Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Способна ли сатира Салтыкова-Щедрина улучшить мир?

Фото пользователя Рано Абдуллаевна Ермакова
Submitted by Рано Абдуллаевна Ермакова on пн, 17/12/2012 - 20:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ермакова Рано Абдуллаевна
Место работы, должность: 
МКОУ Суляевская СОШ имени Федотова В.П. Кумылженского района Волгоградской области учитель русского языка и литературы
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, ассоциативного мышления, обучение работе в группах и сопоставительному анализу произведений, обогащение речи учащихся изобразительно-выразительными средствами языка.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

 Литература. 10 класс  Курдюмова Т.Ф.С.А.Леонов, Е.Н.Колокольцев и др.

Используемая методическая литература: 

Курдюмова Т.Ф. Литература .10 класс. Методические рекомендации.Дрофа. 2008г.

Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор, компьютерная презентация, сборник сказок Салтыкова-Щедрина, иллюстративный материал

Краткое описание: 
Обобщающий урок по литературе в 10 классе по сказкам Салтыкова-Щедрина

 

 

 

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Суляевская средняя общеобразовательная школа имени Федотова В.П.

Кумылженского муниципального района Волгоградской области

 

 

 

Конспект урока учителя русского языка и литературы

 

Ермаковой   Рано  Абдуллаевны

 

 

 

Тема урока:Способна ли сатира Салтыкова-Щедрина улучшить мир?

Обобщающий урок по литературе в 10 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012г.

Цель: развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, ассоциативного мышления, обучение работе в группах и сопоставительному анализу произведений, обогащение речи учащихся изобразительно-выразительными средствами языка.

 

Эпиграф:

Сатира провожает в царство теней всё отжившее…

М.Е.Салтыков-Щедрин

 

Оборудование:компьютерная презентация, сборник сказок Салтыкова-Щедрина, иллюстративный материал, мультимедийный проектор

Основные понятия:  юмор, ирония, гротеск, гипербола.

Ход урока:

1. Организация класса.

2. Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос «Способна ли сатира Салтыкова Щедрина улучшить мир?»

3. Вступительное слово учителя.

М.Е Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Щедрин писал романы, драмы, очерки, рассказы, рецензии, сказки.

Вершиной сатирического мастерства и воплощением идейных исканий писателя-гражданина стали знаменитые “Сказки”, которые современные литературоведы назвали “малой энциклопедией его сатиры”.

4.  Актуализация знаний.

- Что же такое сказка?

- Когда и по какой причине Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

- Что такое сатира?

-Почему Салтыков-Щедрин  дал подзаголовок «Сказки для детей  изрядного возраста»

-А сейчас давайте вспомним и сопоставим сказки Салтыкова-Щедрина и русские народные сказки и отметим в них общие и отличительные черты.


 

Разберёмся,  какие сатирические приемы, использует писатель  в сказках?

 а) сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

б) гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

в) ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

г)  иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

д)  гипербола — чрезмерное преувеличение.

Основные темы сказок  Салтыкова-Щедрина?

Обличение самодержавия («Медведь на воеводстве»),

Обличение господствующего класса («Дикий помещик»),

Обличение либерализма («Премудрый пескарь», «Либерал», «Карась-идеалист»),

Проблема народа («Повесть о том,как один мужик двух генералов прокормил»).


Создание проблемной ситуации.

ИТАК, мы познакомились с героями  русской классики - миром сказок Салтыкова-Щедрина.  Это взгляд  на нашу историю, и попытка осмыслить то, что происходило во 2-й половине ХIХ века. А для нас с вами возможность подумать, поразмышлять над проблемами, волновавшими  автора и  заставляющими задуматься и нас.

 

Сейчас вы будете работать в группах и попробуете  решить, способна ли сатира Щедрина улучшить мир?

 

Работа в группах (исследование).

Салтыков-Щедрин заимствует  у народа готовые сказочные сюжеты и образы, развивает в них сатирическое содержание, а фантастическая форма является надежным способом “эзопова” языка, понятного и доступного широким слоям русского общества.

Общее задание:  исследовать сказку:

1 группа – “Медведь на воеводстве”

2 группа – “Самоотверженный заяц”

3 группа – “Карась – идеалист”.

План анализа сказки.

1. Время создания сказки.

2. Художественное своеобразие сказки.

3. Особенности сказки.

4. Значение сказки.

5. Подбор эпиграфа к сатирическому произведению.

Итог исследования – выступление групп.

Каким литературным традициям следовал Салтыков-Щедрин, создавая сказки?

(Пушкинские традиции: “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о царе Салтане”; басни Крылова - “эзопов” язык; можно сопоставить с произведениями Некрасова “Размышления у парадного подъезда”, “Железная дорога”: оба автора стремились пробудить народное самосознание и с горечью говорили о долготерпении народа).

 

Назовите специфические особенности сказок Салтыкова-Щедрина.

(Писатель удивительно тонко сумел воссоздать духовный облик народного сказителя, воплотив в нем то свойство русского национального характера, которое Пушкин определил как “весёлое лукавство ума и живописный способ выражаться”. И лексика, и фразеология, и интонационный рисунок сказок Щедрина воспроизводят говор народного сказитедя).

 

Что общего и отличительного в народных и щедринских сказках и сказках нового времени?

Сказки нового времени, как и народные, говорят о вечных проблемах, волнующих человека в любую эпоху: о жизни и смерти, любви и ненависти, благородстве и подлости, добре и зле. Правда, в сказках XIX и XX веков печального больше, чем радостного.

Слишком много страданий пришлось пережить людям. Пошатнулась их вера в “сбывшиеся сказки”. Однако обращение к любимому всеми жанру свидетельствует о стремлении писателей вылечить “болезни общества”, спасти человеческие души, вернуть им надежду на справедливость и счастье. Такая позиция близка и великому русскому сатирику М. Салтыкову-Щедрину

 

Работа с эпиграфом к уроку и иллюстративным материалом к сказкам Салтыкова-Щедрина.

Живая сила его произведений для нашей современности заключается «…в нетускнеющих …ценностях его сатиры…», наполненной гневными обличениями всех человеческих пороков.

Ведь эти самые пороки процветают и по сей день. И читая сатирические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, мы подчас видим  сегодняшних чиновников с их  произволом, двоедушием, ложью, «хищничеством» и «пустомыслием».

 «Его смех  сверкает грозно, как молния, и гремит, как гром в нависшей грозовой туче. Он сжигает то, что подлежит уничтожению, и очищает то, что нужно и можно сохранить…»С.Макашин

РЕФЛЕКСИЯ: Мы  попытались углубиться в творчество великого сатирика настолько, чтобы понять, способна ли сатира улучшить мир. 

Оцените! Весёлым солнышком   или  грустным  .

 

Откройте дневники и запишите домашнее задание:                                                                         

Написать  сочинение по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина

 

 


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн