Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Приобщение детей дошкольного возраста к истокам родной культуры" (из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с "Радуга" Климонтовой Е.В.

    Выберите действие:

 

Приобщение детей к истокам народной культуры  

 

       Старая поговорка гласит: « Все новое - хорошо забытое старое». Своя

культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой

он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить,

«с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все

равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На

сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре,

 к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям. Значение культуры

 собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее

 дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности

 человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребенок

 нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в

удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков - тех, кто перед нами

 был, научит понимать и удивляться.  В  своей работе с дошкольниками по

приобщению к русской народной культуре и искусству  поставила   перед собой

следующею цель:

                Формирование  основ культуры ребенка, через приобщение к истокам

                 народной культуры, к народным 'традициям.

Задачи:

                Формировать основы национального самосознания и любви к отечеству ;

.               Развивать интереса к исконно русским традициям;

                Знакомить со значительной частью культурного опыта наших предков:

                жилищем и предметами быта, ремеслами, фольклором,   

                традициями и декоративно-прикладным искусством;

                Развивать декоративное творчество детей на основе усвоения народного

                искусства, знакомить с особенностями национальных  

                костюмов народов;

                Приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный

                запас;

                Осуществлять взаимосвязь изобразительного искусства с устным

                фольклором.

   Исходя из того, что важным условием развития детского творчества, поддерживания

 интереса детей к культуре предков, служит развивающая среда,   особое внимание я

  уделила  обогащению содержания развивающей среды. В ДОУ действует

 мини - музей « Русская изба». Наш мини – музей  занимает небольшое

 пространство  и  не  отвечает  строгим требованиям  настоящего  музея.

В его экспозиции  много  сделано  руками воспитателей, родителей  и  детей. 

Так  как  невозможно  представить  себе  русскую  избу  без  печки, встала

 необходимость  создать  её  своими  руками. Главная  зона – «горница», в  неё

 поставил  стол  со  скамейками, на  стены  повесили  вышитые  картины.

 Особый  интерес  у  детей  вызывает – прялка. Дополнен  интерьер  народными

 «игрушками» выполненными  детьми  на  занятиях по  изодеятельности. И 

 ещё  одним  из  интереснейших  предметов  для  детей  является 

 

cундук. Как  само  пространство  «мини – музея», так  и  его  экспонаты,

постоянно  трансформируются,  являются  частыми  атрибутами  в

 театрализованной  деятельности, развлечениях.

Народное искусство в воспитательно - образовательной работе с детьми

  я  использую  в различных видах деятельности.

 В интегрированной форме: как на занятиях, так и в процессе самостоятельной

 деятельности детей.     Осуществляется взаимосвязь изобразительного

 искусства с устным фольклором (потешки, песенки, сказки, загадки). Задача

по ознакомлению с иллюстрациями к произведениям устного фольклора

 художника Ю.Васнецова, решается во взаимодействии с изобразительной

деятельностью и декоративной лепкой (скульптурой малых форм). При работе

 с детьми широко использую   дымковскую, каргопольскую и филимоновскую

 игрушки. Очень нравиться детям самостоятельно изготавливать поделки

под дымковскую игрушку, изделия с элементами хохломской и Городецкой

росписями. Погружение детей в разнообразную эстетическую среду благодаря

 практической деятельности по созданию различных поделок, украшений, изучению

 народного фольклора позволяет прививать у детей чувство прекрасного.

    Перед тем как приступить к выполнению творческих заданий,

организуются с детьми экскурсии в музей « Русская изба». Все это делается,

для того чтобы лучше познакомить с образцами народного искусства.

 Огромной любовью пользуется у детей сказка. В русской народной сказке

заключено богатое содержание в отношении насыщенности художественной

речи, языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами,

синонимами, антонимами) Особенно интересно проходит чтение сказок в

музее, где четко можно увидеть обстановку русской избы, и ребенок чувствует

себя очень комфортно и уютно как «в сказке». Дети с удовольствием

самостоятельно разыгрывают сказки и шуточные сценки. Известно, что

сказка выполняет важную роль в развитии воображения - способности, без которой

невозможно ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения,

 ни любая творческая деятельность взрослого. Широко в работе с детьми

 используются в русские народные пословицы и поговорки. Через пословицы

и поговорки у дошкольников формируется положительные отношения к трудовой

деятельности, понимания важности труда в жизни человека, почтительного

отношения к его результатам. Знакомство с музыкальным фольклором

 осуществляем как на музыкальных и других занятиях. В повседневной жизни, на

досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Так уже стало

 традицией проведение « Колядок», « Масненицы»,« Рождественские  гадания»,

«Праздник  птиц» и др. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни:

игровые, плясовые, разнообразные танцы. Задорные мелодии данных произведений

 радуют своим весельем, жизнерадостным характером. Они очень просты

по своему построению, отличаются четким ритмом. При проведении обрядовых

 праздников обращаем внимание детей на принципы изготовления и

ношения русского костюма, проводятся беседы с детьми о правильности проведения

 тех или иных обрядовых действий. Ценность  народного  творчества  в  том,

 

что  с  его  помощью  взрослые  легко  устанавливают  эмоциональный  контакт

  с  ребёнком. Народные  произведения  с  их  богатой  выдумкой, остроумием 

заряжают  своим  весёлым  смехом,  создают  радостные  настроения.

Абсурдность  небывальщин – это  средство  воспитания  «смешного». Народные

 игры  развивают  сообразительность, ловкость, смекалку – это  ещё  и 

маленькие  театрализованные  представления. Используя  в  играх  присказки,

приговорки, считалки, ребёнок  связывает  слово  с  действием.

  Проведение тематической беседы является очень важным при ознакомлении

детей с традициями и культурой народа. Такие беседы проводятся как на занятиях,

 так и на утреннем сборе, в свободной деятельности детей.

 Использование элементов фольклора, ознакомление с подвижными народными

играми проводится при проведении утренней гимнастики и на физкультурных занятиях ,

на прогулке. Все работы детей по декоративно-прикладному искусству

оформляются в виде разнообразных выставок, как в фойе детского сада, так и в

 групповых.

 Активное участие по приобщению детей к традициям и народной культуре

 принимают родители. Они являются инициаторами и активными участниками

пополнения развивающей среды детского сада изделиями народных промыслов и

 экспонатами в музей, проявляют интерес к образовательному процессу,

принимают непосредственное участие в разнообразных мероприятиях

(развлечениях, фольклорных праздниках, занятиях) организованных в ДОУ.

В результате анкетирования родителей : 100% - по отзывам родителей –

 получили яркие впечатления от посещения музея , высказали желания пополнять

 экспонаты музея, 100% - удовлетворены полностью работой проводимой педагогами

в ДОУ по приобщению  детей  к  народной  культуре. В ДОУ имеется

необходимая методическая литература, аудио и видно кассеты, книги для детей

 о народных промыслах. Диагностика уровня восприятия занятий (старший возраст)

 показывает: 72% - показывали высокий уровень восприятия, 20% - выше среднего,

8% - средний  уровень, низкого показателя – нет.

  Народное творчество - источник чистый и вечный. Он благотворно влияет

 на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям

 красоту». Знакомя дошкольников с изделиями народных мастеров, с

народными традициями с фольклором, народными песнями, танцами,

играми мы стараемся, помогаем приобщению детей к народной культуре,

 помогаем войти им в мир прекрасного, развивая их творческие

способности. Посредством общения с народным искусством происходит

обогащение души ребенка, прививает любовь к своему родному краю.

 Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные

традиции и  выработанные  народом  формы  эстетического  отношения

 к миру. Соприкосновение  с  народным  творчеством  обогащает  ребенка,

воспитывает  гордость  за  свой  народ, поддерживает  интерес  к  его

 истории  и  культуре.