлексии;                                                                                 

3.выставка книг по теме «Казачество»;                                                                                  

4.выставка сочинений «Слава тебе, Господи, что мы казаки…». Из   молитвы  донских казаков.                                                                                                                                          

   1. Подготовительные этапы к уроку.

1.формирование групп для выполнения задания;                                                                

2.каждой группе дается задание;                                                                                          

 3.консультации и контроль выполнения задания;    

Класс рассаживается по группам.

На столах стоят таблички: историки, журналисты, юристы, социологи.

Историки должны выяснить: происхождение слов “казак”, “казачество”, основные версии происхождения казачества,  особенности характера казаков, образа жизни, с чего началось забвение казаков?                                                                                   

Юристы должны изучить законодательную и нормативно- правовую базу проблемы, различные письменные источники и на их основе выделить основные этапы возрождения казачества в нашей стране.                                                                                        Журналисты должны провести встречи, интервью с компетентными специалистами, экспертами и выяснить, как решается проблема возрождения казачества в нашем посёлке.       ( Необходимо помочь учащимся определить круг специалистов. Объяснить, как правильно договориться о встрече. Прежде чем отпустить их на встречу, проверить составленные ими вопросы. Посоветовать ученикам взять фото- и видео- камеры, и с разрешения чиновника провести фото- и видео- съёмки.).                                                                                Социологи должны провести социологические опросы разных групп населения с целью выяснения актуальности данной проблемы в обществе, отношения общества к политике проводимой государством по решению проблемы возрождения казачества, какие пути решения проблемы могут предложить опрашиваемые. Для этого необходимо разработать анкеты, в которых указать следующие данные: пол, возраст ( дети, молодёжь, средний возраст, пожилые люди), образование.                                                                                   

Подготовка презентации:

На данном этапе  каждая группа должна получить возможность обсудить в группе , как организовать презентацию своего задания. Учащиеся обсуждают, систематизируют собранный материал, оформляют  презентацию.                                                                      Группы используют данные:                                                                                                           5 марта 1997 г. распоряжением главы областной администрации А.П. Гужвина № 328-Р была создана рабочая группа по организации реестрового казачьего общества на территории Астраханской области под руководством атамана А.И. Полежаева. Вскоре, 21 июня 1997 г., прошел Большой войсковой круг Астраханского войска, принявший решение об упразднении общественной организации «Астраханское казачье войско», создании Астраханского окружного казачьего общества и его вхождении в государственный реестр казачьих обществ, утвердил устав общества, войсковой герб и «Гимн Астраханского казачества», одобрил решение установить в станице Копановской памятный крест первому атаману исторического Астраханского казачьего войска В.Ф. Скворцову.
 

 16 августа 1997 г. на расширенном совете атаманов Астраханского войска казаки приняли решение просить Главное управление казачьих войск при президенте РФ внести в государственный реестр на временной основе отдельное Астраханское окружное казачье общество, а если это будет невозможно – внести в качестве самостоятельного подразделения Всевеликого войска Донского или даже объединить в одно реестровое войско с казаками Калмыкии.
   2 декабря 1997 г. решением ГУКВ № 13 Астраханское окружное казачье общество (АОКО) было внесено в государственный реестр казачьих обществ в РФ с правом юридического лица на 1 год и выдано свидетельство о регистрации № 37 (зарегистрировано Министерством по делам национальностей и федеративным отношениям РФ). В состав АОКО (центр – г. Астрахань) вошли 7 станичных и 1 хуторское общества, расположенные на территории 8 районов Астраханской области, со списочной численностью 2001 казак.
Одной из характерных черт казачьего движения в области в 90-е гг. являлось уклонение от постановки вопроса об участии казаков-астраханцев в урегулировании межнациональных конфликтов на Юге России (хотя активные миграционные процессы в области осложнили межнациональные отношения).

   Приходится констатировать и низкую степень интереса к казачьей проблематике среди местной научной и творческой интеллигенции, журналистов. Изучение истории и культуры астраханского казачества - по-прежнему удел в основном непрофессионалов.    В качестве исключения можно выделить кандидатскую диссертацию преподавателя АГПУ П.В. Казакова, посвященную проблемам возникновения и становления Астраханского казачьего войска, защищенную в декабре 1999 г. в Волгоградском государственном университете.
   Нехватка подлинно научной информации дополнительно осложняла проблему самоидентификации участников движения именно как астраханских казаков, проблему и без того острую в связи со слабой исторической преемственностью и незнанием истории астраханского казачества.
   Движение возрождения астраханского казачества за пределами Астраханской области не получило серьезного развития и исчерпало себя в середине 90-х гг.: потомки астраханских казаков переориентировались на действовавшие казачьи организации Донского и Волжского войск (в период создания реестровых казачьих обществ).
   Казачье движение в Астраханской области, - и в рамках общественно-политической организации, и в рамках государственного реестрового окружного общества - по целому ряду причин, подобно общероссийскому казачьему движению, неоднократно заходило в тупик, переживало затяжные кризисы. И в настоящее время среди активных участников движения распространяется его оценка как несостоявшегося, бессодержательного, не имеющего ясных целей и задач, утратившего свой позитивный потенциал. И набирает силу тенденция возврата к историко-культурной работе как альтернативному направлению развития.
   К началу XXI в. остались в прошлом попытки казачьих активистов обособиться в качестве самостоятельного народа, пришло понимание общероссийского характера стоящих перед казаками проблем, но по-прежнему камнем преткновения для современного казачества остается мучительный поиск адекватной формы и содержания развития, своего места в постсоветской России.

Рефлексия:1.Что является основным катализатором возрождения казачества?                                                                                            2.Реабилитация казачества. 3.Какую цель преследовала власть, пытаясь использовать казачье движение для реализации своих планов по созданию широкой социальной базы перестроечному процессу и реформированию государства? (используем сигнальные карточки, ответы в виде тестов на доске)

 

В конце урока ученики  делают  основные выводы ( учитель может помочь  учащимся, задав наводящие вопросы):                                                                                                         Процесс возрождения казачества начался в 90-е годы 20 века и продолжается по сей день, постепенно набирая силу. Были приняты законодательные акты, способствующие процессу возрождения. Во многих местностях эта проблема является актуальной, но возродить казачество в том виде, в котором оно было раньше уже нельзя, да и не нужно. Необходимо сохранять память о культурных традициях казаков, об их роли , которую они играли в истории нашего Отечества, и передавать эту память своим потомкам.

В заключение урока 2 минуты необходимо отвести на письменные ответы учащихся на следующиевопросы:

  • Чему я научился, работая над проектом?
  • Чем эта работа была мне интересна?
  • Чем она была полезна?
  • Хочу ли я работать таким образом на других уроках?

Вывод:«Казачество – это вольность, это героизм и мужество, это преданность Матери-Родине и Церкви Православной, это любовь к земле и труду, это здоровый семейный быт и уважение к женщине, это христианское милосердие и благотворительность, это защита Матери-Родины, защита мира и справедливости на земле. Оно помнит слова Господа: «Нет больше той любви, как кто положит жизнь свою за ближних своих»

Дом. задание: проанализировать документ «постановление от 16 июля 1992г.№3321-I                                                                                                         

«О реабилитации казачества.»