Муниципальное казённое образовательное учреждение
Суляевская средняя общеобразовательная школа имени Федотова В.П.
Кумылженского муниципального района Волгоградской области
Конспект урока учителя русского языка и литературы
Ермаковой Рано Абдуллаевны
Тема урока:Способна ли сатира Салтыкова-Щедрина улучшить мир?
Обобщающий урок по литературе в 10 классе
2012г.
Цель: развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, ассоциативного мышления, обучение работе в группах и сопоставительному анализу произведений, обогащение речи учащихся изобразительно-выразительными средствами языка.
Эпиграф:
Сатира провожает в царство теней всё отжившее…
М.Е.Салтыков-Щедрин
Оборудование:компьютерная презентация, сборник сказок Салтыкова-Щедрина, иллюстративный материал, мультимедийный проектор
Основные понятия: юмор, ирония, гротеск, гипербола.
Ход урока:
1. Организация класса.
2. Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос «Способна ли сатира Салтыкова Щедрина улучшить мир?»
3. Вступительное слово учителя.
М.Е Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Щедрин писал романы, драмы, очерки, рассказы, рецензии, сказки.
Вершиной сатирического мастерства и воплощением идейных исканий писателя-гражданина стали знаменитые “Сказки”, которые современные литературоведы назвали “малой энциклопедией его сатиры”.
4. Актуализация знаний.
- Что же такое сказка?
- Когда и по какой причине Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?
- Что такое сатира?
-Почему Салтыков-Щедрин дал подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста»
-А сейчас давайте вспомним и сопоставим сказки Салтыкова-Щедрина и русские народные сказки и отметим в них общие и отличительные черты.
Разберёмся, какие сатирические приемы, использует писатель в сказках?
а) сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
б) гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
в) ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
г) иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
д) гипербола — чрезмерное преувеличение.
Основные темы сказок Салтыкова-Щедрина?
Обличение самодержавия («Медведь на воеводстве»),
Обличение господствующего класса («Дикий помещик»),
Обличение либерализма («Премудрый пескарь», «Либерал», «Карась-идеалист»),
Проблема народа («Повесть о том,как один мужик двух генералов прокормил»).
Создание проблемной ситуации.
ИТАК, мы познакомились с героями русской классики - миром сказок Салтыкова-Щедрина. Это взгляд на нашу историю, и попытка осмыслить то, что происходило во 2-й половине ХIХ века. А для нас с вами возможность подумать, поразмышлять над проблемами, волновавшими автора и заставляющими задуматься и нас.
Сейчас вы будете работать в группах и попробуете решить, способна ли сатира Щедрина улучшить мир?
Работа в группах (исследование).
Салтыков-Щедрин заимствует у народа готовые сказочные сюжеты и образы, развивает в них сатирическое содержание, а фантастическая форма является надежным способом “эзопова” языка, понятного и доступного широким слоям русского общества.
Общее задание: исследовать сказку:
1 группа – “Медведь на воеводстве”
2 группа – “Самоотверженный заяц”
3 группа – “Карась – идеалист”.
План анализа сказки.
1. Время создания сказки.
2. Художественное своеобразие сказки.
3. Особенности сказки.
4. Значение сказки.
5. Подбор эпиграфа к сатирическому произведению.
Итог исследования – выступление групп.
- Каким литературным традициям следовал Салтыков-Щедрин, создавая сказки?
(Пушкинские традиции: “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о царе Салтане”; басни Крылова - “эзопов” язык; можно сопоставить с произведениями Некрасова “Размышления у парадного подъезда”, “Железная дорога”: оба автора стремились пробудить народное самосознание и с горечью говорили о долготерпении народа).
- Назовите специфические особенности сказок Салтыкова-Щедрина.
(Писатель удивительно тонко сумел воссоздать духовный облик народного сказителя, воплотив в нем то свойство русского национального характера, которое Пушкин определил как “весёлое лукавство ума и живописный способ выражаться”. И лексика, и фразеология, и интонационный рисунок сказок Щедрина воспроизводят говор народного сказитедя).
- Что общего и отличительного в народных и щедринских сказках и сказках нового времени?
Сказки нового времени, как и народные, говорят о вечных проблемах, волнующих человека в любую эпоху: о жизни и смерти, любви и ненависти, благородстве и подлости, добре и зле. Правда, в сказках XIX и XX веков печального больше, чем радостного.
Слишком много страданий пришлось пережить людям. Пошатнулась их вера в “сбывшиеся сказки”. Однако обращение к любимому всеми жанру свидетельствует о стремлении писателей вылечить “болезни общества”, спасти человеческие души, вернуть им надежду на справедливость и счастье. Такая позиция близка и великому русскому сатирику М. Салтыкову-Щедрину
Работа с эпиграфом к уроку и иллюстративным материалом к сказкам Салтыкова-Щедрина.
Живая сила его произведений для нашей современности заключается «…в нетускнеющих …ценностях его сатиры…», наполненной гневными обличениями всех человеческих пороков.
Ведь эти самые пороки процветают и по сей день. И читая сатирические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, мы подчас видим сегодняшних чиновников с их произволом, двоедушием, ложью, «хищничеством» и «пустомыслием».
«Его смех сверкает грозно, как молния, и гремит, как гром в нависшей грозовой туче. Он сжигает то, что подлежит уничтожению, и очищает то, что нужно и можно сохранить…»С.Макашин
РЕФЛЕКСИЯ: Мы попытались углубиться в творчество великого сатирика настолько, чтобы понять, способна ли сатира улучшить мир.
Оцените! Весёлым солнышком или грустным .
Откройте дневники и запишите домашнее задание:
Написать сочинение по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина