Официальный сайт maxceiling 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интеллектуальные игры с химическим содержанием

Размещено: Татьяна Мирошкина - пн, 07/01/2013 - 14:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мирошкина Татьяна Анатольевна
Место работы, должность: 

 г.Кропоткин, лицей №3

Регион: 
Краснодарский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p align="center"> <strong>Интеллектуальные игры </strong><strong>с химическим содержанием</strong></p> <p align="center"> <strong>&laquo;Счастливый случай&raquo;</strong></p> <p align="center"> &nbsp;</p> <p> В игре участвуют две команды по 4&mdash;5 человек. Заранее оформляем актовый зал. На сцене сооружается игровое поле, пред&shy;ставляющее собой круг, разделенный на пять секторов:</p> <p style="margin-left:.25pt;"> а)&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; общие знания из области неорганиче&shy;ской химии;</p> <p style="margin-left:9.6pt;"> б)&nbsp;&nbsp;&nbsp; химические элементы;</p> <p style="margin-left:9.6pt;"> в)&nbsp;&nbsp;&nbsp; органические вещества;</p> <p style="margin-left:9.6pt;"> г)&nbsp;&nbsp;&nbsp; ученые-химики;</p> <p style="margin-left:9.6pt;"> д)&nbsp;&nbsp;&nbsp; счастливый случай.</p> <p style="margin-left:.25pt;"> Если во время игры стрелка волчка ука&shy;жет на сектор &laquo;Счастливый случай&raquo;, то команда получает дополнительное очко.</p> <p style="margin-left:.25pt;"> Перед началом игры ведущий разыгры&shy;вает&nbsp; право первого хода.&nbsp; Он&nbsp; загадывает-обеим командам загадку.</p>

Интеллектуальные игры с химическим содержанием

«Счастливый случай»

Учитель химии лицея №3 г Кропоткин Мирошкина Т.А.

 

В игре участвуют две команды по 4—5 человек. Заранее оформляем актовый зал. На сцене сооружается игровое поле, пред­ставляющее собой круг, разделенный на пять секторов:

а)       общие знания из области неорганиче­ской химии;

б)    химические элементы;

в)    органические вещества;

г)    ученые-химики;

д)    счастливый случай.

Если во время игры стрелка волчка ука­жет на сектор «Счастливый случай», то команда получает дополнительное очко.

Перед началом игры ведущий разыгры­вает  право первого хода.  Он  загадывает-обеим командам загадку.

Она родилась в самой волшебной странеХимической лаборатории. Ее папаОксид азота(ГУ)был мужчиной злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Ее мама была простой, спокойной женщиной, звали ее Вода. Она появилась маленькая, бесцветная. Но когда к ней прибавили рас­твор фиолетового лакмуса, все сразу по­няли, что родилась девочка. Назовите ее. (Азотная кислота.)

Той команде, которая первая даст пра­вильный ответ, предстоит начать игру.

Гейм первый — знакомство

Капитан каждой команды выбирает кате­горию вопроса, запуская волчок на игро­вом поле. Таким образом команды пооче­редно отвечают на задаваемые им вопросы (по 3 каждой команде). На размышление дается 20 с, после чего команда предлагает свою версию ответа. Если он верный, то команда получает одно очко; если невер­ный, то заслушивают версии зрителей. За правильный ответ зрителю выдается жетон.

Сектор «Общие знания из области не­органической химии»

1.    Какой из металлов широко использу­ют в электротехнике?  (Медь.)

2.    Какое стекло можно докрасна нака­лить, опустить в воду и оно не потрескает­ся?   (Кварцевое.)

3.      Какое вещество известно в аптеках под названием «горькая соль»? (Сульфат магния.)

4.      Что такое «царская водка»? (Смесь концентрированных азотной и соляной кислот.)

5.       Назовите вещество, способное из твердого состояния сразу переходить в газооб­разное.  (Иод.)

6.       Какое вещество окрашивает рубино­вые звезды Московского Кремля? (Селенид кадмия.)

Сектор  «Химические  элементы»

1.Назовите самый распространенный элемент — металл земной коры. (Алюми­ний.)

2.Какой химический элемент входит в состав любого органического вещества? (Углерод.)

3.Элемент в переводе с греческого «не­сущий свет». (Фосфор.)

4.Химический элемент, названный в честь великого русского химика. (Менделевий.)

 

5.    Химический элемент, название кото­рого произошло от названия нашей плане­ты.  (Теллур.)

6.    «Семь металлов создал свет по числу семи планет...». Так считали алхимики. Назовите эти элементы-металлы. (Железо, золото, серебро, медь, свинец, олово, ртуть.)

Сектор  «Органические  вещества»

1.   Болотный газ. (Метан.)

2.   Название государства, сходное с на­званием органического вещества. (Бутан.)

3.   Непредельный углеводород, применяе­мый при резке и сварке металлов. (Ацети­лен.)

4.   Взрывчатое вещество, способное об­легчить спазмы сердечных сосудов. (Нит­роглицерин.)

5.   Какой спирт хорошо смягчает кожу рук?   (Глицерин.)

6.   Как раньше называли керосин? (Фо­тоген — «свет рождающий».)

Можно ли нефть считать индивиду­альным веществом? (Нет, это смесь угле­водородов.)

Сектор   «Ученые-химики»

1.Советский ученый, получивший син­тетический каучук.  (СВ. Лебедев.)

2.Создатель теории строения органиче­ских соединений. (A.M. Бутлеров.)

3.Первооткрыватель периодического за­кона химических элементов. (Д.И. Менде­леев.)

4.Создатель противогаза. (НД.Зелинский.)

 

5.   Кто изобрел первую в мире кероси­новую лампу? (Польский ученый И. Лука-севич.)

6.   Назовите фамилию великого русского химика и композитора. (А.П.Бородин.)

7.   Этот ученый — естествоиспытатель, химик-любитель, отдавший любимому делу большую часть своей жизни, сумел с по­мощью своих чудо-весов с большой точно­стью взвесить земной шар. Кто же этот чародей?   (Г.  Кавендиш.)

Гейм второй — видеовопросы

Командам по очереди (право первого ответа — проигрывающей команде) пред­лагают просмотреть по три видеозаписи поставки опытов. Учащимся необходимо оп­ределить название каждого опыта.

Гейм третий«Тымне, ятебе»

Каждый член команды задает вопрос представителю команды соперника, имею­щему тот же номер в команде, что и иг­рок, задающий вопрос. На размышление — 20 с. В этом гейме зрители участия не принимают. Организаторы игры выбира­ют наиболее интересный вопрос; игроку, задавшему его, вручают приз, а всей ко­манде присуждают дополнительное очко.

Гейм четвертый — «Темная лошадка»

Ведущий читает вопрос; если ни у од­ной из команд нет версии ответа, то он обращается к зрителям. Зрителю, набрав­шему большее число жетонов, ведущий вручает приз.

     1. Древний историк Плиний Старший рассказывает об интересном событии, ко­торое произошло 2000 лет назад. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар изготовлен­ную им чашу из блестящего, как серебро, легкого металла, полученного из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарно­сти редко обременяло императора, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свой­ствами обесценит хранившееся в казне зо­лото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься произ­водством «опасного металла».

Из какого металла была изготовлена чаша?   (Алюминий.)

2.   Однажды некий американский мил­лионер заказал себе яхту для морских про­гулок. Яхту построили богатую, прекрасно отделанную. Подводную часть сделали же­лезной, а сверху яхту обшили красивым сплавом меди с никелем. Недешево обош­лась она хозяину. Но очень скоро, не ус­пев сделать и одного длительного рейса, яхта пришла в полную негодность. Стали расследовать причину столь удивительного случая. И что же выяснилось? (Произошла коррозия.)

3.   Пламя костра освещает вход в пеще­ру. Вокруг огня сидят люди. Тела их по­крыты звериными шкурами. Около муж­чин лежат луки со стрелами с твердыми кремниевыми наконечниками, каменные топоры. Дети, собиравшие сучья, подбра­сывают их в огонь. Женщины поджарива­ют только что пойманную дичь. Пока муж­чины охотились, женщины собирали в лесу ягоды и коренья. Чтобы сохранить все эти запасы, они стали плести из прутьев кор­зины, замазывая щели мокрой глиной; для просушивания такие корзины вешали над огнем. Иногда прутья сгорали, а обожжен­ная глина оставалась. Так несколько тыся­челетий назад были получены первые гли­няные горшки, явившиеся прапрадедушка­ми нашей современной ... (Керамики.)

Гейм  пятый —  «Дальше,  дальше,  дальше...»

Начинает проигрывающая пока команда. Ведущий в течение 1 мин задает вопросы, требующие быстрого ответа. Задача команд: дать как можно больше правильных отве­тов на поставленные вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в  1 балл.

1.Элемент с металлическими свойства­ми, который входит в состав поваренной соли. (Натрий.)

2.Процесс отдачи электронов атомами или ионами. (Окисление.)

3.Галоген, соединение которого оказы­вает успокаивающее действие на нервную систему.  (Бром.)

4.Наиболее активный неметалл.  (Фтор.)

5.Вещество, поддерживающее горение и дыхание. (Кислород.)

6.Вещества, в растворах которых синий лакмус меняет окраску на красную. (Ки­слоты.)

7.Самый легкий газ. (Водород.)

8.Вещество, которое, дезинфицируя воду, не оставляет привкуса. (Озон.)

9.  Метод полной  очистки воды.   (Дис­тилляция.)

10. Приборы, применяемые при очистке воды от нерастворимых в ней примесей. (Фильтры.)

И. Химически неделимая частица ве­щества.  (Атом.)

12.Растворимые в воде основания. (Ще­лочи.)

13.Свойство атомов химического элемента образовывать два или несколько простых веществ.   (Аллотропия.)

 

14.Название реакции, при которой вы­деляется теплота.   (Экзотермическая.)

15.«Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями». Кто автор этих строк? (Д.И.   Менделеев.)

16.Какое топливо заправляют в самоле­ты?   (Керосин.)

17.Ионы какого металла отравляют бо­лезнетворные  бактерии?   (Серебра.)

18.     Что такое сусальное золото? (Дисуль­фид олова.)

19.   Самое  распространенное  на   Земле вещество.  (Вода.)

20.   Реакция   обменного   взаимодействия между веществом и водой. (Гидролиз.)

21.     Вещества, изменяющие скорость хими­ческих реакций. (Катализаторы, ингибиторы.)

22.Город,   названный  в  честь  ученого-химика.   (Менделеевск.)

23.Реакции,   при  которых  поглощается теплота.   (Эндотермические.)

24.Разрушение металлов  под воздейст­вием окружающей среды.  (Коррозия.)

25.Стеклянный сосуд для точного изме­рения объема жидкости. (Мерная пипетка.)

 

 

 

 

 

 

 «Звездный час»

Игру начинают шесть игроков. Каждый из них получает по восемь табличек с по­рядковыми номерами. В первом туре при ответах на вопросы о металлах и неметал­лах участникам игры необходимо после минуты размышления поднять табличку с номером соответствующего вещества. (Кар­точки с веществами, обозначенными хими­ческими символами, вывешивают на доске: 1. Sn. 2. А1. 3. Fe. 4. Pb. 5. Au. 6. Ag. 7. Na. 8. Си.) За правильный ответ присваивается звезда.

Тур    I Вопросы о металлах

1.Свойство этого металла — превращать­ся в порошок — погубило антарктическую экспедицию Р. Скотта.  (Олово )

2.Данный металл встречается не только на Земле, но и в космосе. Его обнаружили в упавших метеоритах.  (Железо.)

3.Этот металл называют крылатым. (Алю­миний.)

4.Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели же­лудочно-кишечными заболеваниями гораз­до реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот посуда разная. Из какого чудодейственного металла была из­готовлена офицерская посуда?   (Серебро.)

1Задания I, IIи IVтуров предложены Ю.М. Малочкиной (Арзамасский пединститут), а IIIи Vтуров — СИ. Рогожниковым (Южно-Саха­линский пединститут).

Вопросы  о  неметаллах

1.  Газ, применяемый в производстве све­товых рекламных трубок.  (Неон.)

2.  Вещество, применяемое для исследо­вания головного мозга. (Ксенон.)

 

3.    Одно вещество, образованное этим элементом, во много раз дороже золота, а за другое приходится платить деньги, лишь бы только от него избавиться. (Углерод; алмаз и сажа.)

4.    Его очень мало в организмах живот­ных, но много в растениях. Он составляет около 30 % веса земной коры и после ки­слорода наиболее распространенный эле­мент на Земле. (Кремний.)

Ведущий подсчитывает число звезд у каждого участника первого тура. Игрок, набравший наименьшее число очков, вы­бывает из игры. Он награждается призом за участие. Точно так же происходит до тех пор, пока не останется два финалиста.

Тур    II

На доске поочередно вывешивают по четыре карточки с названиями элементов. Игрокам необходимо определить признак, объединяющий большинство элементов, и поднять табличку с номером того элемен­та, который не соответствует этому при­знаку.

Осмий, алюминий, натрий, литий. (Ос­мий — самый тяжелый металл.)

Ртуть, железо, магний, кальций. (Ртуть — жидкий металл.)

Натрий, калий, кальций, рубидий. (Каль­ций — щелочно-земельный металл.)

Углерод, азот, кислород, хлор. (Хлор — элемент IIIпериода.)

Тур    III

Игроку за минуту необходимо написать как можно больше образных выражений, используемых в литературе, в которых фигурируют названия химических элемен­тов.

Например: железные мускулы, железная воля, железная логика, железная дисцип­лина, железный занавес, железные дово­ды, выжечь каленым железом; золотое серд­це, золотые руки, золотая лихорадка, золо­тая осень, золотое дно, золотая жила, зо­лотой фонд, золото волос, золото заката, золотая свадьба, черное золото, белое зо­лото, Сулить золотые горы; медные трубы, медный лоб, медная глотка, гроша медного не стоит; свинцовая тяжесть, свинцовый взгляд, свинцовые тучи, свинцовые волны, свинцовые кулаки; серебряная свадьба, се­ребряный голос, серебряный звон; оловян­ные глаза; титанические усилия; неоновый свет; хромовая обувь.

Чтобы подготовиться к эксперименталь­ному конкурсу, нужна небольшая пауза. Ее можно заполнить игрой со зрителями. Зрителю, перечислившему больше всех пословиц и поговорок с упоминанием на­званий химических элементов, вручается приз.

Куй железо, пока горячо.

Слово — серебро, молчание — золото.

Не все то золото, что блестит.

Мал золотник, да дорог.

Не кует железо молот, кует кузнец.

От медного лба золотых мыслей не дождешься.

Добро серебро, а золото лучше.

Тур    IV

На доске вывешивают таблички с фор­мулами восьми веществ: хлорида магния, уксусной кислоты, воды, дихромата аммо­ния, меди, гидроксида кальция, хлороводо-рода, серной кислоты. Участникам игры нужно выбрать то вещество, с которым осуществляется  превращение.

Демонстратор поочередно проводит сле­дующие опыты: «Вулкан на столе» (дихро­мат аммония), «Золотой нож» (медь), «Пламя над пробиркой» (уксусная кислота), «Фон­тан на столе» (хлороводород).

Тур    V

Ведущий приглашает финалистов за жур нальный столик, на который он выставляет табличку со словом «Золото». За отведен­ное время игрокам необходимо вспомнить как можно больше стихотворных строк с этим словом. Лидирующий пока игрок мо­жет в критический момент вместо стихо­творных строк поставить звезду. Приве­дем только некоторые строки из стихов М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина.

Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой ...

(«Парус».)

Ночевала тучка золотая

На груди утеса — великана ...

(«Утес».)

Отделкой золотой блистает мой кинжал ...

(«Поэт».)

У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том ... ... Там царь Кащей Над златом чахнет ...

(«Руслан и Людмила».)

А орешки не простые, Всё скорлупки золотые ... ... Торговали мы булатом, Чистым серебром и златом ... ... Тридцать три богатыря, В чешуе златой горя ...

(«Сказка о царе Салтане».)

Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный  рожок!..

{«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою ...

(«Сказка о рыбаке и рыбке».)

В багрец и золото одетые леса ...

(«Осень».)

«Всё мое», — сказало злато; «Всё мое», — сказал булат. «Всё куплю», — сказало злато; «Всё возьму», — сказал булат.

{«Золото и булат».)

И наконец, для победителя наступает «Звездный час», ему предоставляется пра­во обратиться с речью ко всей школе.

же обратить внимание учащихся на то, что на упаковке некоторых продуктов питания указана их калорийность (1 ккал =4,18кДж).

Школьникам можно предложить несколь­ко вопросов по данной таблице.

1. Пользуясь приведенными в тексте дан­ными, оцените соотношение затраченной за последние сутки и полученной вами с пищей энергии. Сделайте соответствующие выводы.

2. Оцените экспериментально объем ва­шего вдоха в спокойном состоянии (как это сделать?) и частоту дыхания, а затем рассчитайте, используя ответ на вопрос 1, какова примерно концентрация кислорода в выдыхаемом вами воздухе. Для просто­ты считайте, что всю энергию вы получи­ли, питаясь углеводами состава CnH2nOn(их теплоту сгорания примите равной 20 кДж/г).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Размер
~$теллектуальные игры с химическим содержанием.doc 162 байт(ов)

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн